Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности развития произвольного внимания школьников с расстройствами аутистического спектра

Дата публикации: 2024-02-16 12:53:36
Статью разместил(а):
Зябрева Ирина Владимировна

Особенности развития произвольного внимания школьников с расстройствами аутистического спектра в рамках освоения дисциплины "Природоведение"

Автор: Зябрева Ирина Владимировна

ГБОУ "Школа № 2127", г. Москва

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности педагогической работы по развитию произвольного внимания школьников с расстройствами аутистического спектра при освоении дисциплины «Природоведенье». В статье описан опыт использования различных приемов удержания произвольного внимания.

Ключевые слова: произвольное внимание, дети с РАС, природоведение, методы развития, удержание произвольного внимания.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Многие современные исследователи, указывают на то, что одной из ведущих трудностей обучения школьников с расстройствами аутистического спектра (далее по тексту РАС) является нарушение произвольного внимания, при этом данные нарушения полиморфны по своим проявлениям.

Н.Ю. Милованова, А.А. Андреева и др. указывают на то, что у детей с РАС непроизвольное внимание доминирует над произвольным. Причины трудностей развития произвольного внимания разделяются на 2 группы. К первой группе относятся причины, связанные с особенностями психического развития, которые в свою очередь вызывают нарушения волевой сферы.  Ко второй группе относятся   ситуативные причины, к которым можно отнести: плохое самочувствие, плохое настроение, утомляемость, наличие посторонних раздражителей, при этом, зачастую такими раздражителями являются другие дети из класса [4].

К.С. Лебединская и О.С. Никольская указывают на то, что произвольное внимание детей с РАС всегда нарушено в различной мере. По мнению авторов, дети с РАС испытывают трудности различные трудности:

– трудность в привлечении внимания;

– отвлекаемость;

– малоустойчивость внимания;

– слабость активного внимания [3].

В этой связи, перед преподавательским составом коррекционной школы встает актуальная проблема поиска условий, направленных на развитие произвольного внимания у школьников с РАС в рамках учебной деятельности. При этом процесс развития произвольного внимания одного ребенка с РАС изначально сложный процесс, который многократно осложняется при развитии произвольного внимания в коллективе детей с ОВЗ. Рассмотрим условия развития произвольного внимания младших школьников с РАС в ходе освоения дисциплины «Природоведение».

В своем исследовании Т.Г. Красильников пишет о том, что привлечь внимание детей с РАС возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, при этом данные раздражители могут быть различны в зависимости от индивидуальных особенностей и интересов детей в связи с этим, в своей педагогической практике мы используем несколько этапов работы:

1. В ходе первого этапа выявляются основные интересы детей с РАС. Используется метод предварительного анкетирования родителей для выявления наиболее релевантных для ребенка видов деятельности, персонажей и др.

2. В ходе второго этапа работы организуется планирование занятий по дисциплине «Природоведение» с включением в планирование отдельным блоком средств привлечения и удержания внимания.

При практическом анкетировании родителей, нами было установлено, что в основном интересами детей являются:

– герои мультфильмов;

– экспериментальная деятельность;

– развивающий занимательный материал.

Помимо этого, анкетирование родителей помогло установить, что большинство детей посещали занятия АВА-терапии и понимают такие приемы работы как визуальное расписание и жетонная система поощрения.

Учитывая описанное выше, при организации каждого урока нами вводился сюрпризный момент, в рамках которого сообщалась тема урока с включением персонажа мультфильмов (на каждом занятии разный персонаж). Использование данного метода в практике работы позволяло акцентировать внимание детей к тематике урока, а также основным видам деятельности в рамках урока. Далее на доске помещается таблица с изображением героя мультфильма и клеток, количество который кратно видам деятельности, которые будут организованы в рамках урока.

При выполнении определенного вида деятельности мы размещаем жетон в клетке, отмечая окончание одного вида деятельности и называя содержание следующего вида деятельности. Таким образом используется жетонная система поощрения. Однако, мы в своей практике используем жетоны не в качестве индивидуальной системы поощрений, а поощряем деятельность коллектива в целом.

Дисциплина «Природоведение» обладает широким потенциалом для использования в рамках урока разнообразных видов деятельности, таких как:

– экспериментальная деятельность;

– работа в парах;

– проектная деятельность и др.

