Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Постановка и автоматизация звука [р] в младшем школьном возрасте: проблемы и пути решения

Дата публикации: 2024-01-15 15:37:35
Статью разместил(а):
Ахтулина Регина Раисовна

Постановка и автоматизация звука [р] в младшем школьном возрасте: проблемы и пути решения

Автор: Ахтулина Регина Раисовна

МОБУ «Медведевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов им. 50-летия Медведевского района»

 

Аннотация: В данной статье автор рассказывает о трудностях постановки и автоматизации сонорного звука [р] у детей младшего школьного возраста и способах преодоления этих трудностей.

Ключевые слова: постановка звука [р], автоматизация звука [р].

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

За последние годы заметно увеличилось количество младших школьников (поступающие 1-е классы), имеющих дефектное звукопроизношение. И у наибольшей части детей нарушена группа сонорных звуков [р], [р'], [л]. Далее идут группы свистящих и шипящих.

Обследование детей, зачисленных на школьный логопедический пункт, показало, что основная масса этих детей посещала логопедическую группу в ДОУ. Из бесед с родителями чаще становится понятным, что во время посещения ДОУ детям ставились многие другие дефектные группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные). Но поскольку сонорные звуки, особенно звук [р] является одним из самых сложных в постановке и ставится, в основном, самым последним, очевидным становится тот факт, что логопеды не успевают поставить, либо доавтоматизировать этот звук. И в большинстве случаев будущие школьники поступают в школу с не до конца исправленной звучащей речью.

Далее обследование показало, что 95% обучающимся, зачисленным на школьный логопедический пункт, требовалась постановка тех или иных звуков. И самым распространенным дефектным звуком являлся звук [р]. Так, у 40% присутствовало велярное звукопроизношение, у 20% увулярное, у 40% звук поставлен, но недостаточно автоматизирован (в связной речи звучит искаженно).

Хотелось бы подробнее остановиться на детях, у которых звук поставлен, но недостаточно автоматизирован. Поскольку у части детей требовалась лишь дальнейшая автоматизация звука, а с другой частью детей возникла трудность. Эта трудность заключалась в том, что у детей автоматизировалось произношение звука [р] с опорными звуками [д] и [т]. Дети не могли произнести изолированный звук [р] как бы не старались.

В данной ситуации обычно логопеды предлагают продолжить работу над сочетаниями [др], [тр] с постепенным уходом от первого звука, одновременным развитием фонематического слуха  и т.д. Я же использовала другой способ. Это постановка от звука [з] (упражнение «Комарик»), если у ребенка не нарушено произнесение этого звука.

Упражнение «Комарик»: широко улыбнуться, поднять язык вверх, упереть его в альвеолы. Пытаться произнести в таком положении звук [з-з-з].

Так, в пособии по логопедии: учебнике для студентов дефектологического факультета педагогических вузов под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской говорится о том, что наиболее эффективным является прием постановки [р] от слогового сочетания [за] с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога [зза]. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного [р] в сочетании с гласным [а]. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук [р], нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе происходит тренировка в вызывании слогов ра, ры, рэ, ро, ру и дальнейшая автоматизация этих слогов в разных позициях.

Таким образом, в ходе логопедической работы, данный способ оказался рабочим. И проблема детей, имеющих трудности в воспроизведении изолированного звука [р], была решена.

Следует также отметить, что теперь это один из самых любимых для меня способов постановки звука [р], так как значительно сокращается время на автоматизацию уже чистого звука, так как звук [з] постепенно сам рассеивается, слышится чистый [р],  в отличие от способа постановки от опорных [д] и [т], когда порой детям трудно расстаться с этими звуками.

 

Литература:

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

 

. . . . .