Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Система оценивания предметных учебных достижений обучающихся с ДЦП во 2 классе

Дата публикации: 2020-06-21 14:05:49
Статью разместил(а):
Куртина Надежда Александровна

Система оценивания предметных учебных достижений обучающихся с ДЦП во 2 классе

Автор: Куртина Надежда Александровна

МАОУ "СОШ 121", Екатеринбург

 

Аннотация. В статье описан опыт работы с обучающимся со спастической диплегией и парапарезом в рамках индивидуального обучения на дому. Данный опыт будет полезен для учителей начальных классов обучающих детей с ОВЗ в рамках инклюзии в условиях массовой общеобразовательной школы.

Ключевые слова: система оценивания, обучающиеся с ОВЗ.

Тематическая рубрика: коррекционная школа.

 

Особенности двигательных нарушений обучающихся с тяжелыми формами ДЦП не дают развитию традиционных навыков письма, чтения, использования инструментов, таких как линейка, карандаш, ножницы и прочих. Таким образом, необходимо использовать индивидуальную оценочную систему, задача которой мягко и безболезненно для ребёнка привести к общепринятой оценочной системе в рамках индивидуальных физических особенностей обучающегося.

Оценочная система имеет три этапа:

1. Первая четверть. На этом этапе не ставится «3» и «2», отметки слегка завышаются, даются дополнительные задания, с которыми ребёнок точно справится и сможет получить хорошую отметку. Проводится беседа с родителями, объясняется принцип оценочной системы.

2. Вторая четверть. На этом этапе ученику объясняются общие требования к освоению знаний и развитию навыков, в процессе работы используется направляющая помощь для предотвращения грубых ошибок. Вместе с ним анализируются все проверочные работы, но обязательно сохраняются дополнительные задания, посильные ребёнку, которые повысят его общую отметку за работу.

3. Третья четверть. В процессе проведения проверочных и самостоятельных работ используется только организационная помощь. Непосредственное проявление знания или навыка ребенок выполняет самостоятельно.

Особенности проведения контроль-оценочных мероприятий.

Обучающийся для работы использует ПК, на котором печатает. Мышкой работает учитель. Количество контрольных работ должно быть сведено к минимуму. Намного эффективнее в процессе урока оценить один конкретный навык (например, решение простой задачи).

Русский язык. Родной русский язык.

Диктант. Диктант проводится в четыре этапа. 1. Чтение учителем текста целиком. Обсуждение основной темы и основной мысли текста. 2. Чтение диктанта с обсуждением количества предложений, знаков препинания и заглавных букв. 3. Чтение предложений с последующим печатанием учеником. Окончания прилагательных и глаголов проговариваются четко и ясно, 3-4хсложные слова прочитываются по слогам. 4. Чтение текста для проверки учащимся. При этом акцентируется внимание (выделение маркером или скрытием лишнего текста) на то предложение, которое проверяется.

Ошибкой в диктанте следует считать:

- нарушение правил орфографии при написании слов в пределах пройденного материала;

- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

- неправильное написание слов, которые не проверяются (словарные слова даны в программе каждого класса);

Ошибкой в диктанте не считаются:

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;

- логопедические ошибки: пропуск/замена буквы.

За одну ошибку в диктанте считаются:

-ошибки на одно и тоже правило, кроме безударной гласной и правописания парного согласного;

- повторные ошибки в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, то она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются:

- перенос слова, одна часть которого написана на строке, а другая опущена;

- исключение из правил.

Выставление отметок за контрольный диктант.

«5» - если в диктанте нет ошибок, но допускаются 1-2 исправления или одна негрубая ошибка.

«4» - 1 - 2 орфографические ошибки, 2 пунктуационные и 1 орфографическая, 3 пунктуационные и 1 - 2 исправления.

«3» - 3 - 5 орфографических ошибки, 3 пунктуационных и 1-2 исправления.

«2» - 6 - 8 орфографических ошибок.

Списывание. Сам текст для списывания печатается на ПК учителем по предложениям. Учительский текст выделяется цветным шрифтом и прочитывается учителем. Далее текст спечатывается учащимся по предложениям ниже. Если необходимо, учитель помогает в использовании компьютерной мыши.

