Выявление речевых нарушений у детей. Обследование произношения
Выявление речевых нарушений у детей. Обследование произношения.
Автор: Ивенкова Галина Евгеньевна
МАОУ «Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», г. Яхрома Московской области
Аннотация: В статье автор пишет о детях группы риска, о своевременном выявлении речевых нарушений и правильной их диагностики. Представлены разнообразные методы обследования и выявления речевых нарушений у детей. Заполнение речевой карты.
Ключевые слова: Речевые нарушения, обследование речи, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Обследование - первый и очень важный этап коррекционной работы. От него зависит судьба ребёнка. В учреждение какого типа, в компенсирующую группу какого профиля попадёт ребёнок? Эти и другие вопросы волнуют логопедов накануне обследования ребёнка или сразу же после него.
Понимая актуальность проблемы, я отобрала необходимые методы на выявление речевых нарушений, систематизировала задания с учётом возраста детей.
Нарушения речи могут быть разнообразными: от неточности произношения одного или нескольких звуков до сложных, полиморфных, системных дефектов, затрагивающих все компоненты языковой системы.
Если проводить обследование ребёнка выборочно, бессистемно, руководствуясь впечатлением, а не фактическими данными, нельзя понять подлинные истоки нарушения, полностью оценить спектр проблем, подлежащих коррекции, а также вскрыть все компенсаторные возможности ребёнка.
Считаю, что правильно проведённое обследование позволяет:
• дать точное и полное заключение;
• установить степень выраженности нарушения;
• системно подходить к анализу нарушения;
• выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность;
• определить относительно сохранные функции и процессы;
• выбрать эффективные пути, а также средства коррекционноразвивающей работы.
Поэтому целью моей работы является подбор конкретных приёмов обследования нарушенной речи, необходимых сведений об анализе структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценке, для применения на практике. Значительное место отведено теоретическому обоснованию адекватности применения предлагаемых методов. Выбор приёмов обследования и их систематизация определяется научными позициями. Через всю основную главу моей работы проходит единый методологический принцип системного анализа речевых нарушений. Конкретные методики обследования описаны с учётом того, что первичная несформированность у обследуемого ребёнка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечёт за собой последствия негативного изменения речевой системы в целом. Методики обследования представлены в соответствии с задачами исследования нарушений той или другой стороны деятельности. Подробное обследование проводится для того, чтобы, вскрыв все имеющиеся у ребёнка проблемы, грамотно, системно и результативно их решать.
Успех раннего выявления речевого дефекта у ребёнка зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приёмы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с учётом его личностных особенностей.
Обследование произношения.
При обследовании произношения звуков необходимо выявить умение ребёнка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение, или отсутствие отдельных звуков - при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Важно выяснить, как произносит ребёнок слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), наблюдается ли у ребёнка перестановка, выпадение звуков и слогов.
Для исследования произношения звуков в словах необходимо иметь набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображённых на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава: многосложные со стечением согласных, исследуемые звуки должны занимать в них различное местоположение. Самым простым способом обследования умения ребёнком произносить те или иные звуки речи является такой: ребёнку предлагаются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в стечении согласных. При проверке произнесения звуков предлагаются, например, следующие картинки:
“ш” - шапка, чашка, душ.
“л” - лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа.
“л’ ” - малина, лебедь, полено.
“р” - радуга, корова, забор, труба.
“йот” - яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк.
“г” - гамак, вагон, нога, рог.
“к” - мак, комната, ветка, лук.
“х” - хлеб, муха, мох, охотник.
“с” - санки, коса, нос, стакан, стол.
“с’ ” - сети, письмо, гусь.
“з” - завод, зубы, коза, звезда, воз.
“з* ” - зима, корзина, газета.
“ц” - цапля, солнце, палец, цветок.
“ж” - жук, лужа, нож.
“ч” - чайник, качели, печка, ночь.
“щ” - щётка, щепки, плащ, клещи.
Важно проверить, насколько правильно ребёнок произносит проверяемые звуки в речевом потоке. Для этого ребёнку следует предложить произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно чаще повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, потешки, скороговорки.
С этой целью можно использовать следующие тексты:
на звук “с” - В лесу темно, все спят давно.
“г”, “с”, “х” - Гуси, гуси!
Га-га-га.
Есть хотите?
Да-да-да!
“р”, “з”, “с” - Роет землю старый крот. Разрывает огород.
“к”, “р”, “р’ ”, “ч” - Открываем календарь:
Начинается январь. В январе, в январе Много снега на дворе.
В случае неправильного произнесения звука предлагается произнести то же слово отражённо.
Работая над темой “Выявление речевых нарушений” я руководствовалась своей профессиональной заинтересованностью и перспективами дальнейшего внедрения материалов и методических советов этой темы в конкретные условия для проведения самостоятельного исследования.
Благодаря тщательной работе по теме я научилась правильно распознавать виды речевых нарушений у детей и с точностью диагностировать их. Выезжая на МПК в город Москву, на улицу 8-е Марта, с обследуемыми мной детьми, используя все материалы своей работы, я отмечаю, что с моей стороны логопедическое заключение было верным. Таким образом, исследуемый ребёнок правильно был продиагностирован и направлен в необходимое для него учебное заведение.
Для меня моя работа явилась значимой и необходимой. Именно по ней работаю методически правильно. Я провела анализ литературных источников по данной проблеме, разработала краткие методические выводы о применении комплексного обследования ребёнка, о правильности и своевременности выявления речевых нарушений.
Моя работа помогла мне осуществить одну из важных задач: всестороннее изучение и выявление структуры речевого дефекта при различных патологических состояниях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борякова Н.Ю., Соболева AB., Ткачёва В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М.: Социально-политический журнал. Ассоциация Гуманитарий, 1994 г.
2. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972 г.
3. Выгодская И.Г., Гегелия Н.А., Кочеровская Т.П. Исправление
4. Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств. - В кн: Расстройства речи у детей и подростков// Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969 г.
5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2001 г.
6. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Методические указания к пособию. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. - М., 1971 г.
7. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. -М.: Просвещение; 1976 г.
8. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1973 г.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1991 г.
10. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. - М.: АРКТИ, 2002 г.