Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ через применение экологического воспитания

Дата публикации: 2024-02-23 19:40:30
Статью разместил(а):
Сагалаков Василий Николаевич

Нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ через применение экологического воспитания

Авторы: Сагалаков Василий Николаевич

ГБОУ РХ "Аскизская школа-интернат", с. Аскиз

 

Аннотация: Публикация рассматривает аспект нравственно-экологического воспитания у обучающихся с ОВЗ.

Ключевые слова: нравственное воспитание, экология, окружающая среда, бережное отношение к природе.  

Тематическая рубрика: Коррекционное образование. 

 

Экологические трудности, возникающие между человеком и природой в ходе негативного воздействия человеческого общества на окружающую среду в настоящее время является крайне важной. В условиях риска возникновения экологической катастрофы особенно важна экологическое воспитание, которое сейчас неотъемлемая часть нравственного воспитания обучающихся. Сегодня одной из главных задач школы является формирование экологического сознания и нравственной культуры у всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Осознание, оценка и сопереживание являются важными факторами обеспечивающими  моральное развитие и формирование гуманистической позиции в  поведении человека. По этой причине нравственно-экологическое воспитание пробуждает у обучающихся активность в сохранении природы и развитие их экологической культуры. Экологическое воспитание, как важный элемент системы нравственного развития, направлено на всеобъемлющее развитие учеников с ограниченными возможностями здоровья, формирование его как ответственного работника, гражданина и разумного потребителя.

В социальном контакте  между разными людьми всегда высоко ценятся такие нравственные чувства, как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, а также умение правильно вести себя в обществе, семье, быту и коллективе. Перечисленные  качества входят в понятие нравственной культуры. Её нельзя передать по наследству и не возникает сама по себе, а требует особого нравственного воспитания.

В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств, а также приобретение навыков и привычек нравственного поведения. Таким образом, нравственное воспитание - это процесс, направленный на всеобъемлющее формирование и развитие личности ребенка. Оно включает в себя отношение к родине, труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде и к самому себе. Нравственное воспитание объединяет патриотическое, экологическое и эстетическое воспитание, способствуя превращению социально-необходимых требований общества во внутренние стимулы для каждого ребенка, такие как чувство долга, чести, совести и достоинства. Нравственность играет роль «компаса» в поведении человека, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему норм, оценок и идеалов она регулирует поведение людей.

Понимание основ морали поможет обучающимся с ОВЗ лучше понять свое поведение и оценить действия других людей, разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Экологическое воспитание представляет собой гармоничное единство экологического сознания и поведения, которое стремится к сохранению природы. Формирование экологического сознания осуществляется через знания по экологии и убеждения. Для учащихся с нарушением интеллекта формирование экологических представлений происходит на уроках по  «Развитие речи».

Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, основанного на экологическом сознании. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, а также активную деятельность в изучении и охране природы каждой личности. Теоретическая основа морально-экологического воспитания сосредоточена на решении трех задач: обучение, воспитание и развитие. Критерием сформированного ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Правильное использование различных методов воспитания способно сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность. Если формирование экологического сознания осуществляется на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются во внеурочной и внешкольной деятельности. Ответственное отношение к природе является сложной характеристикой личности, которую  можно заметить  в понимании законов природы, в соблюдении принципов природопользования, в активной творческой деятельности по изучению и охране окружающей среды, а также в борьбе с факторами, влияющими на природу.   

Содержание экологического воспитания включает систему норм, вытекающих из нравственных и ценностных ориентаций, основанных на понимании уникальности и ценности природы. При этом обучающийся рассматривается как неотъемлемая часть природы, а в характеристике последней подчеркивается ее многосторонняя ценность для человечества. Содержание экологического воспитания для учащихся представлено в различных формах деятельности: игры, самостоятельная работа, использование художественной литературы и произведений изобразительного искусства, проведение опытов и экспериментов, вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению экологических проблем, беседы, наблюдения, экскурсии и организация экологических троп.

Для достижения эмоциональной реакции у школьников и демонстрации непривлекательности безответственных действий, использование примеров поощрения является эффективным. Если данные методы воспитания используются на соответствующем этапе обучения, с учетом психологической готовности учащихся, можно сформировать экологически грамотную и нравственно-воспитанную личность. Осуществление формирования экологических понятий у младших школьников осуществляется путем предоставления заданий с экологической направленностью.

Однако в нравственно-экологическом воспитании школьников важно не только проведение отдельных мероприятий, но и тщательно продуманный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Это подразумевает развитие внимания, памяти, мышления, речи у обучающихся, расширение кругозора, умение сравнивать, классифицировать, находить сходства и отличия, делать обобщения и умозаключения. Понятия хороших и плохих поступков доступны ученикам.

Под хорошим поведением они понимают прилежное отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость. В качестве вывода, необходимо заключить следующее. Демонстрация положительных сторон у обучающихся с ОВЗ, их поступков и стремление к добропорядочности формирует положительную норму поведения. Кроме того, знания о растениях и условиях их роста, полученные на уроках, могут быть использованы во время трудовой деятельности учащихся на огороде, клумбе, и при выращивании и уходе за комнатными растениями. Ознакомление с произведениями искусства, поэзией и художественной литературой о природе также способствуют более эмоциональному отношению учащихся к природе и осознанию необходимости бережного отношения к ней.

 

Литература:

1. Кунаева Д.М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции экологического восприятия у детей с задержкой психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития. – М.: Педагогика, 1997г.

 2. Кунаева Д.М. Формирование экологических представлений у детей с задержкой психического развития. – М.: Современный спорт, 2006г.

3. Ежецкая Е.В., Формачева Л.Ю. Развитие и уточнение эколого-нравственных представлений у детей среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2003г.

 4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки экологического. Младший школьный возраст – СПб.: Речь, 2005г.

5. Семаго Н.Я. Методика формирования эколгических представлений у детей школьного возраста. – М.: «Айрис-пресс», 2007г.

 

. . . . .