Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности развития эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития

Дата публикации: 2022-12-20 13:53:38
Статью разместил(а):
Мытницкая Юлия Олеговна

Особенности развития эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития

Автор: Мытницкая Юлия Олеговна

ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, раскрывается специфика эмоциональных проявлений и признаки эмоционально-волевой незрелости. Особое внимание уделено негативному эмоциональному состоянию, которое выражается в нарушении поведения.  

Ключевые слова: эмоционально-волевая незрелость, эмоционально-волевая сфера, обучающиеся с ЗПР.

 

На сегодняшний день одним из наиболее часто встречаемых нарушений развития среди современных детей является задержка психического развития (80% всех детей с ОВЗ), которая характеризуется нарушением темпа всего психического развития при наличии у детей значительных потенциальных возможностей и преодолеваемое с возрастом при специальном организованном обучении. 

Задержка психического развития (ЗПР) – это сбой нормального темпа психического развития, характеризующийся медленным темпом созревания эмоционально – волевой сферы (ЭВС), в результате чего ребенок не может сосредоточиться на выполняемом задании и умственные способности не соответствуют возрасту [1, с. 3].

Специфика эмоциональных проявлений при ЗПР, определяется признаками эмоционально-волевой незрелости (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Н.Я. Семаго и др.). У детей с ЗПР, отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения (В.В. Лебединский, Т.З. Стернина, Е.С. Слепович, Т.Н. Павлий, В.А. Степанова и др.). Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей [2, c. 74]. 

Необходимо отметить и тот факт, что недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции таких детей поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Отмечая особенности эмоционального развития детей с ЗПР, современные исследователи (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Л.П. Стрелкова, Т.П. Артемьева, Ю.М. Миланич, Е.В. Михайлова, Д.В. Березина, В.Б. Никишина и др.) выделяют следующие характеристики: отсутствие чувства долга, ответственности; неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки, недостаточная дифференцированность эмоций, отсутствие эмоциональной регуляции и проявление аффективных реакций в процессе общения [5, с. 32].

Задержка психического развития зачастую обнаруживается при поступлении в школу, так как эмоциональное развитие является неотъемлемым компонентом социализации детей школьного возраста. Поскольку учебная деятельность младших школьников играет решающую роль в развитии личности, то работа с детьми с ЗПР в начальной школе приобретает особую значимость и вопросы, касающиеся сформированности ЭВС младших школьников, приобретают немаловажную роль.

Таким образом, нельзя недооценивать важность развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР. Для эффективного и результативного построения коррекционно-развивающей работы необходимо провести исследование, позволяющее оценить нарушения в эмоционально-волевой сфере.

В свою очередь, для организации исследования целесообразно определить  диагностический инструментарий, который позволяет выявить признаки незрелости ЭВС.

Исследования К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой, Н.Я. Семаго и др. подтверждают то, что специфика эмоциональных проявлений при ЗПР, определяется признаками ЭВС. Младшие школьники с ЗПР имеют ряд особенностей: дети испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и другом, интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а иногда вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга. Высокая степень истощаемости может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы личности в целом (преобладают игровые интересы) [3, с. 119].

Нарушение поведения младших школьников с ЗПР способствует возникновению негативных эмоциональных состояний, тем самым эмоциональные расстройства находят своё выражение и в нарушениях поведения. Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением.

Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть следующие:

· отсутствие желания учиться, выполнять домашние задания;

· неспособность усвоить материал занятия;

· отказ под разным предлогом от помощи старшим;

· рассеянность, неумение сосредоточиться;

· неаккуратность, неряшливость; беспомощность [4, с. 56].

Разработка и реализация коррекционно-развивающей программы предполагает анализ полученных результатов в ходе проведения исследования ЭВС младших школьников с ЗПР.

Опираясь на анализ выше обозначенных источников психолого-педагогической литературы, нами подобраны наиболее эффективные методы для проведения констатирующею этапа экспериментального исследования, которые выявили уровень cформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся. 

Во время проведения исследования были использованы три диагностические методики. Ниже представлены таблицы с результатами. 

Результаты проведенного исследования по методике «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты определения уровня сформированности представления об эмоциональных состояниях (по методике «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго)

 

Обследуемый

Уровень сформированности представления об эмоциональных состояниях

Высокий

Средний

Низкий

1.

 

 

+

2.

 

+

 

3.

 

 

+

4.

 

+

 

5.

