Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Технология речедвигательных упражнений в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Дата публикации: 2024-04-23 23:44:09
Статью разместил(а):
Зайцева Ольга Тимуровна

Технология речедвигательных упражнений в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Авторы: Зайцева Ольга Тимуровна 

и Клюева Анна Валерьевна

ГБДОУ Детский сад № 26 Московского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье рассматривается разработка и апробация речедвигательных упражнений в коррекции речевых нарушений. Статья адресована воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам.

Ключевые слова: дошкольный возраст, речевые нарушения, речедвигательные упражнения, моторика.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

                                                                   

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». В.А. Сухомлинский.

Для укрепления физического и психического здоровья дошкольников с нарушениями речи в своей практике мы применяем речедвигательные упражнения. Остановимся на определении этой технологии: речедвигательные  упражнения – это система физиологически обусловленных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют:

- общая и мелкая моторика;

- органы артикуляции;

- мимическая мускулатура.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, активизирует когнитивные процессы, расширяет эмоционально-волевую сферу ребенка.

Поставив перед собой цель: повышение эффективности работы над коррекцией нарушений звукопроизношения путем использования речедвигательных упражнений, мы определили следующий ряд задач:

- систематизация речедвигательных игр и упражнений;

- адаптация подобранного материала к индивидуальным особенностям детей (возраст, степень нарушения речи, развитие когнитивной сферы и др.);

- организация мероприятий для всех участников образовательных отношений по разработке дидактического материала для проведения речедвигательных игр и игровых упражнений;

- непосредственная деятельность по использованию речедвигательных игр и игровых упражнений;

- анализ результатов.

Следует отметить и основные принципы, на которых мы базировались в своей работе:

- включение данных упражнений в каждый этап работы над звуком;

- систематическое включение речедвигательных упражнений в коррекционно-развивающие занятия;

- соблюдение принципа от простого к сложному;

- использование упражнений в соответствии с лексической темой.

Тесное взаимодействие участников педагогического процесса (учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители) по данному вопросу обусловлено преимуществами использования речедвигательных упражнений:

- включение их в любое занятие, на любом этапе;

- высокая мотивация;

- оздоровительный эффект (правильное дыхание, формирование двигательно-кинестетической основы);

- широкий спектр применения в разнообразных видах коррекционной работы (звукопроизношение, лексика, грамматика).

Междисциплинарная команда решает,  используя в своей работе данные упражнения, целый ряд задач:

- развитие речевого дыхания;

- формирование и закрепление навыка правильного звукопроизношения;

- развитие чувства ритма;

- коррекция и развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

- развитие мимики, пантомимики;

- воспитание умения согласовывать движения с музыкой;

- развитие общей и тонкой моторики;

- оптимизация мышечного тонуса;

- развитие когнитивных функций;

- развитие навыков коммуникации и др.

Условно мы выделили следующие направления работы.

Первое – постановка звука.

В коррекционной работе логопеда при постановке звука (звуков) важно воспитать у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Эти движения помогают развитию: мимики; орального праксиса; ручной и пальчиковой моторики; слухового и зрительного внимания; подражательности.

Подобранные упражнения, которые необходимы для постановки конкретного звука, являются дополнительной зрительной опорой помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

При работе над постановкой звука (звуков) используем и элементы фонетической ритмики – система двигательных упражнений, в которой различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются  с произнесением определенного речевого материала.

Используя фонетическую ритмику, активно работаем над развитием дыхания и продолжительного выдоха.

Второе - автоматизация звуков.

Использование речедвигательных упражнений на этом этапе, помогает развивать у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения) и способствует появлению четкой дикции.

Еще одно направление работы – это дифференциация звуков. Применение речедвигательных упражнений способствует активизации процесса формирования фонематического слуха. Например, определяя наличие звука в ряду звуков, слогов, слов (на начальных этапах), видит показ «звука» руками, утрированную артикуляцию и слышит выделение звука голосом. Также, при дифференциации свистящих и шипящих звуков, движение руки, показывающее положение языка (верх-низ), помогает произнести правильный звук. Сначала эти движения показывает логопед, затем показывает движение рукой ребенка, далее ребенок показывает самостоятельно.

И особую, очень важную роль использование речедвигательных упражнений играет в работе логопеда с неговорящими детьми и детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Дети дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями требует особого внимания и индивидуального подхода к обучению и развитию. Интеграция сенсорных впечатлений с речевыми упражнениями может способствовать более глубокому усвоению материала и стимулировать интерес к обучению. Дети с интеллектуальными нарушениями могут иметь разные уровни физической подвижности. Упражнения должны быть адаптированы таким образом, чтобы каждый ребенок мог успешно выполнять их в пределах своих возможностей. Для успешной адаптации детей к упражнениям важно начинать с простых заданий, постепенно увеличивая сложность и объем материала. Это позволит детям постепенно развивать свои навыки и чувствовать уверенность в своих способностях.

Проведенная нами работа, позволила сделать выводы об эффективности включения речедвигательных упражнений в коррекционно-развивающие занятия. Значительно улучшились такие речевые показатели, как звукопроизношение, слоговая структура, фонематический анализ и синтез.

Это указывает о явных преимуществах использования данной технологии, а именно:

- сокращение сроков коррекционной работы;

- повышение качества работы;

- повышение взаимодействия всех участников коррекционного процесса.

 

Список литературы:

1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб: «Детство-Пресс», 2001.

2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. СПб: «Детство-пресс», 2011.

3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

 

. . . . .