Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дети СДВГ – проблемы обучения в среднем звене

Дата публикации: 2024-01-11 22:50:52
Статью разместил(а):
Быстрова Евгения Геннадьевна

Дети СДВГ – проблемы обучения в среднем звене

Автор - Быстрова Евгения Геннадьевна

МОБУ «Бугровский ЦО СОШ № 3», п. Бугры, Ленинградская область

 

Аннотация: В статье представлен обобщённый опыт работы с детьми СДВГ на практике. Предлагаются конкретные способы подготовки учителя к работе с такими детьми и примеры заданий, которые используются на уроке для обучения детей с данным синдромом.

Ключевые слова: ОВЗ, СДВГ, коррекция, методическая помощь.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Прежде чем рассказать о методах работы в школе с детьми ограниченными возможностями, хотелось бы отметить следующее. В настоящее время количество детей, которым ставят диагноз ОВЗ огромен. А в каждом классе школы таких детей от 1 до 5 и это только те, кто решились на ПМПК. Что такое ограниченные возможности? Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе.  У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.  И если про ЗПР известно практически и все и большинство педагогов изучают в Вузах коррекционную педагогику, то вот о СДВГ стало известно не так давно, и многие педагоги не понимают, что делать с такими детьми на уроках.

СДВГ – четыре буквы, которые для большинства людей не понятны и ничего не зачат. Расшифровку аббревиатуры знаю только те, кто с ней столкнулся на прямую: врачи и родители. Когда люди узнаю расшифровку, то одни говорят – «это когда не хватает внимания ребенку» и лишь не многие знаюют, что же это такое. СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперреактивность.

СДВГ – загадочно и необъяснимо долгие годы врачи отрицали наличие этого заболевания, а родители просто приписывали повышенную активность ребенку, которая должна с возрастом пройти, а она не проходила, и ребёнок превращался в лучшем случает в троечника, а в худшем становился изгоем. Время шло и медицина, и медицина признала СДВГ. Вот только болезнью это нельзя назвать. Это синдром.

Это нарушение, связанное с работой мозга, которое проявляется в детстве. эмоциональным и нетерпеливым.

При СДВГ детям бывает трудно контролировать своё поведение. Из-за импульсивности у людей с СДВГ возникают конфликты с близкими, семьёй или с коллективом в школе, появляется невнимательность.

На улице такое ребенок обращает на себя внимание: он подвижен, не сидит на месте, меняет несколько видов деятельности за короткий период. В транспорте он постоянно ерзает, может сидеть пинать соседнее кресло, и все начинают говорить: ваш ребенок плохо воспитан, что из него вырастет или не вырастет ничего хорошего. И родители не могут объяснит – он не специально, что врачи не лечат этот синдром, предлагая только медикаментозно успокоить ребёнка. Точный диагноз может поставить только врач-психиатр ( об этом в нашей стране стало известно только года 4 назад).

Часто дети с СДВГ проявляют нетерпеливость: например, стараются как можно быстрее получить желаемое, не дожидаясь очереди, и перебивают взрослых, невзирая на нормы приличия. Некоторые из них патологически не умеют признавать поражение в играх и начинают агрессивно себя вести при проигрыше.

С обучением детей с СДВГ постоянно возникают трудности. У них преобладает неусидчивость, неспособность концентрироваться на заданиях и доводить их до конца. Также ребёнку мешают забывчивость и рассеянность. Он может идти за брошенным мячиком, но практически сразу отвлечься на что-нибудь ещё по пути, и его фокус внимания больше не вернётся на мяч, если не напомнить. Образовательные упражнения, например, изучение цифр или букв, вычисления и арифметические задачи, детям с СДВГ очень быстро надоедают.

Иначе говоря, дети с СДВГ не могут заставить себя соблюдать нормы поведения и делать то, что от них требуется, — концентрироваться, выполнять, запоминать, вдумчиво слушать что-либо в течение длительного времени. Для них это тяжёлая задача, требующая больших усилий.

Что требуется от учителя:

1) Изучить, что такое СДВГ (большинство педагогов вы простых школах не изучают вовсе особенности детей).

2) Понять, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать.

3) постоянно менять виды деятельности, так как ребенок с этим синдромом не может заниматься одним видом деятельности больше 10-15 минут. 

