Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с РАС

Дата публикации: 2023-10-24 20:41:23
Статью разместил(а):
Бондаренко Виктория Александровна

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с РАС

Автор: Бондаренко Виктория Александровна

ГБОУ города Москвы «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

 

Аннотация: В статье описаны особенности коррекционной работы с детьми с РАС в рамках инклюзивного образования.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, альтернативная коммуникация.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Как известно, аутизм – это погружение в мир личных переживаний. Сопровождается ослаблением или потерей контакта с окружающим миром, качественным нарушением способности к общению, нарушение в сфере социального взаимодействия, ограниченностью интересов, наблюдается повторяющееся и стереотипное поведение, качественным нарушением речи (страдают – просодика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь – осмысленное логическое высказывание, логика мышления).

Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Никольская О.С. и специалисты лаборатории под её руководством, разработали следующую классификацию таких детей:

1 группа. Дети с отрешенностью от внешней среды. Это дети с наиболее тяжелыми нарушениями. В тяжелых случаях ребенок не может произносить ни слова, ни отдельные звуки (за исключением спонтанных вокализаций, аутостимуляций).

2 группа. Отвергающие внешнюю среду. Они более контактны, но при этом имеют более высокий порог страха перед изменениями во внешней среде, даже малейшие сдвиги могут вызвать агрессию, истерику, уход в аутостимуляцию. Речь таких детей односложная, в диалог не вступают.

3 группа. Дети эмоционально обеднены, склонны к вспышкам агрессии. Речь у детей 3 группы, более развернутая, эти дети более адаптированы к внешней среде. Способны обучаться в общеобразовательной школе.

4 группа. У детей менее выражены аутистические признаки. Усваивают поведенческие штампы. Но эти дети остро реагируют на резкие замечания, сверхосторожны, пассивны в социальном взаимодействии. У таких детей нередко обнаруживается одаренность в какой-то определенной области.

Работа с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра, длительна и кропотлива. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у ребенка с РАС очень трудно. Коррекцию речевых нарушений у детей с расстройством аутистического спектра следует начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов.

Одним из специалистов, обеспечивающих развитие и коррекцию коммуникативной функции речи ребенка с РАС, является учитель-логопед, который должен разработать индивидуальную адаптированную коррекционно-развивающую программу. Программа должна быть направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы УУД, выступающей как основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для неговорящих детей программа включает в себя курс «Альтернативная коммуникация». Цель этого курса - формирование коммуникативных навыков с использованием средств невербальной коммуникации. 

В  коррекционной работе ставятся следующие задачи: 

1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

2. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, неспецифических жестов.

3. Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами.

4. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

5. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

6. Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов.

Также учитель-логопед 1 раз в неделю, проводятся логоритмические занятия. Занятия логоритмикой способствуют развитию всех компонентов устной речи, слухо-зрительно-двигательной координации, общей и мелкой моторики. При проведении логоритмики используются стихотворения, потешки, песенки (сопровождающиеся движениями); подвижные игры на координацию и внимание. Движения и речь должны быть простыми и доступными для самостоятельного повторения ребенком, речевой материал должен быть знаком ребенку. В конце каждого занятия происходит момент релаксации – слушание музыки или песни, с последующим обсуждение музыкального материала.

Логоритмические занятия дублируют лексический материал основной логопедической программы, что способствует лучшему усвоению материала учениками.

Продолжительность групповых занятий равна продолжительности школьного урока (35-40 минут). Время индивидуальных занятий варьируется от 20 минут до 40 минут (в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей каждого конкретного ученика).

Организация рабочего места – в поле видимости должно быть как можно меньше предметов. Все материалы располагаю рядом с собой, на отдельном столе или стуле, вверх «рубашкой».

Расположение учителя относительно ученика – напротив, рядом, слегка за спиной (в зависимости от того, требуется ученику физическая помощь и от его эмоционального настроя).

