Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация учебной деятельности учащихся с синдромом Аспергера

Дата публикации: 2023-06-30 01:46:46
Статью разместил(а):
Маслова Наталья Анатольевна

Организация учебной деятельности учащихся с синдромом Аспергера

Автор: Маслова Наталья Анатольевна

МОУ "СОШ № 12", г. Новоалександровск, Ставропольский край

 

В 2013 году в мой класс пришел ребенок с синдромом Аспергера.

Синдром Аспергера — разновидность аутизма. Это пожизненное нейробиологическое расстройство, влияющее в первую очередь на социальные и коммуникативные способности.

Для организации педагогического взаимодействия с учащимися, у которых диагностирован синдром Аспергера, учителя должны быть компетентными в вопросах их обучения и воспитания, а, следовательно, знать природу аутистических нарушений и владеть способами психолого-педагогической поддержки учащихся с такими нарушениями. 

Для того, чтобы определить, как работать с ребенком, я провела минимум диагностических мероприятий, которые помогли мне определить важные направления в работе:

- наблюдение за поведением ребенка;

- тестовый опросник для родителей;

- изучение и подбор материала по данной теме.

Данные мероприятия помогли мне узнать семью, привычки ребенка, его особенности и выстроить систему работы с ним по внедрению в жизнь класса. Общение и сотрудничество с родителями значительно улучшились. Эти замечательные люди стали самыми незаменимыми помощниками в работе с ребенком, да и в работе классной жизни.

Мной были определены задачи и выработаны направления в работе с учеником. Самыми важными направлениями я выбрала развитие коммуникации и социализацию ребенка в нашем учебном учреждении. Так как дети с данным заболевание в большей степени страдают от проблем в общении. Для работы были подобраны следующие упражнения на развитие, хотя бы минимальных коммуникативных навыков: «Твоя рука, моя рука …», «Похвали ребенка». А так же игры, помогающие ему освоиться на территории школы «Найди сюрприз» и т.д.

Таким образом, чтобы выстроить линию образования этого ребенка, чтобы установить педагогическое взаимодействие с ними, я изучила и стала опираться в работе на следующие его особенности по заболеванию:

  • социальная наивность, непонимание общепринятых норм поведения, буквальное восприятие, эгоцентризм;
  • узкие ограниченные интересы в той или иной области знания; интенсивное изучение или чрезмерное увлечение предметами, которые могут казаться странными для их возраста или культурного уровня («зачарованность» буквами, числами, легкое запоминание фактов, цитат, дат и т.п.);
  • жесткая приверженность к специфическим, нефункциональным ритуалам и установившемуся заведенному порядку;
  • формальность, педантичность, замысловатость речи, ограниченность ее темами, представляющими личный интерес; повторяющаяся речь (вербальные стереотипы) наряду с нормальными или хорошо выраженными речевыми умениями;
  • возможное нарушение тональности голоса, увеличенный или заниженный темп речи; ограниченный интонационный рисунок, излишне ровное и монотонное произношение слов;
  • несоблюдение правил диалога, неспособность быть собеседником, использовать язык для коммуникации в практических условиях реальной жизни, трудности в рецептивной речи, особенно в отношении иронии, юмора или других абстракций;
  • отсутствие эмоциональной взаимности, понимания чувств другого человека; возможное проявление привязанности по отношению к членам своей семьи или близкому кругу ее друзей;
  • неспособность взаимодействовать со сверстниками, устанавливать дружеские отношения; отсутствие проявления желания поделиться своей радостью, интересами, достижениями с другими людьми;
  • нарушения в невербальном общении: необычный взгляд, имеющий фиксированный характер, отсутствие взгляда глаза в глаза; бедность (странность) выражения лица, жестов и языка тела, неадекватность их ситуации общения;
  • дефицит в визуально-моторной координации, отставание развития моторики (возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на коньках и т.п.), неуклюжесть в движениях, необычная походка, моторные стереотипы;
  • плохое манипулирование предметами, при этом движения мелкой мускулатуры рук могут быть значительно лучше, в особенности, если ребенок манипулирует объектами, его интересующими. 
  • Родители следили за посещением ребенка очень строго. 

Достижением стало то, что ребенку удалось установить общение с одноклассниками и учителем. Более свободно и самостоятельно передвигается по школе по своим нуждам, самостоятельно преодолевать путь из школы домой. Его учебные возможности оказались лучшими в классе. А лучшими тьютерами оказались одноклассники.

Как сильно я в душе сопротивлялась тому, что такой ребенок сидит в обычном классе, только слова отца заставили меня изменить свое отношение к данной ситуации. Он сказал: «Жизнь не вечна. Когда нас не станет, он должен будет уметь жить самостоятельно».

