Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ

Дата публикации: 2023-10-29 18:29:35
Статью разместил(а):
Маркарьянц Оксана Федоровна

Организация внеурочной деятельности с детьми ОВЗ 

Автор: Маркарьянц Оксана Федоровна 

ГБОУ города Москвы «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина» 

 

Аннотация: В статье описаны особенности внеурочной деятельности с детьми в рамках инклюзивного образования.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями, альтернативная коммуникация.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

В жизни каждого ребенка наступает тот момент, когда он из дома выходит в социальную среду. С помощью родителей и окружающих его людей он познает новые формы взаимодействия. Так, ребенок начинает знакомство с миром, обществом. Для гармоничного развития он посещает детский сад, различные кружки и секции, потом наступает длительный и интересный период обучения в школе, далее колледж или ВУЗ. Но все это типичная модель для нормотипичных детей.

В нашем обществе появилась аббревиатура - дети с ОВЗ. «Особенные» дети были всегда - аббревиатура совсем недавно. Целесообразность, а главное возможность обучать детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), была основана в 30 годы прошлого века выдающим русским психологом Львом Семеновичем Выготским. Многие ученые того времени поддержали его идею. Идея состояла в том, то ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Ценность и уникальность каждого человека, включение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Общество открыто для всех, и факт инвалидности не является особой преградой для жизни детей с такими трудностями. А дальше интеграция и инклюзия.

В течении долгого периода времени общество принимало или отторгало таких детей. И только благодаря многим законодательным документам и требованиям, а так же закрепленных в Конституции РФ правах таких детей, появились Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Начального Общего Образования.

Дети с ОВЗ включаются в общество, инклюзия. Они такие же, только другие. Но им предоставляется возможность сотрудничать с другими детьми, научиться что-то делать самостоятельно. У нормотипичных детей, и не только (взрослые так же начинают понимать проблемы детей с ОВЗ) возникает понимание проблем инвалидов, развивается чувство отзывчивости.

Работая в школе с детьми с ОВЗ я часто вижу страхи родителей нормотипичных детей, чем самих детей. Дети сначала испытывают любопытство, задают много вопросов, но в процессе обучения они уже не придают значения к детям с особенностями, они их считают частью общества, школы, класса. И с большим уважением относятся к проблемам обучения данной группы. А помочь таким детям считают благородным делом. Но я хочу уделить особое внимание внеурочной деятельности: являясь частью адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ и предназначенной для организации внеурочной деятельности младших школьников. Направлена программа на развитие и становление ребенка как личность.

Одной из форм организации свободного времени обучающихся с ОВЗ представляет собой внеурочная деятельность, она также является составной частью учебно-воспитательной работы. Школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание детей, которым сложно адаптироваться в новой обстановке, пойти в какое- то учебное заведение, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Обучать приходится многому. Прививать бытовые навыки, развивать социальные, культурные и нравственные ценности, бороться со страхами и переживаниями. Эти обязанности ложатся на плечи классного руководителя. Очень важно выстроить доброжелательные отношения с родителями(опекунами) детей, чтобы работала триада сотрудничества. Учитель-родители- ребенок. И общение вне школы служит скреплением данного союза.  

Организация внеурочной деятельности направлена на развитие личности по следующим направлениям:

- спортивно-оздоровительное

- художественно-эстетическое 

- социальное 

- духовно-нравственное.

Ведущая и важная форма организации это групповая, коллективная. Именно в групповых формах развития формируется коллектив. На это нужно много времени, и сил, и терпения, и умения. Чувство единения, сплоченности, дружбы. Все мероприятия планируются с учетом интересов и возможностей каждого обучающегося с нарушениями развития.

Подобно групповой форме работы, во время занятий происходит индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Занятия состоят из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть осуществляется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и увлекательных упражнений: рисуноки на асфальте, игры с фигурами, подвижные игры, скороговорки, сказки, объединение предметов по признакам.

