Релаксация в коррекционно-развивающей работе с детьми с СДВГ
Релаксация в коррекционно-развивающей работе с детьми с СДВГ
Автор: Ведерникова Марина Владимировна
МБДОУ "Детский сад № 30" г. Иваново
Аннотация: В этой статье описывается метод релаксации, который используют педагоги-психологи при работе с детьми с СДВГ.
Ключевые слова: СДВГ, релаксация.
Релаксация – это глубокое мышечное расслабление, которое сопровождается снятием психического напряжения. Этот метод используется педагогами-психологами в коррекционно-развивающей работе с детьми с СДВГ.
Чрезвычайно важными для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Большинство детей с СДВГ проявляет не только повышенную эмоциональную активность, но и тревожность, внутреннюю напряженность, чувства страха. Упражнения релаксации помогают им расслабиться, снижают психологический дискомфорт, эмоциональную возбудимость, улучшает координацию в пространстве, усиливает концентрацию внимания.
Во время релаксационных упражнений стабилизируется артериальное давление, снижается частота сердечных сокращений, замедляется и углубляется дыхание, расслабляются мышцы.
Одной из множества релаксационных методик является визуализация - мысленное воспроизведение образа.Слово «визуализация» происходит от лат. visualis – зрительный, представление зрительных образов. Соответственно, визуализация для релаксации заключается в представлении образов, вызывающих расслабление.
Лучше всего для релаксации подходят расслабляющие образы природы: тихое озеро, опушка леса, горный пейзаж, цветочный луг, пшеничное поле, берег океана …
Пример упражнения: "Тихое озеро".
Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете ...
А теперь отрывайте глаза. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое настроение, и приятные ощущения будут у вас в течении всего дня.
Литература:
1. Катаева Л.И. "Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе": Конспекты занятий. М.: Книголюб, 2004.-64 с.
2. Политика О.И. "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью". Речь, 2008 г.
3. Баженова О.В. "Детская и подростковая релаксационная терапия." Практикум. М.: Генезис, 2022.- 288 с.