Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование приемов мнемотехники на коррекционных занятиях по развитию речи у детей с ОВЗ (ЛИН)

Дата публикации: 2024-03-01 21:47:16
Статью разместил(а):
Косолапова Наталия Ивановна

Использование приемов мнемотехники на коррекционных занятиях по развитию речи у детей с ОВЗ (ЛИН) подготовительного к школе возраста

Авторы: Косолапова Наталия Ивановна

и Иванова Елена Викторовна

ГБДОУ детский сад №103 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

 

При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий, одной из такой методике является мнемотехника. Мнемотехника позволяет систематизировать имеющие знания и непосредственный опыт детей, установить причинно-следственные связи (с опорой на образы памяти), формирует умение составлять план высказывания.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту для успешного усвоения программы в школе у детей должно быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы.

У детей с ОВЗ (ЛИН) существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, отмечаться нарушения формирования ВПФ что мешает эффективной коррекции речи.

При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий, одной из такой методике является мнемотехника. Мнемотехника позволяет систематизировать имеющие знания и непосредственный опыт детей, установить причинно-следственные связи (с опорой на образы памяти), формирует умение составлять план высказывания. На создание плана высказывания еще неоднократно указывал психолог Л.С. Выготский, подчеркивая важность последовательного размещения в предварительной схеме высказывания. 

Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка во время прослушивания текста, позволяет быстро запомнить текст. 

На процесс становления связной речи влияют ряд  факторов. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна и Л.В. Эльконина является наглядность.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. 

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. 

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. 

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. 

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. 

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: 

- пересказ литературных произведений; 

- составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; 

- создание разных видов творческих рассказов; 

- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок и т.д. 

- составление рассказов по картинам.

Цель при использовании мнемотехники: научить детей с ОВЗ связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. 

Задачи: 

- Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания; 

- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения; 

- Обучать анализу текста, составлению плана и пересказа текста; 

- Преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); 

- Обучать детей правильному звукопроизношению; 

- Развивать ассоциативное мышление; 

- Развить основные психические процессы : зрительное  и слуховое  внимание и память;   образное мышление 

- Развить мелкую моторику рук. 

Мнемотехника имеет основные отличительные особенности от других технологий. Мнемотехника имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование. Приемы запоминания  в мнемотехники индивидуализированы. Широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание. Введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания. 

Мнемотаблица – это схема, графическое или частично графическое изображение, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем:  на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка  (изображение); таким образом, весь текст  зарисовывается схематично. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: 

- строение рассказа, 

- последовательность рассказа, 

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа. 

Глядя на эти схемы – рисунки  ребёнок с ОВЗ воспроизводит текстовую информацию. 

Структура  мнемотехники.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. 

Виды мнемотаблиц: предметные, предметно-схематические и схематические. 

Для детей среднего дошкольного возраста, а так же детей с ОВЗ старшего возраста  используют  цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: трава - зеленая, солнце – желтое, небо - синее. 

В старших группах  можно изобразить персонажа в графическом виде: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т.д.). 

Для детей старшего возраста схемы создают в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. 

Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа. 

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в  рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы. 

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку с ОВЗ возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи. 

Предварительная работа.

Параллельно с этой работой идет наработка  словаря (существительные, прилагательные, глаголы), для этого используются  речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. 

Готовится раздаточный материал для составления мнемотаблиц (предметных картинок). 

Идет обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим  миром и т.д., выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей. 

Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность, трудовая и др.) 

Последовательность работы с мнемотаблицей:

Введение элементов символов (формы, величины, действия). 

- Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 

- Введение отрицаний. 

- Сочетание символов, чтение цепочки их. 

Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. 

Где можно использовать  карточки-схемы? 

- для обогащения словарного запаса, 

- при обучении составлению рассказов, 

- при пересказах художественной литературы, 

- при отгадывании и загадывании загадок, 

- при заучивании стихов.

Вывод. 

В результате использования таблиц - схем и мнемотаблиц у детей с ОВЗ: 

- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. 

- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. 

- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. 

- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. 

- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. 

- Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка.  

В заключение отметим, что, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

Литература: 

1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, 2009.

2. Ткаченко Т.А. Методическое пособие «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

4. Омельченко Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. ФГОС. Издательство: Учитель, 2015 г. 

5. Стихотворения русских поэтов XIX - начала XX века: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Майкова, А.С. Некрасова, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова, С.А. Есенина. Издательство: Литера , 2014.

6. Трясорукова Т.П. Мнемотренажер: развитие памяти у детей с ОВЗ и ОНР. Издательство: Феникс, 2021.

 

. . . . .