Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда

Дата публикации: 2024-02-17 23:02:56
Статью разместил(а):
Шевцова Татьяна Михайловна

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда

Автор: Шевцова Татьяна Михайловна

МБОУ «Дороховская СОШ»

 

Аннотация: В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда.

Ключевые слова: нейропсихология, коррекционная работа.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

По данным статистики, за последние десятилетия  наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.

Специалисты отмечают разнообразие форм речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный, мозаичный характер, и переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной, перцептивной и других сферах психической деятельности.

Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики.

Речь – первостепенная и наиболее совершенная форма общения, присущая исключительно человеку. В процессе коммуникации люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важный канал связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи позволяет развить навыки общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, имеет важное значение в формировании адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности дошкольника. Речь является сложным и многообразным психическим, физиологическим, мыслительным, языковым, сенсомоторным, процессом. В ней интегрируются как элементарные (гностико-практический, сенсомоторный), так и высокоорганизованные уровни (языковой, смысловой). Чтобы успешно заниматься профилактикой и коррекцией различных речевых нарушений, в полном объеме воздействовать на личность ребёнка, необходимо понимать симптоматику речевых нарушений, их механизмы, этиологию, соотношение неречевых и речевых симптомов в нарушении речевой деятельности.

Основной психической функцией является речь, поэтому при наличии мозговых дисфункциях одной из первых речь принимает удар на себя. Нарушаются все базовые компоненты речевой многофункциональной сферы: звукопроизношение,  фонематический слух, грамматический строй, словарный запас, и связная речь.

Речевые нарушения – это отклонения от речевых стандартов, принятых в данной языковой среде, тотально или частично препятствующих речевому общению и социальной адаптации ребенка. В большинстве случаев, они обусловлены нарушениями в психофизиологическом механизме речи, не преодолеваются без помощи специалиста и оказывают влияние на психическое развитие детей.

Системный подход к коррекции становления речи ребенка диктует необходимость подключения в логопедическую работу смежных методов. Межпредметные связи  в современной логопедии с нейропсихологией, педагогикой, нейрофизиологией, возрастной психологией и другими, помогают расширить рамки воздействия, оказываемого на речевое и психическое развитие ребенка. Они способствуют оптимальному выбору метода коррекции и предупреждению речевых нарушений, что  положительно отражается на дальнейшем  обучении ребенка, и успешности в будущей жизни

Нейропсихологический подход основан на понимании механизмов функционирования мозга и его связи с психологическими процессами. Он предлагает инновационные методы работы с детьми на основе знания о строении мозга и его возможностях. В работе учителя-логопеда этот подход может быть эффективным инструментом для коррекции речевых нарушений и помощи в развитии коммуникативных навыков у детей.

Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.

Другими словами нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит.

Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся  ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.

Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ. 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- аллергии у ребенка;

- часто болеющие дети;

- гипо/гипертонус;

- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

- движение языком во время письма (другие синкинезии);

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения и др.

Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!

Признаки несформированности 2 блока:

-  несформированность пространственных представлений (напр. у школь-ников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);

-  несформированность  сенсо-моторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т.п.);

-  неловкость, однотипность движений.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз: Я ДОЛЖЕН!

Признаки недостаточной сформированности у детей:

-  отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

-  упрощение любой программы;

-  пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

-  бедная речь;

-  не могут решить смысловую задачу.

Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие  головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение, недоразвитие  мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Признаки нарушения взаимодействия полушарий:

Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить,  с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно,

у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий  до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т.к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.

Т.Г.Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом:

основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью, которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.

Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений:

- при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимика, жесты)

-при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.

Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

 

Список литературы:

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во В. Секачев 2019г.

2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 2003г.

3. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2019г.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2017г.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М., 2018г.

6. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. - М.: МПСИ, 2017г.

7. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. - М.: МГУ, 2018г.

 

. . . . .