 

 

+

6.

 

 

+

7.

 

 

+

8.

 

+

 

9.

 

 

+

10.

 

 

+

 Количественный анализ данных таблицы 1 позволил осуществить качественный анализ, который показал, что:

- высокий уровень сформированности представления об эмоциональных состояниях не выявлен;

- средний уровень сформированности представления об эмоциональных состояниях выявлен у трёх учеников (обучающиеся недостаточно точно дифференцируют эмоции, не всегда могут их продемонстрировать. Недостаточно развит «Словарь эмоций». Составленные по картинкам рассказы не имеют эмоциональной окраски, четкого сюжета); 

- низкий уровень сформированности представления об эмоциональных состояниях выявлен у семи обучающихся (не дифференцирует эмоции и не могут их изобразить. Составленные по картинкам рассказы не имеют сюжета и эмоциональной окраски. Школьники не идентифицируют себя с персонажами своих рассказов).

Результаты проведенного исследования по проективной методике для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты определения уровня школьной (по проективной методике для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан)

 

Обследуемый

Уровень школьной тревожности

Высокий

Средний

Низкий

1.

+

 

 

2.

 

+

 

3.

+

 

 

4.

+

 

 

5.

+

 

 

6.

+

 

 

7.

 

+

 

8.

+

 

 

9.

+

 

 

10.

+

 

 

 Количественный анализ данных таблицы 2 позволил осуществить качественный анализ, который показал, что:

- высокий уровень школьной тревожности выявлен у восьми обучающихся;

- средний уровень школьной тревожности выявлен у двух обучающихся;

- низкий уровень школьной тревожности не выявлен ни у одного из обучающихся.

Результаты проведенного исследования по методике для определения уровня развития волевых качеств учащихся Т. И. Шульга представлены в таблице 3

Таблица 3 – Результаты определения уровня развития волевых качеств (по методике для определения уровня развития волевых качеств учащихся Т.И. Шульга)

Обследуемый

Уровень развития волевых качеств

Высокий

Средний

Низкий

1.

 

 

+

2.

 

 

+

3.

 

 

+

4.

 

+

 

5.

 

 

+

6.

 

 

+

7.

 

 

+

8.

 

+

 

9.

 

 

+

10.

 

 

+

 

 Количественный анализ данных таблицы 3 позволил осуществить качественный анализ, который показал, что:

- высокий уровень развития волевых качеств не выявлен ни у кого из обучающихся;

- средний уровень развития волевых качеств выявлен у двух человек (не в полной мере соблюдается дисциплина и правила поведения, с трудом осуществляется постановка целей и их реализация. Деятельность сопровождается затруднениями. Обучающиеся не могут контролировать действия, чувства, мешающие осуществлению деятельности;

- низкий уровень развития волевых качеств выявлен у восьми человек (школьники не умеют рационально организовывать свое время, работать согласно плану, чётко выполнять намеченные цели и доводить их до конца, аккуратно выполнять указания взрослого.

На основании анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности ЭВС, составлены обобщенные результаты эксперимента, представленные на рисунке 1.

1415 01

Рисунок 1.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что у десяти обучающихся:

- высокий уровень сформированности ЭВС отсутствует у всех обучающихся;

- низкий уровень тревожности у обучающихся не выявлен, ни у одного из школьников волевые качества не соответствуют возрастной норме; 

- средний уровень сформированности эмоционально-волевой сферы показали три ученика. У обучающихся проявляется частичная сформированность представлений об эмоциональных состояниях, отмечается высокий уровень эмоциональной тревожности, недостаточно развиты волевые качества;

- низкий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы продемонстрировали семь школьников (не сформированы представления об эмоциональных состояниях, имеются показатели среднего и высокого уровня школьной тревожности, не сформированы волевые качества.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что большинство обучающихся имеют низкий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (отмечается средний и высокий уровень школьной тревожности, не сформированы представления об эмоциональных состояниях и волевых качествах), младшие школьники с ЗПР нуждаются в проведении специальной коррекционно-развивающей работы по повышению уровня сформированности эмоционально-волевой сферы.

 

Литература:

1. Винникова E.А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР [Текст] / Е.А. Винникова. – М.: Уч. пособие, 2004. – 239 с.

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Academia, 2004. – 272 с.

3. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. - СПб.: 2007. – 168 с.

4. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина - М.: Владос, 2003. – 128 с.

5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 2004. – 416 с.

  

. . . . .