Важно помнить: дети с РАС тяжело воспринимают вербальную инструкцию (т.к. мыслят образами), особенно длинную, многоступенчатую. Это может вызвать у них агрессию, аффективное поведение.

Необходимо:

1. Предъявлять четкие, конкретные инструкции, делить длинную инструкцию на несколько частей (например: вместо «раскрась квадрат красным цветом» - «1. возьми красный карандаш - 2. найди квадрат -  3. раскрась»).

2. Использовать наглядный материал – печатные задания, дидактический (черно-белый, цветной – в зависимости от предпочтений ребенка).

3. Использовать подсказки (физическую – действовать «рука в руке», указательный жест, моделирование правильного ответа (сделай как я), речевая – начало слова или полное слово (ответ), визуальная - взглядом).

Так же очень важно соблюдать ритуалы урока:

Начало урока – приветствие (назови своё имя);

Конец урока – поощрение (словесное или визуальное и т.п.), прощание.        

«СНАЧАЛА – ПОТОМ» Важно помнить, что дети с РАС не могут воспринимать временные рамки. Необходимо визуализировать время – сначала рисуем, потом играем, потом обед, потом уход домой. Это может быть – карточка с картинками (визуальное расписание), может быть - карточка с написанным с расписанием.

Фраза «сначала … - потом ...» помогает организовать ребенка на действие. Он понимает, что урок или задание не бесконечные, что сделав какое-то задание он получит ожидаемое (отдых, полежать на парте, конфету или что-то другое).

Для визуализации времени можно  использовать таймер на телефоне, часах, песочные часы. Когда ребенок видит сколько осталось до конца занятия или сколько еще ему делать то или иное упражнение – ему легче «прожить» это время.

Кроме того, необходима система поощрений внутри урока (жетоны, звезды, возможность поиграть с любимой игрушкой, съесть конфету и т.п.). Индивидуальное поощрение подразумевает, что ребенок получает один жетон за выполненное задание/действие – собрав все жетоны – получает звезду и поощрение (маленькое – отдых 1 минуту). Когда собирает 3 звезды – урок окончен – перемена. На групповых занятиях собирают общие большие жетоны, за выполнение общих заданий. Надо подгадать так. Чтоб пятый жетон был в конце урока. Пять жетонов – перемена.

Если ребенок находится в регулярном классе, он «не находится на жетонах», но ему необходимо поощрение – ему можно предложить после выполнения какого-либо задания, полистать книгу, поиграть с маленькой игрушкой, помять или разорвать бумагу, съесть мармелад и т.д. то есть поощрение необходимо в любом случае, вопрос в том, как вы решите поощрять, какое поощрение будет действенным. Есть дети, которые ради маленького стеклянного камушка готовы выполнить любое задание.

Также, в кабинете можно использовать «поведенческие подсказки» - «не кусаться, не щипаться, не кричать». Карточка «сиди тихо». Во время урока часто приходится обращать внимание детей на эти правила поведения.

Конечно, работой на логопедических занятиях сопровождение детей с РАС учителем-логопедом не ограничивается. Так же необходимо проводить наблюдение за детьми на уроках, во время внеурочной деятельности (перемены, различные мероприятия). Важно услышать, как ребенок использует навыки коммуникативной речи в быту, в самостоятельных реакциях (выражает просьбу, вступает в диалог и т.д.); увидеть, как пользуется навыками письменной речи при самостоятельной работе – написание сочинений, изложений.

Главная задача любого специалиста сопровождения – это помочь ученику с РАС в усвоении УУД. Помочь стать успешным в учебе, уметь применять полученные навыки во внешней среде.

В заключение целесообразно еще раз упомянуть очень важную фразу: "Не ребенок с аутизмом адаптируется к окружающей среде, а окружающая среда адаптируется под ребенка с РАС".

 

Литература:

1. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.

 2. Щукина Д.А. Логопедическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра. – Учебно-метод. Пособие. – М.: Редкая птица, 2019.

3. Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра. - М.: Редкая птица 2019.

4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. Разработка. – М.: Теревинф , 2006.

 

. . . . .