Актуальность музыкально-коррекционной работы с детьми с ТНР
Актуальность музыкально-коррекционной работы с детьми с ТНР
Автор: Трофимова Светлана Владимировна
ГБОУ "Школа № 2089", г. Москва
Аннотация: В данной статье показывается особенности музыкально-коррекционной работы с дошкольниками с ТНР. Рассматриваются ее задачи и возможности как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе.
Ключевые слова: музыкально-коррекционная работа, дошкольники, ТНР.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ТНР, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, трудно переоценить роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ТНР, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесии.
Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию.
Особенностью музыкально-коррекционной работы является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития (общие), так и коррекционно-развивающие. Коррекционные задачи вытекают из необходимости коррекции наиболее часто встречающихся отклонений в развитии детей.
Задачи музыкально-коррекционной работы
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать дыхание.
- Расширение и активизация словарного запаса.
- Развивать координацию движений и моторную функцию.
- Развивать чувство ритма.
- Формировать правильную осанку.
- Формировать способность восприятия музыкальных образов.
- Совершенствовать личностные качества.
- Развивать психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание.
Работа по музыкальному воспитанию для всех детей, в т.ч. с ТНР проводится как фронтально/со всей группой/, так и индивидуально (подгруппами).
На фронтальных занятиях музыкально-коррекционная работа проходит через все виды деятельности, входящие в структуру занятия. А это:
- Восприятие музыки,
- Пение,
- Музыкально- ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения)
- Танцы, хороводы,
- Музыкальные игры,
- Игра на детских музыкальных инструментах.
Помимо этого, я включаю в занятия речевые игры, пальчиковые игры, упражнения на развитие дыхания, упражнения с предметами, упражнения с использованием звучащих жестов, упражнения с заданиями на ориентировку в пространстве.
В музыкальные занятия включаются специальные упражнения:
· на развитие дыхания;
· на тренировку основных видов движений;
· на ориентацию в пространстве;
· на координацию движений;
· на развитие чувства ритма;
· на развитие дикции;
· на развитие коммуникации;
· на развитие фонематического слуха.
Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях .
Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх. В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, ритмические палочки, погремушки, ленточки и т.д. Применение данных атрибутов способствует развитию мелкой моторики. Использование предметов и игрушек (кукол, мишек, зайцев, мячей, обручей и т.д.) дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.
Музыкальное воспитание детей с ТНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуар музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. При этом большое значение имеет подобранный репертуар музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх
Дети учатся различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр., учат отличать голоса мужские и женские голоса, голоса детей, различных животных и т.д. Обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственно-временные качества звуков: темп и ритм.
У дошкольников с нарушениями речи недостаточно развито слуховое восприятие. Как отмечают многие исследователи, дети с ОНР слушают музыку, но фактически её не слышат.
Использование музыки на занятиях по коррекции речи является эмоциональным стимулятором для появления первых слов. Музыкальные занятия имеют большое значение для интеллектуального и нравственного воспитания в целом.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач.
Слушание музыки позволяет:
- различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
- узнавать пройденные произведения по фрагменту мелодии;
- различать звуки по их регистровой окраске в пределах квинты;
- различать звуки по их тембровой окраске (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).
Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования.
Игра в шумовом оркестре.
Игра в шумовом оркестре позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве зрителей и исполнителей.
В работе над оркестром я привлекаю детей с самого первого этапа подбора тембров (инструментов) для оранжировки. Предлагаю варианты, обсуждаем с детьми и выбираем тот, который понравился.
Второй этап – это индивидуальная работа по разучиванию отдельных партий.
На следующем этапе работы последовательно соединяю отдельные партии в одну партитуру. Иногда исполняем оркестровые композиции с опорой на видео партитуру. Ее использование способствует активизации внимания, является хорошей подсказкой для неуверенных в себе детей, добавляет красочности.
Музыка может исполняться как на фортепиано, так и в записи. Думаю, что оба варианта имеют свои плюсы. В первом случае дети слышат «живую» музыку, а во втором случае дети слышат пьесу в исполнении лучших мировых коллективов.
Сейчас мы посмотри два небольших отрывка. Первый - это исполнение «Марша». Здесь дети используют различные и в тоже время простые приемы игры на ложках. Музыка звучит в записи. Музыкальный руководитель имеет возможность контролировать правильность исполнения и помогать тем, кто затрудняется.
Второй отрывок ("Жаворонок", муз. М.И. Глинки) показывает нам более сложную композицию. Здесь уже появляются хроматические металлофоны, которые исполняют мелодию и повторяют ритмический рисунок. Композиция исполняется под фортепиано.
В обоих случаях дети с удовольствием играют в оркестре.
Особая организация музыкальных занятий для детей с ТНР в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута
является важнейшим условием коррекции речевых, двигательных недостатков у ребенка, оказывает воздействие на общее развитие (развивается эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, познавательная сфера), ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.