Я стала прислушиваться к тому, что рассказывали мне родители. Делала выводы для себя и для них, иногда подсказывая как можно было нам всем поступить в тех или иных ситуациях, чтобы ребенок мог быть самостоятельным, на сколько это возможно. Очень многие из тех рекомендаций, которые специалисты дают родителям аутичных детей с самыми лучшими намерениями, на деле только увеличивают тяжесть их проблемы. Это происходит потому, что часто сами специалисты не имеют достаточно четкого представления о специфическом характере такого нарушения развития, каким является аутизм. Те, кто не понимает его особенностей, не смогут оказать родителям необходимой помощи. Необходимо жить и каждый день соприкасаться с этим, только тогда хоть немного можно понять, что делать дальше.

В этой семье отношения изначально были теплыми, строились на взаимопонимании и любви, рождение больного ребенка только скрепило семью. Но и эта семья нуждалась в моральной поддержке окружающих, близких и общества.

Для установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений с семьей требуется тактичное, доброжелательное, корректное поведение, умение поставить себя на их место и сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей чувства форме. Мы не обсуждали промахи ребенка, мы говорили о маленьких достижениях и планировали работу вместе.

При общении с родителями, прежде всего необходимо показать им пусть даже самые незначительные успехи ребенка в развитии как результат совместной деятельности специалистов и родителей, в которой они являются партнерами.

При проведении этой работы я постаралась учесть характерологические особенности членов семьи, выраженность и особенности стрессового состояния у каждого из них. Задачей является прежде всего выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка

Детям с аутизмом необходимы длительная помощь, целенаправленные усилия семьи, учителей, воспитателей, врачей, психологов. Они нуждаются в устойчивой структуре окружения, понимании, терпении, помощи со стороны родных, друзей, соседей и общества. К сожалению, специалистов у нас, не было. Семья и школа училась не сравнивать его с другими учениками, адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы. Я училась разграничивать требования к обычным детям и к этому ребенку. Сложно не принуждать ребенка к выполнению тех или иных действий в учении. Чтобы предупредить возникновение у него перевозбуждения, прежде всего необходимо организовать его режим дня.

Любая форма и тематика занятий с родителями, воспитывающих ребёнка с расстройством аутистического спектра, предусматривает педагогическое просвещение родителей с целью направленности воспитания детей обозначенной категории на успешную социализацию и становление личности.

Наглядные формы работы с родителями включают подготовку материала на стендах, папок-передвижек, памяток, фотовыставок и др. Мотивационными выступают формы работы, где родителей знакомят с положительным опытом коррекционной работы; тренинги, направленные на оптимизацию внутрисемейных отношений, вывешивается информация на специальном стенде «Вы спрашиваете - мы отвечаем»; проведение родительского всеобуча «Вопросы, которые вас волнуют» и т.д.

При планировании и организации различных форм психолого-педагогической и коррекционной работы с семьями важно заинтересовать родителей, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса, для чего, например, отвечать на конкретные вопросы доступно и убедительно, опираясь на имеющийся у родителей опыт.

За годы практики специалисты разработали правила поведения родителей с детьми, больными аутизмом. Так называемая шпаргалка, пунктам которой нужно следовать постоянно и в обязательном порядке. И мы следовали именно этим правилам.

Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с аутичными детьми:

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.).
  10. Избегать переутомления ребенка.

Работая с родителями аутичных детей, необходимо знакомить их с особенностями развития детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, родители могут совместно с педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Изучение условий семейного воспитания детей и отношения родителей к ребёнку. (Обследование ЖБУ два раза в год, анкетирование родителей, беседы).

Наиболее продуктивной формой работы здесь является индивидуальное общение с родителями – индивидуальные встречи, беседы с целью установления доверительных отношений с родителями, что служит залогом продуктивных взаимоотношений в будущем. Налаживанию доверительных контактов с родителями способствуют посещения семей педагогами группы, поскольку именно в домашней атмосфере родители чувствуют себя более уверенно, защищено и расположены к общению с педагогами. Одним из главных условий налаживания таких контактов является позитивное отношение педагогов к ребёнку: видя доброе, заинтересованное отношение воспитателя к своему малышу, у родителей в свою очередь возникнет желание поделиться с педагогами своими проблемами, обратиться с просьбой. 

Предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, содержание индивидуально-образовательного маршрута и динамики развития их ребёнка.

На следующем этапе необходимо показать родителям особенности их ребёнка, убедить в том, что для успешного развития их малыша необходимо создание специальных условий. С этой целью наиболее эффективны следующие формы:

  • индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики (входной, промежуточной, итоговой),
  • совместный просмотр разных видов деятельности ребёнка.

Педагоги в доступной форме знакомят родителей об особенностях их ребёнка, указывают его положительные качества, объясняют, какие ему необходимы специальные занятия, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях. На индивидуальных консультациях также проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.

Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку и в образовательном учреждении, и дома. 

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов — для обеспечения спокойствия и уверенности в себе.

Например, следующие один за другим вечерние ритуалы: прогулка, чаепитие, совместное чтение.

Я прикасаюсь к маленькому чуду,

Дотрагиваюсь кончиками пальцев.

Я догадалась, как тебя «озвучить»,

Я просто так взяла и догадалась.

 

. . . . .