Выставление отметок за контрольное списывание.

«5» - без ошибок, допускается 2 исправления.

«4» - 1- 2 ошибки и 1 исправление.

«3» - 3 - 4 ошибки и 1 исправление.

«2» - 5 - 8 ошибок.

Грамматические задания. Грамматические задания к списыванию и диктанту читаются учителем и выполняется учеником самостоятельно. При этом ученик говорит, какое действие выполняется, а учитель является его руками.

Словарный диктант.

Количество слов в словарном диктанте. Количество слов должно быть нечётным. 2 класс – 5 слов. Выставление отметок за словарный диктант:

«5» - нет ошибок, допускается одно исправление.

«4» - 1-2 ошибки и одно исправление.

«3» - 2-3 ошибки и одно исправление.

«2» - 4-5 ошибок.

Изложение.

Во втором классе отметка «2» за изложение не выставляется.

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение.

Во втором классе отметка «2» за сочинение не выставляется.

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3- 6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание: учитывая, что эти виды работ в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные отметки в рамках АОП 6.2 не выставляются.

Логопедические ошибки в сочинении и изложении, которые не оцениваются.

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

- пропуск букв и слогов;

- перестановка букв и слогов;

- не дописывание букв и слогов;

- наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, бабабушка – бабушка, катораые – которые);

- замена одной буквы на другую (трюх – трёх, шапаги – сапоги);

- нарушение смягчения согласных (васелки – васельки, смали – смяли).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексическо-грамматической стороны речи:

- аграмматизмы (Маша и Даша играет в куклы. Девочки сидели на большими стульями.);

- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане – в кармане, при летели – прилетели).

Литературное чтение. Чтение на родном русском языке.

Работа с текстом. 

«5» - адекватно отвечает на вопросы по тексту, понимает смысл вопросов на причинно-следственные связи.

«4» - адекватно отвечает на прямые вопросы по тексту, на вопросы со скрытым смыслом отвечает с помощью.

«3» - адекватно отвечает на прямые вопросы по тексту, на вопросы со скрытым смыслом не отвечает даже с помощью.

«2» - не может ответить на прямые вопросы по тексту.

Составление плана произведения.

«5» -правильно делит текст на смысловые части, озаглавливает часть, отражая ее основную мысль.

«4» - допускает 1 ошибки в делении текста на смысловые части, с помощью озаглавливает часть, отражая ее основную мысль.

«3» - допускает 2-3 ошибки в делении текста на смысловые части, затрудняется в озаглавливании частей.

«2» - неверно делит текст на смысловые части, не может озаглавить их.

Пересказ.  

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Математика.

Решение выражений. Переход от строки к строке осуществляется с помощью учителя, когда ребенок говорит, что он закончил.

Выражения для письменных вычислений (столбиком) записываются ребенком самостоятельно в специальном клетчатом поле в виде таблицы.

При вычислениях используется все доступные вспомогательные материалы (линейка, таблица сложения и вычитания), кроме калькулятора.

Решение уравнений. Запись и решение производится учащимся самостоятельно с использованием калькулятора. Для вычислений с переходом через десяток и для двух и трехзначных чисел используется калькулятор. Добор до круглого числа и вычитание однозначного из круглого, а также вычисления в пределах десятка выполняются самостоятельно.

Задача. Решение задачи проводится в 4 этапа. 1.Текст задачи читается учителем 2 раза. 2.  Обсуждение условия и вопроса с учащимся. 3. Составление краткой записи. 4. Самостоятельное решение задачи учащимся с использованием калькулятора и других вспомогательных средств, кроме случаев, описанных выше.

Тестовые задания и интерактивные задания на ПК. Текст задания читается учителем 2 раза. Ребенок находит правильный ответ. Учитель выделяет его.

Критерии отметки:

«5» - за работу, в которой выполнено свыше 75% заданий.

«4» - за работу, в которой выполнено от 60 до 74% заданий.

