Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование моделей социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью

Дата публикации: 2023-08-10 15:45:02
Статью разместил(а):
Голоденко Елена Александровна

Формирование моделей социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью

Автор: Голоденко Елена Александровна

ГБУ ЦССВ «Сколковский», г. Москва

 

Аннотация: В этой статье автор раскрывает особенности работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью по формированию социального поведения, отмечаются аспекты развития и задачи по повышению уровня сформированности социального поведения.

Ключевые слова: социальная независимость, навыки самообслуживания, модели поведения, коммуникативное поведение, межличностное взаимодействие, среда социума.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Главная цель социального и личностного развития ребенка с глубокой умственной отсталостью – это подготовка его к максимально возможной бытовой и социальной независимости. Самостоятельность в быту достигается овладением навыками самообслуживания и некоторыми элементарными навыками бытового и общественно-полезного труда. Модели поведения в социальной среде отрабатывается как в процессе занятий, так и в реальном социуме.

В данной статье мы рассмотрим алгоритм формирования социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью. Для формирования и отработки любого навыка необходим определенный уровень развития деятельности ребенка – это мотивация, понимание инструкции, целенаправленность, использование помощи, ориентировка в задании, способ выполнения заданий. У детей с тяжелой умственной отсталостью сформирована социальная потребность в общении, в основном, эти дети подчиняются интересам, правилам группы малого социума, им доступна кратковременная мотивация игровой деятельности. Ребенок понимает поэтапную инструкцию, подкрепленную невербальными средствами в процессе исполнения постоянно выполняемых заданий, состоящих из 2-х действий.

У детей с тяжелой умственной отсталостью выражена потребность во внешнем контроле и стимуляции. При заинтересованности возможно непродолжительное целенаправленное выполнение простых заданий. Помощь использует избирательно, ситуативно. Доступно последовательное выполнение постоянного знакомого задания по словесной и жестовой инструкции. Выполнение нового задания требует побуждения и физической помощи со стороны взрослого, в процессе усвоения навыка необходимо использовать демонстрацию действий. При контролирующей словесной и жестовой помощи взрослого ориентируется в хорошо отработанном задании.

Для работы были выбраны следующие аспекты социального поведения: осознание своего «я», межличностное взаимодействие, коммуникативное поведение, поведение в средах социума, поведение в учебной деятельности, поведение в процессе труда, поведение в досуговой деятельности. При обследовании дети с тяжелой умственной отсталостью показывают следующий уровень развития социального поведения.

Осознание своего «я»: ребенок реагирует на свое изображение, имя, но не знает свой возраст; может показывать основные части своего тела; представление о собственной половой принадлежности не сформировано, полоролевое поведение соблюдает только с помощью взрослого; ребенок знает своих родителей, родственников, людей ближайшего окружения. 

Межличностное взаимодействие: ребенку не доступна активная реакция на замечание, может принять активную помощь, но нет потребности оказать помощь; дружеское расположение избирательное, не умеет сотрудничать с партнером, не способен без напоминания самостоятельно поздравлять с праздниками; оценка своего поступка не доступна; при общении со старшими не понимает в необходимости соблюдения дистанции. 

Коммуникативное поведение: ребенок всегда откликается на обращение, владеет элементарными невербальными средствами общения; может доступными речевыми средствами обратиться с просьбой, но общение не поддерживает и на общение окружающих отвечает формально. 

Поведение в средах социума: в присутствии взрослого соблюдает модели поведения в условиях группы, класса, дома, может заблудиться в центре, школе, дворе дома; пользоваться телефоном, социальной картой, подчиняться правилам поведения в общественном транспорте, на переходе, сделать покупку в магазине может только с посторонней помощью. 

Учебное поведение: на занятиях сидит непродолжительно, слушает фронтальные объяснения, подкрепленные наглядностью и сопровождаемую действиями; иногда поднимает руку, нужна помощь при пользовании учебными пособиями; выполняет задания, отвечает на вопрос только с помощью педагога, за помощью к педагогу не обращается; с детьми на переменах контактирует избирательно. 

