Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сенсорная интеграция в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Дата публикации: 2023-10-27 12:38:19
Статью разместил(а):
Бондаренко Виктория Александровна

Сенсорная интеграция в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Автор: Бондаренко Виктория Александровна

ГБОУ города Москвы «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

 

Аннотация: В статье представлены разнообразные игры и упражнения для развития всех сенсорных систем.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, тактильные ощущения, слуховое восприятие, ТНР.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности педагогами активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским эрготерапевтом Энн Джин Айрес (1920-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг.

Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств. Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.

В первые 7 лет жизни дети развиваются в определенной последовательности. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь.

К сожалению, с каждым годом количество воспитанников с нарушениями сенсомоторных высших психических функций становится все больше. Каждая сторона развития речи -  звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связность высказываний -  основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию к любой детской деятельности, в том числе на речь. Без сенсорики не развивается мышление. Успешность умственного, речевого, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В связи с этим одной из задач работы с детьми является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы появлялась мотивация к речи.

У детей с ТНР отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы, который предполагает стимуляцию всех органов чувств и направлен на активизацию всех сторон речи через сенсорику. Этот метод помогает развивать психические и речевые функции, ознакомиться с предметами, которые нужны детям в жизни, осуществить процесс индивидуализации и наладить взаимодействие с окружающим миром.

Для преодоления сенсорных нарушений в работе учителя-логопеда можно использовать разнообразные игры, задания, упражнения. При развитии тактильных ощущений подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения. 

Развивать мелкую моторику, работать с материалами разной фактуры и плотности. В рамках лексических тем, детям предлагать такие игры «Назови фрукты круглой (овальной, треугольной) формы», «Узнай овощ (фрукт) по форме (по цвету)», «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру», «Угадай какую букву напишу у тебя на спине».

Хорошо подходит для работы комплект «Мозаика игровая логопедическая» при развитии разных сторон речи. Дети знакомятся с геометрическими формами, цветом, учатся создавать картинки по схемам. Мозаику можно использовать на разных этапах логопедического занятия. Например, игра называется «Определи на ощупь» или «Что в ладошке?». Учим детей образовывать прилагательные среднего рода, обозначающие форму предмета (Мама хочет подарить Кате мыло, но не хочет сразу его показывать, помоги Кате определить форму мыла на ощупь). Ребенок опускает руку в коробочку, выбирает фигуру, называет ее форму и составляет фразу: «Мама подарила Кате овальное (квадратное, круглое) мыло»), достает фигурку и называет ее цвет. Так же можно называть форму других предметов. 

Замечательно работают сенсорные игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами, смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом. Игры с песком, природным материалом. Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы. Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя массажеры су-джок.

При развитии вестибулярной системы активно используются игры с мячом, прыжки, перешагивание через предметы, выполнение движений со словами потешек, стихов. Все эти игры проводятся во время организационных моментов, физминуток, квестов. 

Для развития вкусовых ощущений предлагается родителям поиграть с детьми в игру «Узнай по вкусу фрукт (овощ)».

Так же развиваем зрительные и слуховые процессы. В дошкольном и школьном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

 Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас, например, «Найди сходства и различия», «Найди такой же», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Зверюшки на дорожке», «Графические диктанты», «Найди предмет» (наложенные изображения), «Почини буквы».

 На этапе автоматизации звуков рекомендовано использовать игры «Пчелы и соты» (автоматизация звука Ш), ребенок соотносит предмет с тенью; в игре «Тройки» (автоматизация звуков Р, Ш), ребенок собирает картинки - предмет, его тень и контур.

Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

Например, при развитии фонематических процессов мы играем в игры «Послушай, что звучит? (звуки которые издают предметы)», «Угадай, на чем играет Незнайка (звуки музыкальных инструментов), «Кто позвал?», «Звучащие баночки», «Кто как голос подает (слушают голоса животных и угадывают)».

Для развития воздушной струи используем емкость с водой – запускаем кораблики, пособия «Бабочки на лугу», «Футбол». Например, во время постановки звука [Ш] ребёнок подставляя ладонь ко рту узнает, что воздушная струя теплая, при произнесении звука [С] – воздушная струя идет холодная. Далее эти знания помогают нам при дифференциации этих звуков.

Развитие сенсорики происходит и в других видах деятельности, дети рисуют свечами, песком, ходят ладонями и ногами по различным дорожкам.

Также наряду с сенсорными развивающими пособиями, необходимо активно использовать наглядный материал и компьютерные игры, презентации по лексическим темам, различные дидактические игры и упражнения, направленные на расширение кругозора, развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов, их пространственного расположения, активизации познавательной и речевой активности. Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности эффективен, так как каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развитие речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение. Сенсорная интеграция – комплексный метод, который стимулирует детей на вербальную и невербальную коммуникацию, способствует развитию обучения в целом.

Таким образом, игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Так же способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ТНР, а также этот метод требует творческого отношения педагога к процессу обучения.

 

Литература:

1. Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре].- М.: Теревинф, 2009.

2. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр].- М.: Теревинф, 2014.

3. Крановец К.С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / Кэрол Сток Крановец; Пер. с англ.-1-е изд. СПб: Издательство «Редактор», 2012.

 

. . . . .