Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование функциональной грамотности по математике обучающихся с ОВЗ

Дата публикации: 2022-12-04 16:46:50
Статью разместил(а):
Максимова Светлана Родионовна

Формирование функциональной грамотности по математике обучающихся с ОВЗ

Автор: Максимова Светлана Родионовна

Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ № 1 Минобразования Чувашии

 

Аннотация: Человек должен быть функционально грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Ключевые слова: функциональная грамотность, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением интеллекта, социализация.

 

Математическая грамотность - это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модельситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. 

Функциональная грамотность — способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет преподаем — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок! 

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. 

Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

1 группа - задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;

2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материализ разных областей математики;

3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. 

Функционально грамотная личность – это человек: 

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями; 

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; 

– умеющий отвечать за свои решения; 

– способный нести ответственность за себя и своих близких; 

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; 

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; 

– владеющий современными информационными технологиями. 

Цель учителя - развить ребёнка. 

- развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое; 

- развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение; 

- пространственное восприятие; 

- развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику; 

- развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, учитель получает в результате функционально развитую личность. 

Существуют основные формы функциональной грамотности: 

- грамотность в чтении и письме; 

- грамотность в естественных науках; 

- математическая грамотность; 

- компьютерная грамотность; 

- грамотность в вопросах здоровья; 

- коммуникативная грамотность; 

- юридическая грамотность и т.д. 

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. 

При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. 

Как же формируется математическая грамотность у учащихся с ОВЗ? 

У учащихся с ОВЗ при изучении этого предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. 

Задачи обучения математике для детей с ОВЗ следующие: 

- овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ; 

- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления; создание условий для социальной адаптации учащихся. 

Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:

а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории я проявляю особый педагогический такт; важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) обеспечить обогащение детей математическими знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т.д.).

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых - переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых - подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих - в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.  

Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление. 

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий,  закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными. 

Формы восприятия устного счета. 

- Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на  память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память. 

- Зрительный (таблицы, плакаты, записи на  доске, слайды презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда  без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.

- Комбинированный. 

Средства формирования устных вычислительных навыков:  

1. Задачи в стихах. 

2. Вычислительные цепочки. (В тетрадь записываем только ответы под соответствующими буквами номера). 

3. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Молчанка», эстафеты, мини - соревнования» 

4. Игровые моменты и занимательные задачи: 

Учитель вызывает ученика и просит его назвать числа в порядке убывания. Следующий ученик должен называть числа в порядке возрастания. 

5. Тесты. 

6. Математический, арифметический и графический диктанты. 

7. Математическое лото. 

8. Ребусы, кроссворды. 

9. Создание проблемных ситуаций. 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ самоконтроль):  

• 5-7 минут; 

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 3-5 типовых заданий). 

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Проводится рефлексия деятельности (итог урока), цель которой - осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Таким образом, мы, учителя, сознательно формируем не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют. Соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряем качественный скачок на новый уровень развития.

Заключение. 

При использовании на уроках указанных форм и методов работы у обучающихся с ОВЗ формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими для них. 

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную математическую грамотность школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

  

. . . . .