4) Понимать моральную ответственность своего поведения с таким ребёнком, так как любое повышение голоса приводит к ухудшению эмоционального состояния ребенка и нервному срыву.

Большинству современных детей ставят именно такой диагноз и на ПМПК дают программу 7.2. Это для начальной школы, в среднем звене это про ЗПР, без объяснений и пояснений что с ним делать.

В школах проводится комплексная работа по работе с такими детьми: психолог, дефектолог, логопед, пишется индивидуальная программа, но это все коррекционная работа. Что же делать учителю. Я, как учитель истории применяю следующие методы работы.

1) метод – 5W1H – по числу вопросительных слов, которые являются основой метода Киплинга – What, When, Why, Who, Where и How. Суть в том, чтобы задать эти вопросы и максимально детально ответить на них, чтобы таким образом получить идеи для реализации проекта, новое видение и пути решения какой-либо проблемы. 

Что произошло? Когда произошло? Как произошло? Кто участвовал? Где произошло? Ребенку должно быть интересно. Подбираю картину по изучаемой теме. Вопросы: Кто изображен на картине? Чем заняты люди? Почему они так одеты? И так далее. Первые картинки описывать очень трудно, но в течении временит формируется навык внимательности, и ребенок детально вглядываемся в рисунок и радуется, что может найти уже большее количество деталей, чем раньше.

2) Задания игры. Да, кажется, что это за метод такой. Но перед нами ребенок с ограниченными возможностями здоровья.  

Тема может быть любой: реформа, война, культура.

Тема: Мифология Древних Греков. Задания: Прочитай миф (на уроке выдаётся текст) «Подвиги Тесея». Найди предметы, которые помогут ему выйти живым из лабиринта минотавра. Цифрами размести предмету необходимые ему для этого. Формируется навыки читательской компетенции и развивается внимательность. 

3) Формирование читательской компетенции через работу с рабочими листами.

На таком рабочем листе задаются конкретные вопросы, на которые должен ответить ученик при работе с текстом учебника или и кратко сформулировать основную мысль, при этом существуют критерии заполнения листов и главный – это аккуратность, то есть таким образом формируется и правильный почерк ученика, и умение анализировать прочитанное. Но сейчас огромное количество рабочих листов предлагают для продажи на онлайн платформах. Порой они бесполезны и ничего не проверяют. Важно внимательно просматривать готовые листы, или самому создавать.

4) Создание брошюр – путеводителей. При выполнении всех этих работ ученик не только работают с текстом учебника, они учатся анализировать прочитанное, работаю руками развивая мелкую моторику, работают с портретами исторических деятелей что позволяет им запоминать их быстрее.

5) Послушай и найди - этот метод предлагаю для того, чтобы перенестись в эпоху. Создаёмся QR коды и дети, отсканировав могут прослушать музыку и прочитать информацию о композиторе – при изучении культуры. Таким образом материал усваивается быстрее, и композитор остается не на страницах учебника, но и в памяти учеников.

6) Домашнее задание по изучению памятников культуры может выглядеть таким образом: учащиеся используют сайт который рекомендует учитель. Проверяет в классе: один учащийся зачитывает ответ другие проверяю на все ли вопросы он ответил и добавляют рассказ или поправляют отвечающего.

Это лишь небольшой набор простых задний которые можно использовать на уроке. Хочется добавить, что практика - это рабочая и применяется мною практически на всех уроках.

На уроках учитель является дирижёром и только от него зависит как будет играть его оркестр учеников. Создавая урок нужно спросить себя: тебе самому интересно? Если нет, то почему детям должно быть интересно? Урок может быть не только обучающим, но и творческим одновременно, когда задействованы все возможные способы восприятия информации.

 

Список литературы:

1. Лохов М.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Интеллект ребенка. — СПб.: ЭЛ-БИ-СПБ, 2008. — 128 с.

2. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок. — СПб.: ЭЛ-БИ-СПБ, 2008. — 319 с.

3. Symptoms and Diagnosis of ADHD // CDC, 2013.

4. Польза и вред метилфенидата у детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // CDC, 2015.

5. Stephen V. Faraone. The pharmacology of amphetamine and methylphenidate: Relevance to the neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder and other psychiatric comorbidities // Neurosci Biobehav Rev, 2018с.

 

. . . . .