Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование метода проектов в работе с детьми с ТНР

Дата публикации: 2024-01-01 18:01:28
Статью разместил(а):
Зарубина Ольга Вячеславовна

Использование метода проектов в работе с детьми с ТНР

Автор: Зарубина Ольга Вячеславовна

ГБДОУ Детский сад № 49 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье идёт речь о том, как использовать метод проектов в работе с детьми с ТНР в рамках инновационной деятельности.

Ключевые слова: проект, дети, книга, игра.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В рамках ФГОС одним из основных рекомендуемых направлений в работе с дошкольниками является инновационная деятельность. Основной целью инновационной деятельности выделяется достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет управление этими процессами.

К инновационным процессам  можно отнести метод проектной деятельности. Построение работы в рамках проекта мы используем уже 6-ой год, работая с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи (ТНР), опираясь на задачи ФГОС (9 задач), не буду их сейчас перечислять, все вы их знаете.

Остановлюсь на основных требованиях, которые определяет ФГОС, они очень четко раскрывают, почему метод проектной деятельности идеально подходит для реализации требований и задач, которые мы должны выполнить в работе с детьми  с ТНР.

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Все перечисленные принципы, должны быть учтены в 5 основных областях предложенных ФГОС.
Приведу пример одного из наших проектов: «Развитие речи у детей с ТНР, через знакомство с творчеством писателей и поэтов».
Основными задачами в работе с речевыми детьми являются:

- контроль, за поставленными звуками,

- развитие моторики,

- развитие связной речи + все остальные задачи, которые определены в Программе.

В рамках проекта легче интегрировать все образовательные области, которые  прописаны Программе.

В старшей группе, у нас был разработан проект «Развитие связной речи у детей с ТНР, через обучение  составлять описательные рассказы и загадки» (при активном участии родителей). В конце года подведя итоги, и увидев, что полученный результат превзошел наши ожидания, было решено продолжить работу над связной речью, т.к. данный раздел вызывает особые трудности, как у детей, так и у родителей. Ведь не секрет, что для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников детского сада, должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, составлять рассказы и т.д.

Для этого на 2 этапе нашей работы было выбрано такое направление, как знакомство детей с творчеством писателей и поэтов, с их литературным богатством.

Разрабатывая план будущей деятельности, мы составили циклограмму на весь год, выделив в каждом месяце по два писателя или поэта для знакомства с их творчеством детей и родителей. Так же были разработаны: консультации для родителей, рекомендации для закрепления материала дома, календарный план, системные «паутинки» по работе в рамках проекта и т.д.

Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство познавательного и речевого развития ребенка. Но при этом не следует забывать и о других задачах формирования личности ребенка. Приобщение детей к книге позволяет заложить базовую основу их общей культуры. Помогает ребенку быстро и заинтересованно познать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с разными видами детской деятельности, способствует постижению человеческой личности. Главная ценность данного возраста, это высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность ярко переживать описанные события.

Совместное чтение книг способствует сближению матери и ребенка, что играет важную роль в формирование того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты  определяет жизненный путь поколений, воздействует на развитие и состояние всей цивилизации.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютером, телевизором. Заметно в последнее время снизился интерес к чтению.

Давно определено, что через чтение художественной литературы, возможно решение, почти всех речевых задач, которые являются приоритетными в работе с детьми с ТНР, и которые стоят перед педагогами речевых групп:
- развитие предметного и глагольного словаря, словаря признаков
- отработка лексического и грамматического материала
- развитие монологической и диалогической речи
- умение пересказывать тексты, разучивать стихи (выразительность речевых оборотов)
- развитие фантазии, умение обращать свои мысли в слова и т.д.

Т.е. на сегодняшний день польза от активного решение проблем речи, и связанного с ними ознакомление дошкольника с художественной литературой очевидна! Чтобы воспитывать грамотного читателя и мыслителя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к книге, поэтому мы и включили в основные задачи проекта, работу с родителями.

Понимать роль художественного слова в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при знакомстве и анализе произведений - вот основная задача педагога и родителя! Тогда и все сопутствующие задачи, прописанные в Программе, будут успешно решены!

 

. . . . .