Поведение в процессе труда: мотивация к трудовой деятельности не сформирована, только при помощи взрослого может выполнить трудовое поручение и довести поручение до конца; для соблюдения последовательности санитарно-гигиенических процедур, использования по назначению предметов постоянного пользования необходима организующая помощь взрослого; ребенок не умеет выбрать орудие труда, не понимает своих ошибок, пассивен в  коллективных видах труда. 

Поведение в досуговой деятельности: с помощью взрослого ребенок соблюдает правила поведения на культурно-массовых мероприятиях, предпочтений в организации досуга не высказывает, избирательно проявляет интерес к определенным программам по TV, фильмам, играм, но правила игры не соблюдает, не может выбирать партнера для досуга. 

Для повышения уровня сформированности социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью были поставлены следующие задачи:

- формировать представление о собственной половой принадлежности;

- отрабатывать модель сотрудничества с партнером;

- учить проявлять признаки дружеского расположения;

- повышать самостоятельность при передвижении по Центру, школе, двору;

- отрабатывать алгоритм пользования телефона, социальной картой;

- повышать самостоятельность в общественном транспорте;

- повышать самостоятельность в ориентировании в магазине;

- отрабатывать алгоритм покупки товара в магазине;

- соблюдать инструкции при пользовании учебными пособиями;

- повышать самостоятельность при соблюдении последовательности выполнения санитарно-гигиенических процедур;

- отрабатывать самостоятельность при выборе орудия труда;

- соблюдать правила игры.

Для решения поставленных задач используются на занятиях следующие задания:

Осознание своего «я»:

- узнавание себя в зеркале;

- называние своего имени, имен людей ближайшего окружения (если ребенок на владеет речью – реагирование на имена);

- называние (показ) частей тела;

- выбор для себя мужской/ женской одежды;

- знакомство и использование пиктограмм с изображением мужчин/ женщин.

Межличностное взаимодействие:

- зрительный и телесный контакт во время организованной и свободной деятельности;

- выявление симпатий, организация совместного выполнения заданий;

- выполнение просьб;

- выполнение дисциплинарных требований.

Коммуникативное поведение:

- участие в коммуникативной ситуации;

- проговаривание (демонстрация) приветствия, прощания, благодарности;

- обращение к педагогу;

- обращение к сверстнику.

Поведение в среде социума:

- модель поведения в кабинете;

- передвижение по Центру/школе (открывание и закрывание дверей, передвижение по лестнице, опора на поручень и т.п.);

- пользование социальной картой;

- пассивное соблюдение модели поведения в транспорте, магазине при минимальной помощи взрослого;

- нахождение объекта социальной среды (магазин, транспорт);

- ориентация в участниках среды социума (продавец, кассир, водитель).

Поведение в деятельности:

- выполнение предложенных заданий доступным способом;

- прослушивание инструкций;

- использование пособий и игрушек по инструкции взрослого;

- нахождение в процессе деятельности в определенном месте.

Формирование и отработка моделей социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью значительно повышают их социальный потенциал и делают их жизнь более независимой от посторонней помощи.

 

Список литературы:

1. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы / С.В. Андреева, С.Н. Бахарева, А.М. Царёв и др.; Под ред. А.М. Царёва. – Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. – 5 с.

2. Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушениями интеллекта / Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Шоркина Т.Д.: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. -  2018. – 64 с.

3. Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью / Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Танцюра С.Ю., Шоркина Т.Д. – М.: ТЦ Сфера. -  2020. – 64 с.

4. Шоркина Т.Д. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (Часть 1) / Т.Д. Шоркина, С.М. Мартыненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022.  - № 6. – 59 с.

5. Шоркина Т.Д. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (Часть 2) / Т.Д. Шоркина, С.М. Мартыненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.  - 2022.  - № 7. – 63 с.

 

. . . . .