Условия успешной профессиональной ориентации школьников с интеллектуальными нарушениями
Условия успешной профессиональной ориентации школьников с интеллектуальными нарушениями
Автор: Карачевцева Екатерина Фёдоровна
ОКОУ «Курская школа»
Аннотация: В статье автор пишет о том, что дети с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в выборе будущей профессии, в процессе профессионального обучения и социальной адаптации в коллективе. Для решения этой проблемы с обучающимися данной категории проводится комплексная, систематическая профессиональная ориентация с учетом психофизических и возрастных особенностей детей. В статье представлены необходимые, по мнению автора, условия и принципы организации профориентационной работы педагогов.
Ключевые слова: профориентация, социализация, социально-профессиональная адаптация, интеллектуальные нарушения.
Тематическая группа: Коррекционное образование.
Экономическая ситуация в современной России выдвигает все более высокие требования к потенциальному работнику любой отрасли рынка труда. Характер и цели труда меняются соответственно развитию рыночных отношений: интенсивность и напряжённость труда возрастают, предъявляются более высокие требования к профессионализму и ответственности соискателя. Полученное образование уже не гарантирует беспрепятственное трудоустройство, успешную профессиональную деятельность и карьерный рост. Всё это определяет актуальность проблемы подготовки подростков к дальнейшему профессиональному самоопределению, их ориентирование на востребованность определенных профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида трудовой деятельности.
Выбор будущей профессии очень сложный и часто длительный мотивационный процесс. Перед каждым выпускником школы рано или поздно возникает проблема выбора своего жизненного пути. И далеко не каждый этот выбор делает правильно. Стало нормой такое социальное явление, как систематическая смена профессии человеком на протяжении всего периода его жизни. Смена профессии зачастую ведет к продолжению обучения для получения новой специальности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья эта проблема становится наиболее острой. Неготовность к профессиональному самоопределению, трудности адаптации в социуме, неконкурентоспособность на рынке труда диктует образовательным учреждениям актуальность профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Повышение темпа и качества производительного труда, непрерывное сокращение несложных видов работ в производстве и промышленности, переход предприятий на новые пути развития, компьютеризация и роботизация почти всех отраслей промышленности создают существенные трудности в социальной адаптации выпускников с интеллектуальными нарушениями, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.
В силу психофизических способностей и умственных возможностей круг их профессионального выбора снижается в сравнении с нормотипичными подростками. Основной задачей образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) согласно ФГОС ОВЗ является их социализация посредством достижения ими планируемых предметных и личностных результатов, среди которых важное значение приобретают жизненные компетенции.
Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Профориентация детей с нарушениями в интеллектуальном развитии – это система специальных диагностических и обучающих мероприятий, включающая в себя оказание помощи лицам с умственной отсталостью в индивидуальном выборе профессии.
Трудности профессиональной адаптации у выпускников с интеллектуальной недостаточностью связаны с неадекватной самооценкой своих возможностей, отсутствием жизненной перспективы, неумением выбрать профиль и содержание профессии, негативным отношением к преодолению трудностей, неспособностью взаимодействовать в новом коллективе и др.
Цель профессиональной ориентации лиц с умственной отсталостью – содействие школьникам в выборе профессиональных ориентиров с учетом их индивидуальных психофизических возможностей, а также потребностей современного рынка труда.
Профориентационная работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями строится на следующих принципах:
· принцип систематичности и преемственности;
· принцип непрерывности и комплексности;
· принцип оптимального сочетания различных форм и методов;
· принцип практикоориентированности;
· принцип связи профориентационной работы с жизнью.
Для повышения эффективности профессиональной ориентации школьников большое значение имеет привлечение к этой работе их родителей. Важно, чтобы родители были подготовлены к этой совместной работе. При взаимодействии с семьёй обучающегося педагог может использовать такие методы и формы работы, как:
· просвещение родителя о реальных и потенциальных возможностях ребенка;
· консультирование в вопросах построение профессиональной траектории;
· рекомендации в выборе основных ориентиров при построении профессиональных планов.
В профориентационной работе в школе можно условно выделить несколько этапов в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями ребенка:
1. Начальная школа (1-4 класс): формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, уважение к людям труда; развитие интереса к миру профессий; диагностика первоначальных трудовых способностей и склонностей.
2. Среднее звено (5-7 классы): формирование мотивации к трудовой деятельности, устойчивого интереса к труду; формирование необходимых для межличностного общения коммуникативных навыков; формирование элементарных умений адекватно оценивать свои возможности; психолого-педагогическая диагностика трудовых возможностей обучающихся.
3. Старшие классы (8-10 классы): формирование мотивационной готовности к профессиональному образованию; формирование способности к социально-профессиональной адаптации обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение.
4. Выпускники (11-12 классы): развитие личностной целеустремленности и профессиональной ответственности; корректировка образовательных и профессиональных планов; формирование профессионального поведения, навыков делового общения взаимодействия в коллективе в процессе профессионально-трудовой деятельности.
Важным условием успешной профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью является комплексный подход – программа профессиональной ориентации должна реализовывать как в урочной (ручной труд, рисование, речевая практика, чтение, русский язык), так и во внеурочной деятельности школьников (кружки, секции, факультативы).
Формы педагогической работы с обучающимися весьма разнообразны:
· коллективная творческая деятельность;
· профориентационные экскурсии;
· мастер-классы, творческие конкурсы;
· посещение трудовых мастерских;
· профориентационные игры (деловые игры, квесты, решение кейсов);
· кружки и секции дополнительного образования.
Таким образом, профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогу следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребёнка, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.
Литература:
1. Васенков Г.В., Гужанова В.С. Коррекционно-развивающая технология профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Учебное пособие - ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. сайт: ikp-rao.ru
2. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. - № 1. – С. 6-22.).
3. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости / под ред. Е.М. Старобиной. М., ИНФРА-М, 2007. - С 19-81
4. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. -М., Академия, 2012.
5. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
6. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599.