На уроках природоведения с детьми с РАС мы стараемся разнообразить содержание работы различными видами деятельности, в том числе используем методы коллективной работы, например, при организации экспериментальной деятельности и наблюдений:

– экспериментальная деятельность и наблюдение за тремя состояниями воды;

– наблюдение за процессом роста растений и др.

Опыт нашей работы со школьниками с РАС также показывает, что дети с РАС при освоении дисциплины «Природоведение» высоко замотивированы на выполнение заданий дидактического характера. Поэтому в рамках каждого урока нами используются задания из рабочей тетради или распечатанные листы, в который содержатся задания по тематике урока, связанные с:

– установлением закономерностей;

– классификацией;

– систематизацией;

– исправлением ошибок;

– рисованием.

При этом виде деятельности дети проявляют высокий уровень заинтересованности. Однако, основные трудности концентрации произвольного внимания дети с РАС испытывают при прослушивании теоретической информации по теме урока от учителя от учителя. Для формирования произвольного внимания, а также привлечения слухового внимания мы используем приемы:

– выразительности педагогической речи с использованием эмоциональной лексики;

– уточняющие вопросы детям по теме монолога педагога.

Ярко окрашенная речь педагога привлекает внимание детей. При этом, также важно контролировать внимание детей с РАС и задавать им уточняющие вопросы, данные вопросы не должны быть сложными и могут касаться личного опыта детей.

Также в течении урока, при сообщении темы мы используем большое количество наглядного материала, с различными видами транслирования данного материала. С целью поддержания произвольного внимания, познавательной активности и познавательной мотивации используются наглядные изображения:

– в виде раздаточного материала;

– в виде мультимедиа-презентации;

– в виде видеофрагментов;

– печатных изображений на доске.

Схожие трудности с удержанием внимания при прослушивании монологов дети с РАС испытывают при ответах их одноклассников по тематике урока. Зачастую дети с РАС не удерживают внимание при прослушивании ответов своих одноклассников. В это время дети отвлекаются, невнимательны и начинают заниматься своими делами. Для поддержания внимания к ответу рассказчика мы используем систему эмоциональной оценки.

Перед детьми, которые слушают ответ своего одноклассника располагаются 5 смайликов, которые отождествляют 5 эмоциональных состояний: 4 положительных эмоции и одна отрицательная. По ходу ответа своего одноклассника дети могут выражать подъемом смайликов свои эмоции. Если мы видим, что ребенок отвлекается и не слушает ответ, то мы просим ребенка поднять смайлик с эмоцией, таким образом задействуются аналитические функции ребенка, требующие проанализировать монологическое высказывание другого ребенка для оценки его соответствующей эмоцией. С другой стороны, такой прием также стимулирует и поощряет ответчика, в основном положительными эмоциями. Так как перед детьми располагаются смайлики в основном положительные эмоции.

При установлении напряжения в коллективе детей с РАС на уроке используются релаксационные техники для профилактики стрессовых ситуаций и снятия напряжения. В качестве таких техник выступают:

– релаксационные упражнения;

– дыхательные гимнастики.

В течении одного урока, около 2–3х минут обычно отводится на релаксационные техники. Помимо этого, для поддержания положительной психологической обстановке при коллективных формах работы мы используем звуковое сопровождение в виде спокойной мелодичной музыки, шума моря или пения птиц.

Таким образом, при освоении дисциплины «Окружающий мир» развитие произвольного внимания может быть организовано при учете ведущего принципа – использование разнообразных видов деятельности. Также важным является комплексный подход, и умения учителя привлекать и удерживать внимание детей с РАС в ходе различных видах деятельности: при сообщении темы и содержания урока, при самостоятельной работе, при рассказе учителя по теме урока и др. Также важен педагогический подход при организации урока «Природоведение» в целом, для этой цели самым оптимальным приемом является визуальное расписание и жетонная система.

 

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.: Лениздат, 2016. – 320.

2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. – Психология как объективная наука. М. - Воронеж: Институт практической психологии; НПО Модек, 2010. – 340 с.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 2 // Дефектология. 1988. № 2. – С. 45.

4. Милованова Н.Ю., Андреева А.А., Исаева С.Н. Развитие произвольного внимания детей с расстройствами аутистического спектра // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. №8.

 

. . . . .