Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Анализ методов диагностики девиантного поведения детей с задержкой психического развития

Дата публикации: 2023-06-26 13:42:44
Статью разместил(а):
Шевченко Кристина Олеговна

Анализ методов диагностики девиантного поведения детей с задержкой психического развития

Автор: Шевченко Кристина Олеговна

ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»

 

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к анализу причин девиантного поведения; определяются направления психолого-педагогической диагностики отклоняющегося поведения; приводятся примеры методик диагностики девиантного поведения. 

Ключевые слова: диагностика поведения, девиантное поведение, задержка психического развития.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование. 

 

В настоящее время проблема девиантного поведения у школьников является достаточно актуальной. Её актуальность заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наблюдается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением, а также недостаточным количеством исследований девиантного поведения у детей с задержкой психического развития.

Согласно определению И.А. Невского девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением обычно называют социальное поведение, которое не соответствует установленным в данном обществе нормам [3].

Причины девиантного поведения являются объектом научных споров: от чего, прежде всего, зависит девиантное поведение – от условий социальной среды или от психологических особенностей человека?

Существуют различные теории, объясняющие причины девиантного поведение человека. По мнению Зигмунда Фрейда, основоположника психоанализа, девиантное поведение присуще человеку от рождения. Моральные принципы, сформированные в дальнейшем обществом, могут до поры до времени сдерживать девиантное поведение, но при определенных условиях оно начнет проявляться [4].

На важность индивидуальных особенностей человека в проявлении девиантного поведения указывает Виктор Франкл, представитель экзестенциальной психологии [7]. Такие известные представители когнитивной психологии, как Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, при объяснении причин девиантного поведения исходят из того, что при реагировании личности на различные внешние обстоятельства важную роль играет личностная интерпретация ситуации: в зависимости от того, как именно человек осмысливает те или иные социальные взаимодействия, он может действовать либо «нормально», либо, наоборот, – «девиантно».

Таким образом, раскрывается значимость проблемы индивидуальных ценностей в плане понимания природы девиантности.

А. Адлер, основоположник психодинамически ориентированной индивидуальной психологии, акцентирует внимание на социальную природу девиантного поведения. А. Адлер выделяет структуру семьи, как важнейший фактор формирования личности. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий ему тип воспитания оказывают существенное, а часто и решающее влияние на возникновение отклонений [1].

На значимость социальной среды в формировании девиантного поведения указывает и представитель бихевиористского направления Беррес Фредерик Скиннер. По его мнению, девиантность – результат научения, связанный с различным набором стимулов в окружении каждого человека. [3].

Таким образом, представители различных психологических теорий расходятся во взглядах на природу девиантного поведения человека: одни говорят о врожденной девиации, другие акцентируют влияние общества на формирование данного феномена.

Исходя из различной природы девиантного поведения, психолого-педагогическую диагностику отклоняющегося поведения необходимо проводить в двух направлениях: выявление особенностей социального окружения человека и индивидуально-психологических характеристик предрасположенности к девиантному поведению.

Диагностика «первичного социума» отношений «родители – дети» показывает уровень усвоения детьми системы ценностей, норм, знаний, культуры. Здесь можно использовать следующие методики: опросник родительского отношения (Варга, Столин), опросник социализации для школьников «Моя семья», изучение идентификации с родителями (Захаров), измерение родительских установок и реакций (PARI).

Для рассмотрения вторичного социума, например, школьного окружения, рекомендуем использовать методику Дж. Морено «Социометрия». С целью изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста предлагаем использовать тест школьной тревожности Филлипса. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.

Для диагностики индивидуально-психологических характеристик предрасположенности к девиантному поведению предпочтение, как правило, отдается стандартизированным процедурам, не занимающим много времени, поэтому наибольшей популярностью пользуется тестирование.

Тесты - это стандартизованные и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми [2]. Цель использования тестов - получение информации о качествах, существенно влияющих на поведение человека, но трудно наблюдаемых: самооценка, внутренняя конфликтность, склонности к риску. Соответственно, для психолого-педагогической диагностики личностной предрасположенности к девиантному поведению можно использовать следующие тесты: тест «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера (адаптирован Ю.Л. Ханиным), тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, тест самооценки личности С.А. Будасси, тест СДП (Леус Э.В.), тест Люшера. 

