Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование дифференцированного подхода при обучении обучающихся с ОВЗ

Дата публикации: 2024-02-22 15:58:47
Статью разместил(а):
Сагалаков Василий Николаевич

Использование дифференцированного подхода при обучении обучающихся с ОВЗ

Автор: Сагалаков Василий Николаевич

ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат», с. Аскиз

 

Аннотация: В данной статье рассматривается использование дифференцированного подхода обучения на уроках биологии. Отмечено влияние этого подхода на повышение уровня подготовки обучающихся, так же присутствует анализ особенностей освоения учебного материала.

Ключевые слова: дифференцированный подход, особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Дифференцированное обучение – это технология обучения, заключающаяся в объединении одном классе детей с разными способностями. Целью является повышение уровня организация учебного процесса на основе учета индивидуальных способностей обучающихся, на уровне его возможностей и способностей. Задача учителя состоит в том, чтобы увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы и обеспечить его максимальное развитие. Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении.

В 8 классе, котором проводилось наблюдение, обучаются 12 учеников с легкой умственной отсталостью. Для эффективного обучения были изучены материалы ПМПК, планомерно и систематически проведены  наблюдения,  затем обучающиеся были поделены на 3 группы. Каждая группа с разной успеваемостью и уровнем развития. В первую группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе. Они понимают фронтальное объяснение учителя и хорошо запоминают изучаемый материал по биологии. Вторая группа учеников также достаточно успешно обучается, но испытывает некоторые трудности в усвоении отдельных материалов по биологии. Они могут понять фронтальное объяснение учителя и запомнить материал, но нуждаются в помощи для формулирования выводов и обобщений. Третья группа обучающихся имеет затруднения  с усвоением программного материала и нуждается в разнообразных видах помощи. Они не полностью осознают новый материал и характеризуются низкой самостоятельностью, но по-прежнему могут сохранять приобретенные знания и применять их при выполнении аналогичных заданий на индивидуальных дидактических карточках.

В 8 классе отсутствует четвертая группа, так как все ученики владеют навыками чтения. Стоит отметить, что принадлежность учащихся к той или иной группе не является постоянной, и в ходе успешного обучения они способны переходить в более высокую группу. Кроме того, обучающиеся не подозревают, в какой группе они работают, так как не озвучивается этот факт.

Отдельного внимания требует этап проверки домашнего задания на уроках биологии. Для учеников разных групп предлагаются различные виды ответов на заданные вопросы. Обучающиеся первой группы могут отвечать развернуто и полно полностью самостоятельно, ученики второй группы используют подсказки в виде схем и таблиц при ответе на вопрос, а третья группа отвечает при помощи наводящих вопросов со стороны педагога, глядя на иллюстрации.

На этапе подготовки к восприятию нового материала используются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний. Важным является заинтересовать учеников и эмоционально настроить их на единый лад. Для этого используются различные методы, такие как рассказ учителя, показ репродукций картин и демонстрация слайдов.

В ходе изучения новых знаний создается проблемная ситуация, в решении которой каждый обучающийся принимает участие на своем уровне. При первичном восприятии текста педагог может воспроизводить  его  или использовать видеозапись, всегда с опорой на наглядность. Проводится письменная работа и повторение трудных терминов с пометками.

Этап закрепления знаний осуществляется с помощью проверки пройденного материала обучающимися, дифференцированными задания к учащимся разных групп. Ученикам первой и второй группы предлагается самостоятельно прочитать параграф и ответить на вопросы в конце него. Работа с обучающимися третьей группы включает обучение через чтение  отдельных абзацев и понимание смысла прочитанного с использованием иллюстративного материала.

Система работы над текстом осуществляется по группам, включая беседу, выборочное чтение, деление параграфа на части, вычленение главного и фиксирование информации. Это помогает учащимся с разными способностями и уровнем развития активно участвовать в учебном процессе и максимально развивать свои навыки изучения и понимания темы.

Таким образом, дифференцированный подход в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья является эффективным методом, который позволяет учителям сохранять и развивать индивидуальность каждого ребенка, помогая им полноценно учиться и достигать успехов в обучении. При работе над объемной темой, будучи компетентным в ней, использовал бы разделение её на более простые параграфы. Это могло бы дать возможность опираться на такие методы обучения как, беседа, рассказ, деление темы на подтемы, выделение главного в тексте, составление картинного плана.  Также определял бы сложные темы и разделы в отдельный параграф.  

 

Литература:

1. Лалаева Р.И. Формирование навыков грамматического выделения с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. –  СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.  

2. Туманова Т.В. Формирование дифференцированной образовательной компетенции у обучающихся школьного возраста: автореф. дис. …д-ра пед. наук : 13.00.03 / Туманова Татьяна Володаровна; [Место защиты: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова]. – М., 2005. – 45 с.    

3. Водинская М.В., Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на уроках природоведения. М. Теревинф. 2012.

4. Ильина Н.М. Дифференцированная техника подача учебного материала как средство развития способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 339-341.

5. Ильина Н.М. Нетрадиционные техники ведения занятия как средство развития интеллектуальных способностей у обуающихся в условиях внедрения ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 339-341.

 

. . . . .