Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Комплекты игровых средств как составляющая развивающей среды для детей с ТМНР

Дата публикации: 2024-03-06 14:22:46
Статью разместил(а):
Писарева Марина Викторовна

Комплекты игровых средств как составляющая развивающей среды для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Авторы: Паншина Анастасия Николаевна

и Писарева Марина Викторовна

ГБУ ГППЦ ДОНМ, г. Москва

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о возможностях и вариантах использования игровых средств в работе с детьми с ТМНР.

Ключевые слова: развитие детей, коррекционное воздействие, развивающая предметно-пространственная среда.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Одной из актуальных проблем современной дефектологии является постоянный рост популяции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) являются наиболее сложной категорией детей с ОВЗ. Поскольку у ребенка с ТМНР психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, коррекционно-развивающая работа с ним требует раннего начала коррекционного воздействия с опорой на сохранные функции и  системного подхода, предусматривающего постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений. Такой подход предполагает организацию особой развивающей предметно-пространственной среды, способной:

- развивать элементарные представления об окружающем;

- стимулировать сенсорную активность;

- стимулировать познавательную активность ребенка и формировать наглядно-действенное мышление и произвольное внимание;

- формировать предметную и игровую деятельность;

- формировать речевое общение с окружающими;

- формировать функциональные возможности кистей и пальцев рук и развивать зрительно-моторную координацию.

В рационально организованной, насыщенной разнообразными предметами и игровыми материалами предметно-пространственной среде через игру ребенок учится общаться со взрослыми и сверстниками, при этом происходит развитие памяти, внимания, мышления, речи [1]. Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде следующие:

- оптимальная насыщенность (недопустима её обеднённость или перенасыщенность);

- разнообразие (вариативность игрового материала для сенсорного, познавательного, речевого и моторного развития);

- стабильность и доступность (предметы и игровые пособия должны всегда находиться на одном и том же месте, быть доступны ребёнку и быть в его в поле зрения);

- безопасность (игровой материал должен быть безопасен для ребёнка).

Комплексное оборудование является оптимальным компонентом предметно-пространственной среды для осуществления коррекционной работы с детьми с ТМНР. Оборудование  представляет собой  набор комплектов игровых средств - многофункциональных, ярко окрашенных, выполненных из высококачественных материалов. Все игровые пособия комплекта совместимы между собой. Изначально игровые средства предназначены  для:

- развития двигательной активности ребенка;

- развития движений рук;

- сенсорного развития;

- формирования представлений об окружающем мире;

- эстетического развития.

Варианты использования игровых средств:

А) Сенсорное развитие.

Ребёнок может получить представления о разнообразии предметов через все виды восприятия (зрительного, слухового, тактильного, тактильно-двигательного), данные пособия используются для формирования полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве и т.д. Для этого коррекционные педагоги могут использовать: «Набор тактильных шаров», «Определи наощупь», «Пощупай и угадай», «Сенси-бар», «ТактиЛото», «Тактильная дорожка», «Набор тактильных панелей», «Сверкающее домино», «Настенный мешочек для тактильных игр», «Компримо. Набор мягких кирпичей различной жесткости», «Мягче — жестче», «Запомни звук», «Музыкальные шары», «Звучащие куклы», «Набор звучащих панелей». 

Б) Познавательное развитие.

С помощью игровых средств у ребёнка формируется запас знаний и представлений об окружающем мире. В процессе предметно-практической деятельности с элементами пособия корригируется недостаточность пространственных и временных представлений, формируется наглядно-действенное мышление, и развивается произвольное внимание и память. С помощью взрослого ребёнок учится находить сходства и различия предметов, классифицировать их. Использование пособий «Подбери пару», «Пощупай и угадай», «Сенси-бар», «ТактиЛото», «Сверкающее домино», «Компримо. Набор мягких кирпичей различной жесткости», «Мягче — жестче», «Уравновесим шары», «Запомни звук», «Звучащие куклы», «Семейка Джубиду», «Пирамиды приключений», «Стол с нижней подсветкой», «Набор винтиков и гаечек», «Настенный лабиринт  с деревянными шариками»,  «Зеркальный домик» способствует развитию когнитивных функций обучающихся.

В) Речевое развитие.

Потребность в речевом общении детей у ТМНР активизируется в процессе игры с наборами: «Подуй на шарик», «Набор тактильных шаров», «Подбери пару», «Пощупай и угадай», «Сенси-бар», «ТактиЛото», «Настенный мешочек для тактильных игр», ««Мягче — жестче», «Уравновесим шары», «Музыкальные шары», «Звучащие куклы», «Семейка Джубиду», «Набор звучащих панелей», «Пирамиды приключений», «Набор винтиков и гаечек», «Настенный лабиринт  с деревянными шариками»,  «Зеркальный домик». У ребенка начинает появляться речевая и  голосовая активность, развивается способность к восприятию обращённой речи, идёт формирование всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической, формируются определенные образцы речевого поведения, навыки разговорной речи (отраженной  и самостоятельной).

Г) Моторное развитие.

Игровые средства позволяют развивать у детей с ТМНР зрительно-моторную координацию, их движения становятся более согласованными в  процессе совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Для этого можно использовать следующие пособия: «Тактильная дорожка», «Сверкающее домино», «Кочки на болоте», «Пощупай рукой, определи ногой», «Пирамиды приключений», «Гонщик», «Скалолаз», «Сырный ломтик», «Стол с нижней подсветкой», «Набор. Рисуем губкой-аппликатором», «Набор винтиков и гаечек», «Настенный лабиринт  с деревянными шариками».

Обучение детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития действенно только тогда, когда оно идёт впереди развития [2]. Таким образом, подбирая задания при использовании комплекта игровых средств с учетом психофизических возможностей каждого ребёнка, коррекционные педагоги помогают детям с ОВЗ освоить те задачи, которые они пока не могут решить самостоятельно, но способны научиться решать с помощью взрослого («зона ближайшего развития» по  Л.С. Выготскому [2]).  Такой подход способствует всестороннему развитию ребёнка с ТМНР и формированию у него практических умений и навыков, которые необходимы ему в самостоятельной деятельности.

 

Список литературы:

1. Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – Издательство «Книголюб». М., 2008. -176 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.

 

. . . . .