В подростковом возрасте достаточно эффективны диагностические беседы. При работе со школьниками целесообразно применять полуструктурированную или свободную беседу, позволяющая получить информацию о тех проблемах, о которых психолог не знал до начала беседы. Возможность гибко менять стиль и направление беседы является важным преимуществом этого метода [8].

В изучении девиантного поведения важная роль отводится наблюдению. Главным достоинством этого метода является то, что он позволяет получить данные о поведении и деятельности человека в естественных условиях [5, с. 34]. Возможности применения данного метода существенно расширились с введением схем стандартизированного наблюдения. Применительно к подростковому возрасту известны, например, схема наблюдения за взаимоотношениями учителя и учеников на уроке Н. Фландерса и карта Д. Стотта, направленная на выявление нарушений в поведении и развитии.

Метод свободных описаний широко используется при изучении личности девиантного школьника. Используются как свободные описания, так и описания разной степени структурированности, а также управляемые. Наиболее распространенным вариантом является эссе на определенную тему. Такой способ получения данных часто используется при изучении особенностей Я-концепции («Что я знаю о себе», «Я глазами других людей»), особенностей общения («Мой друг», «Что я считаю важным в дружбе») и других сторон личности и деятельности подростков. Один из известных методов в этом отношении является методика «Кто Я?» М.Куна и Д. Мак-Партленда в ее современных модификациях. Очевидным недостатком метода описаний является то, что полученный с его помощью материал достаточно трудно поддается формализации и направлен, прежде всего, на выявление индивидуальных особенностей. Любое сравнение с общевозрастными или половозрастными характеристиками является проблематичным.

Проективные методы широко используются в психодиагностике девиантного поведения личности. Самыми известными являются, конечно, Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и тест Роршаха. Среди более узко направленных методов, предназначенных именно для подросткового возраста, следует, в первую очередь, назвать многочисленные варианты методов неоконченных предложений фрустрационный тест С. Розенцвейга (для младших подростков может применяться детский вариант, для старших - взрослый), тест школьных ситуаций, тест мотивации достижений X. Хекхаузена.

Достоинством применения проективных методов является возможность выявления неосознаваемых, глубинных характеристик личности, мотивационных тенденций [6]. Такие тесты в значительной степени защищены от намеренных искажений под влиянием фактора социальной желательности.

Для диагностики девиантного поведения в младшем школьном возрасте целесообразно будет использовать рисуночные методы: «Автопортрет», «Рисунок несуществующего животного», «Человек под дождем», «Человек на мосту», «Дом. Дерево. Человек», «Кактус». Рисуночные методы широко используются для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрастах. Применение этих методов в подростковом и раннем юношеском возрастах, как правило, оказывается неэффективным, в первую очередь, в связи с повышенной критичностью подростков к своему творчеству.

Достаточную надежность в подростковом и раннем юношеском возрастах показывает и метод опросников. К этому способу получения данных относятся как непосредственно личностные опросники, классическими из которых являются тест Кеттелла и Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) (подростковый вариант). Несомненным авторитетом в диагностике склонности к девиантному поведению обладает «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Е. Личко [8]. В результате ее прохождения выявляются акцентуации личности, психопатии и индивидуальные склонности к тем или иным девиациям, выраженность реакции эмансипации, мужественность-женственность, органические поражения психики.

Таким образом можно сделать вывод, что исходя из различной природы девиантного поведения, психолого-педагогическую диагностику отклоняющегося поведения необходимо проводить в двух направлениях: выявление особенностей социального окружения человека и индивидуально-психологических характеристик предрасположенности к девиантному поведению.

Важно отметить, что при диагностике девиантного поведения важно определить не столько сам факт его наличия, сколько его конкретный вид, склонности к другим девиациям, слабые стороны личности, специфику социальной среды развития, причины девиаций и негативные факторы в среде индивида. 

 

Список литературы: 

1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: «Академический проект», 1997. - 252 с.

2. Алмазова С.Л. Методы психологической диагностики: учеб. пособие / С.Л. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 116 с.

3. Калинина К.А. Профилактика девиантного поведения младшего школьника // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 120-123. 

4. Миронов Д.Д. Психолого-педагогическая диагностика девиантного поведения // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 120-123.

5. Никифоров А.Т.  Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях : учебное пособие / А.Т. Никифоров, В.Е. Семенов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. – 96 с. 

6. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -  М.: Изд-во МГУ, 1987.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. 

8. Шиляева И.Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие. Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 105 с.

 

. . . . .