Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Актуальность музыкально-коррекционной работы с детьми с ТНР

Дата публикации: 2024-01-06 21:29:50
Статью разместил(а):
Трофимова Светлана Владимировна

Актуальность музыкально-коррекционной работы с детьми с ТНР

Автор: Трофимова Светлана Владимировна

ГБОУ "Школа № 2089", г. Москва

 

Аннотация: В данной статье показывается особенности музыкально-коррекционной работы с дошкольниками с ТНР. Рассматриваются ее задачи и возможности как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе.

Ключевые слова: музыкально-коррекционная работа, дошкольники, ТНР.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ТНР, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, трудно переоценить роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ТНР, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесии.

Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию.

Особенностью музыкально-коррекционной работы является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития (общие), так и коррекционно-развивающие. Коррекционные задачи вытекают из необходимости коррекции наиболее часто встречающихся отклонений в развитии детей.

Задачи музыкально-коррекционной работы

- Развивать артикуляционный аппарат.

- Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать дыхание.

- Расширение и активизация словарного запаса.

- Развивать координацию движений и моторную функцию.

- Развивать чувство ритма.

- Формировать правильную осанку.

- Формировать способность восприятия музыкальных образов.

- Совершенствовать личностные качества.

- Развивать психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание.

Работа по музыкальному воспитанию для всех детей, в т.ч. с ТНР  проводится как фронтально/со всей группой/, так  и индивидуально (подгруппами).

На фронтальных занятиях музыкально-коррекционная работа проходит через все виды деятельности, входящие в структуру  занятия. А это:

- Восприятие музыки,

- Пение, 

- Музыкально- ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения)

- Танцы, хороводы, 

- Музыкальные игры,

- Игра на детских музыкальных инструментах.

Помимо этого, я включаю в занятия речевые игры, пальчиковые игры, упражнения на развитие дыхания, упражнения с предметами, упражнения с использованием звучащих жестов, упражнения с заданиями на ориентировку в пространстве.

В музыкальные занятия включаются специальные упражнения:

· на развитие дыхания;

· на тренировку основных видов движений;

· на ориентацию в пространстве;

· на координацию движений;

· на развитие чувства ритма;

· на развитие дикции;

· на развитие коммуникации;

· на развитие фонематического слуха.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях .

Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх. В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, султанчики, платочки, ритмические палочки, погремушки, ленточки и т.д. Применение данных атрибутов способствует развитию мелкой моторики. Использование предметов и игрушек (кукол, мишек, зайцев, мячей, обручей и т.д.) дает возможность максимально разнообразить детские игры и пляски. Движения детей с речевыми проблемами по объему весьма ограничены, невыразительны. Музыка в сочетании с яркими разнообразными пособиями и игрушками вызывают у детей желание играть, выполнять упражнения, танцевать.

Музыкальное воспитание детей с ТНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуар музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. При этом большое значение имеет подобранный репертуар музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх

Дети учатся различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр., учат отличать голоса мужские и женские голоса, голоса детей, различных животных и т.д. Обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственно-временные качества звуков: темп и ритм.

У дошкольников с нарушениями речи недостаточно развито слуховое восприятие. Как отмечают многие исследователи, дети с ОНР слушают музыку, но фактически её не слышат.

Использование музыки на занятиях по коррекции речи является эмоциональным стимулятором для появления первых слов. Музыкальные занятия имеют большое значение для интеллектуального и нравственного воспитания в целом.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач.

Слушание музыки позволяет: 

- различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);

- узнавать пройденные произведения по фрагменту мелодии;

- различать звуки по их регистровой окраске в пределах квинты;

- различать звуки по их тембровой окраске (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования.

Игра в шумовом оркестре.

Игра в шумовом оркестре позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве зрителей и исполнителей.

В работе над оркестром я привлекаю детей с самого первого этапа подбора тембров (инструментов) для оранжировки. Предлагаю варианты, обсуждаем с детьми и выбираем тот, который понравился.

Второй этап – это индивидуальная работа по разучиванию отдельных партий.

На следующем этапе работы последовательно соединяю отдельные партии в  одну партитуру. Иногда  исполняем оркестровые композиции с опорой на видео партитуру. Ее использование способствует активизации внимания, является хорошей подсказкой для неуверенных в себе детей, добавляет красочности.

Музыка может исполняться как на фортепиано, так и в записи. Думаю, что оба варианта имеют свои плюсы. В первом случае дети слышат «живую» музыку, а во втором случае дети слышат пьесу в исполнении лучших мировых коллективов.

Сейчас мы посмотри два небольших отрывка. Первый - это исполнение «Марша». Здесь дети используют различные и в тоже время простые приемы игры на ложках. Музыка звучит в записи. Музыкальный руководитель имеет возможность контролировать правильность исполнения и помогать тем, кто затрудняется.

Второй отрывок ("Жаворонок", муз. М.И. Глинки) показывает нам более сложную композицию. Здесь уже появляются хроматические металлофоны, которые исполняют мелодию и повторяют ритмический рисунок. Композиция исполняется под фортепиано.

В обоих случаях дети с удовольствием играют в оркестре.

Особая организация музыкальных занятий для детей с ТНР в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута
является важнейшим условием коррекции речевых, двигательных недостатков у ребенка, оказывает воздействие на общее развитие (развивается эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, познавательная сфера), ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

 

. . . . .