Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Игры и упражнения для адаптации к школе детей с ОВЗ

Дата публикации: 2024-01-26 10:11:55
Статью разместил(а):
Горшанова Инелли Алексеевна

Игры и упражнения для адаптации к школе детей с ОВЗ

Автор: Горшанова Инелли Алексеевна

ГБОУ Школа № 584 «Озерки», Санкт-Петербург

 

Аннотация: В данной статье автор пишет о том, что игра используется как основная деятельность, способная помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде.

Ключевые слова: адаптация к школе, игра, начало обучения, дети с ОВЗ.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Начало обучения в школе – один из сложнейших и самых ответственных этапов в жизни ребенка. Это новые условия жизни и деятельности человека, новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Обучение ребёнку с ОВЗ даётся за счёт высоких психологических затрат. Возможны неадекватные поведенческие реакции. Основная задача учителя, психолога, воспитателя помочь такому ребёнку освоиться в коллективе сверстников — адаптироваться. Адаптация – это процесс приспособления к различным состояниям внешней среды, в ходе которого приобретаются новые качества и свойства.

Адаптация – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, они связаны и с организацией жизни в школе.

Адаптационная работа с детьми с ОВЗ осуществляется в игровой форме. Необходимо подбирать игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, выражать свои эмоции, активно взаимодействовать с другими детьми.

Игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом, как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно играть, зная, что их не будут отвлекать и торопить.

В педагогической науке есть раздел - игровая педагогика, рассматривающая игру как основной метод воспитания и обучения младшего школьного возраста. Акцент на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это один из главных путей включения детей в учебную работу, возможность обеспечения эмоциональной реакции на воспитательные воздействия.

Игра выполняет такие функции, как:

1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.

 2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.

3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей. 4) развитие речи.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации. Использование игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ дает значимые положительные результаты.

 

Литература:

1) Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. – СПб: Питер, 2001.

2) Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений lV вида под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997.

3) Требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Справочник руководителя образовательного учреждения № 8, 2016.

 

. . . . .