«3» - за работу, в которой выполнено от 40% до 59% заданий.

«2» - за работу, в которой выполнено меньше 40% заданий.

Окружающий мир.

Целесообразно использовать тестовые задания с выбором ответа. Текст задания читается учителем 2 раза. Ребенок находит правильный ответ. Учитель выделяет его. 

Критерии отметки:

«5» - за работу, в которой выполнено свыше 75% заданий.

«4» - за работу, в которой выполнено от 60 до 74% заданий.

«3» - за работу, в которой выполнено от 40% до 59% заданий.

«2» - за работу, в которой выполнено меньше 40% заданий.

Английский язык.

Особенности развития детей с тяжелыми формами ДЦП не дают возможности полноценно осваивать все виды деятельности на иностранном языке, которые предусмотрены программой 2 класса. Соответственно, нет возможности полноценно оценивать такие виды деятельности как письмо на иностранном языке, чтение на иностранном языке. Таким образом, можно оценить только говорение и аудирование.

Аудирование.

«5» - коммуникативная задача решена и при этом обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

«4» - коммуникативная задача решена и при этом обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания, услышанного в целом.

«3» - коммуникативная задача решена и при этом обучающийся полностью понял только основной, а не общий смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

 «2» - ставится в том случае, если обучающийся не понял смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Говорение.

«5» - если общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом его устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.

«4» - общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом он выразил свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном его устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.

«3» - общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.

«2» - ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающегося не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающийся слабо усвоил пройденный материал и выразил свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.

Практическая работа по технологии и изобразительной деятельности.

Поскольку любые виды практической деятельности для обучающихся с тяжелыми формами ДЦП практически не доступны, то основной задачей этих курсов является общее психо-коррекционное развитие ребенка, а отметка выставляется за теоретическую часть предмета, а также за правильное воспроизведение последовательности работы.

«5» - ученик может изложить материал своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» - ученик допускает незначительные ошибки при изложении материала, подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» - ученик допускает значительные ошибки при изложении материала, затрудняется подтвердить ответ примерами; не может дать ответ на дополнительные вопросы, но принимает направляющую помощь.

«2» - ученик не может изложить материал; не может привести примеры и ответить на дополнительные вопросы, а также не принимает направляющую помощь.

Инклюзивные процессы в современном образовании принесли много сложностей не только тем, как учить детей с ОВЗ, но и как оценивать результаты обучения. В работе с тяжелыми формами ДЦП необходимо давать достаточно много времени ребенку на обработку информации. Необходимо запастись терпением для того, чтобы дать возможность обучающемуся самому выполнить действие до конца, т.к. процессы восприятия и воспроизведения информации настолько замедленны, что может показаться, что ребенок ничего не понимает. Но очень часто это совсем не так. Очень полезно с самого начала научить ученика просить помощи и говорить о том, что ему непонятно действительно, а где нужно просто больше времени.

 

Список литературы:

1. Ипполитова М.В. Формирование у детей с ДЦП двигательного навыка письма: кор. пед / М.В. Ипполитова. – 2009. − №6 (36). – С. 53-56.

2. Калинникова Л.Д. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Л.Д. Калинникова,  Н.Д. Соколова. – M.: Гном и Д., 2001. – 448с.

3. Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя-дефектолога / Н.Г. Кононова. – М.: Владос, 2008. – 320с.

4. Кременецкая М.И. Проблема формирования письма у детей с ДЦП: дошкольная педагогика / М.И. Кременецкая. – 2012. − №6. – С. 43-47.

5. Кречетова Н.М. Профилактика нарушения чтения и письма у детей с церебральным параличом. Логопедия / Н.М. Кречетова; под ред. Н.М. Кречетова, Н.В. Фрезе, Ю.А. Литвинова. – 2008. − №2. – С. 11-27.

6. Левченко И.Ю. Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизотногенеза. Специальная психология / И.Ю. Левченко. – 2011. − №2.

7. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студентов / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.

8. Сошникова Т.В. Обучение детей с ДЦП математике в условиях интегрированного (инклюзивного) образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015.

 

. . . . .