Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование игровых предметов для сравнения с устройством ПК для обучающихся с ОВЗ

Дата публикации: 2024-04-21 20:32:39
Статью разместил(а):
Найманова Эльвира Магомедовна

Использование игровых предметов для сравнения с устройством ПК для обучающихся с ОВЗ

Автор: Найманова Эльвира Магомедовна 

МАОУ СОШ № 66 имени Евгения Дороша 

 

Вопрос о безбарьерной среде для детей с ограниченными возможностями активно обсуждается с 2008 года. На основании Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года, «… дети с ограниченными возможностями не должны ущемляться в правах на образование, работу, полноценное участие в общественной жизни». 

Тема урока ставится, с помощью наводящих вопросов, или решением ребусов. Таким образом, для учащихся не составляет особого труда, для выяснения темы. Тема: "Устройство персонального компьютера. Память персонального компьютера". Так же ставиться цель, о задачи, которые нужно будет решить по ходу урока.

Наиболее полно реализовывать образовательные потребности детей с ОВЗ позволяет инклюзивный процесс обучения, который подразумевает, что эти дети не приспосабливаются, а полностью включаются в школьную жизнь на своих собственных условиях и в меру своих возможностей.

Особенности психофизического развития школьника с ОВЗ, обучающегося в классе, нормы, требуют от педагога повышения эффективности учебного процесса. 

Обязательно в качестве карты урока, показываю план, с помощью которого мы достигаем нашей цели, поставленной в начале урока.

На мой взгляд, эффективным способом оценивания, является использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. Хвалить ребенка с ОВЗ необходимо даже за незначительные успехи. 

Часто, используется карточки для самооценки, а так же озвучивается критерии оценивания.

Информатика в общем, и компьютер в частности, успешно развивает познавательные процессы, пространственное воображение и творческие способности.

Ребенку с ОВЗ необходимо подбирать упражнения в зависимости от особенностей его развития, а не его возраста. Мои уроки информатики проходят следующим образом:

· подстраиваю интерфейс программ под нужды обучающихся с ОВЗ: это крупный текст задания, большие кнопки и озвучивание фрагментов теста (при использовании наушников);

· использую интерактивную доску. Весь класс работает по карточкам, а ребенок с ОВЗ выходит к доске. При этом ему можно писать пальцами, что ребята очень любят. Я же корректирую ход решения, и обучающийся при необходимости устраняет недочеты;

· даю ребенку с ОВЗ облегченный вариант индивидуальной работы (меньше заданий, более простые формулировки);

· использую развивающие компьютерные игры. Персонажу ребенка с ОВЗ необходимо выполнить более легкую миссию. Ребенку с ОВЗ заранее подготавливается ресурс, учитывающий его особенности развития;

· даю разноуровневые по сложности домашние задания. Например, при изучении редактора Paint нужно нарисовать цветное изображение, используя максимальное количество инструментов редактора. Ребенку же с ОВЗ дается готовое черно-белое изображение, которое ему необходимо разукрасить.

При изучении устройств ПК и памяти ПК, я предлагаю использовать следующий материал.

Для детей с ОВЗ, особенно у которых плохо развита моторика, иногда бывает сложно работать мышкой за компьютером. На уроке было задание, где периферийные устройства ПК нужно переместить в разные колонки. Для учащихся делается заготовка устройств, которые он должен вклеить в колонку соответствующее устройство. Всего по заданию было 14 устройств, из них 9 устройств ввода, и 5 устройств вывода.

При изучении внутренних устройств ПК, для закрепления знаний,  нужно было на компьютере подписать все устройства. Для учащихся с ОВЗ, так же используются заготовки, где на листочках распечатаны 8 внутренних устройств, где требуется подписать название каждого.

Многие науки имеют свой язык для передачи знаний. Информатика также имеет свой язык. Язык информатики выполняет три основные функции: описания, коммуникации, передачи смысла информационных сообщений. Язык информатики, в отличие от языков других наук, представляет собой совокупность различных языковых групп. Эти языковые группы формируются вследствие разных методов применения информатики.

Обязательно проводится рефлексия. 

Детям с ОВЗ порой не понятен язык информатики, поэтому очень эффективно при этом использовать наглядное пособие.

Например, для изучения памяти ПК  можно использовать модель устройства памяти человека.

При изучении ПЗУ, предлагаю использовать кинетический песок. В ПЗУ находятся программы, которые записываются туда на заводе-изготовителе. Они автоматически запускаются при включении компьютера. Эти программы предназначены для первоначальной загрузки операционной системы. После выключения питания компьютера информация в ПЗУ сохраняется. Так же и с кинетическим песком. Его свойство изменить мы не можем, но можем использовать его, сделать какую либо фигуру, рисунок или использовать в качестве декора. Использование кинетического песка своего рода является и релаксацией. Учащимся нравиться трогать его, тактильно ощущая его, дети получают удовольствие, производит успокаивающее действие даже на самого раздражительного учащегося с ОВЗ.

При изучении ОЗУ компьютера, предлагаю использовать подушку с памятью, и сравнить ее с оперативной памятью. В оперативной памяти при выключении ПК вся информация стирается, так же как и на подушке на которой мы спим, или в данном случае сжимаем в руках, принимает форму, а когда мы просыпаемся, подушка принимает свою первоначальную форму.

Мы знаем, что КЭШ - это участок памяти, забранный с жесткого диска, в котором хранится информация, наиболее часто необходимая процессору вашего устройства. Компьютер автоматически загружает туда информацию, которая часто может стать полезной. Это, конечно же, сильно оптимизирует работу компьютера, за счет этого повышается его производительность.

В качестве примера (модели) для учащихся в том числе и с ОВЗ можно использовать мозаику. Таким образом, можно наглядно показать, выстроив различные геометрические фигуры из мозаики, разного цвета, что в случае, если нам очередной раз потребуется квадрат красного цвета, то он уже есть на данном поле. Но вот, что такое "очистить кэш", знает не так много даже взрослых людей. Часто бывает, что место занимает информация, которой мы не пользуемся, и это затрудняет работу ПК. Наглядно можно показать, как мозаика заполняется различными фигурами, разного цвета, и что сложно поместить другую новую фигуру, так как поле заполнено, и надо искать новые ячейки памяти. В этом случае и нужно очистить поле мозаики, так же как и КЭШ памяти на не только в ПК, но и в других устройствах. (смартфоны и т.д.).

Работа с детьми с ОВЗ это трудоемкий процесс, но используя такие не замысловатые приемы объяснения темы, доступные наглядные пособия, на мой взгляд могут облегчить труд учителя. 

 

. . . . .