Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-06-05 22:56:47
Статью разместил(а):
Кашавцева Дарья Игоревна

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей дошкольного возраста

Автор: Кашавцева Дарья Игоревна

МАДОУ «Детский сад № 10», р.п. Тучково

 

Аннотация: В статье рассматривается актуальность использования сказкотерапии для детей дошкольного возраста. 

Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольный возраст. 

Тематическая рубрика: Коррекционное образование. 

 

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.  

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. 

Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.  

В дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.д.), научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства. 

Сказка представляет собой универсальный детский «язык». Когда ребенок играет, он придумывает, верит в реальность придуманного и обижается, если взрослый сомневается в том, что, например, кукле больно и т.д. Фантазия абсолютно реальна для детей не потому, что они не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. 

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.  

Слушая сказки в детстве, человек накапливает некий «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может активизироваться в случае необходимости, а не будет ситуации – останется в пассиве. И если ребенок с раннего детства начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему же учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций» и будет более мудрым и созидательным. 

Применяя в работе сказки, необходимо придерживаться следующих принципов: 

принцип осознанности (показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки). 

принцип множественности (понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Раскрыть одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон). 

принцип связи с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях). 

Работу со сказкой можно использовать как индивидуально, так и в группе. В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герои (герой), сюжет, конфликт и развязка. При рассказывании сказки необходимо соблюдать определённую структуру: 

1. Ритуал «входа» в сказку (создать настрой на совместную работу).

2. Повторение (вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились).

3. Расширение (рассказывать детям новую сказку, спрашивать, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь кому-либо из героев сказки и пр.).

4. Закрепление (обсуждение и анализ вместе с детьми прочитанного).

5. Интеграция (связывать новый опыт с реальностью, в каких ситуациях жизни можно его использовать).

6. Рефлексия (обобщать приобретённый опыт, связывать его с уже имеющимся).

7. Ритуал «выхода» из сказки. 

Сказка позволяет нам связать сказочные события с реальной жизнью. Для этого после прочтения сказки целесообразно вместе с детьми проводить обсуждение («О чем эта сказка?» …) и заострять внимание на том, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и на примере героев сказка хочет нас чему-то важному научить, и мы должны догадаться чему именно.

Самое важное для нас – это создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация через некоторое время может обернуться благом. И теперь очень важно объяснить детям, в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок. Так сказочный урок переходит в реальную жизнь и направляет ребёнка к осознанию происходящих с ним событий.  

В дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у ребенка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям.  

Основная задача – поставить вопрос так, чтобы он подталкивал ребёнка к размышлению, а не просто был материалом для заучивания. 

Один из вариантов работы со сказкой: взрослый читает или рассказывает ребёнку сказку, а тот слушает, может быть рисует, а затем проигрывает её, принимая на себя роли тех персонажей, которых он захочет показать; остальные роли играет взрослый. Этот вариант допускает и групповую работу - тогда роли распределяются между детьми. 

Другой вариант работы со сказкой предполагает, что её герои включаются в игры и упражнения для детей. Преимущественно он используется при работе с группой. 

Что даёт такое использование сказки? 

Прежде всего, это возможность получить новый опыт из новой роли - тот, который по разным причинам ребенок не мог получить ранее. Кроме того, придание психологическому упражнению игровой интриги, вызывание интереса у детей. Они будут стараться выполнить его как можно лучше,  

Ещё один вариант работы со сказками - сочинение сказок. Сочинение сказок совместно взрослым с ребёнком или ребёнком в присутствии взрослого предполагает в основном индивидуальную работу с ребёнком. Сочиняя сказку, он получает возможность выплеснуть свои чувства, желания, которые он может скрывал не только от взрослых, но и от самого себя. То, что взрослый слушает его внимательно, записывает его сказку, является для ребенка подтверждением ценности его фантазий, внутреннего мира в глазах взрослого. А это, в свою очередь, способствует повышению его самооценки. 

Если сказка сочиняется совместно, то взрослый может «вести» её, задавая уточняющие вопросы, добавляя в сюжет необходимые роли. Соответственно ребенок получает возможность освоить роли, незнакомые ему по личному опыту. 

Таким образом сказкотерапия: 

- воспитывает доброжелательное отношение к окружающим; 

- учит преодолевать барьеры в общении; 

- улучшает самооценку; 

- придаёт уверенность в собственных возможностях и способностях; 

- развивает познавательный интерес и творческий потенциал. 

 

Список литературы:  

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006. 

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии – М., 2005. – 80 с.  

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие.- М., 2004.  

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии - СПб.: ООО Речь, 2000.

 

. . . . .