Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

Дата публикации: 2023-10-25 14:53:42
Статью разместил(а):
Бондаренко Виктория Александровна

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

Автор: Бондаренко Виктория Александровна

ГБОУ города Москвы «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

 

Аннотация: В статье описаны особенности коррекционной работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.


Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, «особенные» дети были всегда, но на них не обращали должного внимания. Будем откровенны, работать с такими детьми сложно, а донести информацию и увериться в ее усвоении довольно затяжной процесс. В последнее время «особенные» дети включены в общий образовательный процесс, и это заставляет нас, педагогов, задуматься о том, как сделать процесс обучения более эффективным.

Понятие «инклюзивное образование» определено, как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут не только получить качественное образование, но и адаптироваться к школе.

Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения. В последние годы актуализируется вопрос системной поддержки инклюзивного образования инновационными площадками, реализующими практику обучения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Развитие и формирование образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, школ и педагогов-новаторов, итоги психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и кодификации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход в образовании. Технологии в образовании - это объединение психологических и педагогических позиций, определяющих специальный набор и составление методов, форм, средств и приемов в учебно-воспитательном процессе. Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.  

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей: 

1. На каждой образовательной площадке в первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями. Сопровождение ребенка осуществляется не только учителем-логопедом, но и педагогом- психологом и дефектологом.

Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.

Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда — обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья:

- Активизация познавательной деятельности обучающихся.

- Повышение уровня их умственного развития.

- Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма).

- Развитие различных видов мышления.

- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных  учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:

- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

- организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;

- развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи, мелодико-интонационной окраски;

- коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;

- коррекцию и развитие артикуляционной моторики;

- коррекцию звукопроизношения;

- коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;

- коррекцию процессов чтения и письма;

- развитие психических процессов, коммуникативных навыков.

Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые проходят в индивидуальной и групповой формах. Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Конечно, работой на логопедических занятиях сопровождение детей с ОВЗ учителем-логопедом не ограничивается. Так же необходимо проводить наблюдение за детьми на уроках, во время внеурочной деятельности (перемены, различные мероприятия). Важно услышать, как ребенок использует навыки коммуникативной речи в быту, в самостоятельных реакциях (выражает просьбу, вступает в диалог и т.д.); увидеть, как пользуется навыками письменной речи при самостоятельной работе – написание сочинений, изложений.

Главная задача любого специалиста сопровождения – это помочь ученику с ОВЗ в усвоении УУД. Помочь стать успешным в учебе, уметь применять полученные навыки во внешней среде.

В заключение целесообразно еще раз упомянуть очень важную фразу: "Не ребенок с ОВЗ адаптируется к окружающей среде, а окружающая среда адаптируется под ребенка с ОВЗ".

 

Литература:

1. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М.: Просвещение, 2012.

2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М., 1970.

3. Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы. - Учитель, 2014. 

 

. . . . .