Внеурочная деятельность допускает использование коллективных форм организации занятий, создание на занятиях взаимной работы, возможность сделать свое «открытие», знакомство с доступными и простыми путями рассуждений, умение овладевать несложными навыками личностного поведения и правилами с позиции уникальности, индивидуума. Проведение занятий в игровой форме способствует развитию у детей интереса к учёбе, стремления к пониманию. Подбери картинки, составь пары, лото, домино, логические задачи, пальчиковые игры, конструирование, раскрасить по образцу, собрать пазл, найти закономерности и продолжить ряд.

Как я уже говорила ранее, доброжелательные отношения с родителями имеют очень важную роль. Задача классного руководителя выстроить эти отношения, найти подход к каждому родителю, найти время. В этом помогут так же совместные мероприятия. Экскурсии, походы в музеи и просмотры кинофильмом и мультфильмов, квесты, спортивные игры, танцы. Как показывает практика, для многих детей это бывает впервые. Первый раз в музей, первый раз в кино. И только благодаря тому, что «нас много, ты не один, я с тобой» дети едут в метро, в автобусе. видят многих и многое. Родители так же видят, что общество и среда вполне доступны, что можно не существовать, а жить вместе!

В работе с детьми с ОВЗ, младшими школьниками, на первом месте выступает игровая форма деятельности. По мере взросления и становления внедряется познавательная деятельность. Возникают вопросы, ищем ответы, именно ищем. Ответ на вопрос должен быть по возможности ощущаем, его можно увидеть, потрогать, услышать и т.д. Далее проблемно-ценностное общение. Мы обсуждаем проблему, пытаемся найти выход, и самое главное, применение всех этих практик в жизни. Не просто проговорил и обсудил, а применил, воспользовался, сделал частью своей жизни. И конечно же художественное творчество. Прослушивание аудио сказок, художественных произведений, рисунки под классическую музыку (передай настроение, я так вижу), физические разминки под ритмичные звуки, танцы. Да, да, танцы. Дети с ОВЗ плохо ориентированы в пространстве, неуклюжи, но в танце они пытаются подражать лучшим. И все зависит от частоты и регулярности данных видов деятельности.

В коррекционной работе ставятся следующие задачи: 

1. Выбор оптимальных для развития ребенка методов и приемов.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Коррекция речевого развития.

4. Формирование универсальных учебных действий.

5. Социальная адаптация ребенка (в школе, на улице, в общественных местах и т.д.).

Неотъемлемой частью внеурочной деятельности является связь с учебными предметами. Достижение личных результатов:

- пытливость, находчивость при выполнении всевозможных заданий проблемного и творческого характера

- преодоление трудностей

- чувство справедливости

- развитие самостоятельности

- умение выражать свои мысли

- иметь свои мысли

- иметь представления об окружающем тебя мире.

Метапредметные результаты также формируются во внеурочной деятельности:

- научиться высказывать свое мнение

- последовательность своих действий (с опорой на педагога)

- умение отличать верное от неверного

- давать эмоциональную оценку другим ученикам (поступил правильно или нет)

- умение отличать реальные факты от вымыслов

- умение строить речевые высказывания.

К коммуникативным навыкам могу отнести следующие умения:

- умение выражать свое несогласие

- доброжелательность и отзывчивость

- умение вести спор.

Внеурочная деятельность помогает формировать учебную мотивацию, расширяет пространство образовательное, создает условия для гармоничного развития обучающихся. Система образования постоянно совершенствуется и дальнейшее развитие ее дает надежду на благоприятные условия для детей с ОВЗ.

 

Литература:

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2007г.

2. Савенкова А.И. Я исследователь. рабочая тетрадь для школьников. Издательский Дом Федорова, 2012.

3. Слободяник Н.П. Уроки общения. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2014.

4. Гин С.И. В Мир логики. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 143 с.

 

. . . . .