Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование классного коллектива как благоприятной основы для развития личности обучающихся

Дата публикации: 2024-04-26 18:37:10
Статью разместил(а):
Полякова Светлана Николаевна

Формирование классного коллектива как благоприятной основы для развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Автор: Полякова Светлана Николаевна

ОКОУ «Курская школа», Курск

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о различных формах, методах и приёмах воспитательной работы в школе для детей с интеллектуальными нарушениями, которые способствуют сплочению ученического коллектива. В том числе, автор касается таких форм работы, которые будут уместны во время дистанционного обучения.

Ключевые слова: сплочение коллектива, дистанционное обучение, школьники с интеллектуальными нарушениями.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Тема сплочения коллектива очень актуальна в педагогическом процессе. Когда ученики переходят в основную школу, для классного руководителя одним из главных встаёт вопрос о формировании дружного ученического коллектива.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинского говорил так: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку. Единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».

Известный факт, что от того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося и даже степень усвоения учебного материала.

Сплочение коллектива – это длительный кропотливый процесс. Причём в работе со школьниками с интеллектуальными нарушениями ещё более трудоёмкий. Дети этой категории испытывают сложности в освоении навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками, долго и с большим трудом усваивают правила и нормы поведения в коллективе, членами которого являются их одноклассниками. Ребёнок с нарушенным интеллектом не может без помощи взрослого организовать ту или иную деятельность с ровесником, поддержать общение, а нередко игнорирует интересы и возможности остальных детей, добиваясь желаемого результата. Это препятствует овладению социальным опытом, становлению дружеских отношений, провоцирует возникновение конфликтных ситуаций, не обеспечивая успешной интеграции в общество.

Сегодня существует множество форм, методов и приёмов воспитательной работы, способствующих скреплению коллектива школьников с нарушением познавательной сферы. Особое место, среди них занимает введение различных традиций в школьную жизнь.

Каждый ребёнок, когда приходит в класс хочет чувствовать комфорт и покой. И традиции прекрасно этому способствуют. Они позволяют членам коллектива ближе раскрыться, раскрепоститься.

Вариантов школьных традиций огромное множество. Это и маленькие традиции, например, дежурство в классе, организация самоуправления. И более масштабные традиции, среди них, совместное празднование различных календарных праздников (Новый год, Масленица, совместные чаепития в день 8 марта и 23 февраля). В такие моменты дети, становятся ближе друг к другу, ведут себя более свободно. Возрастает доверие, познаются увлечения и привычки вне учебы.

Хорошему сближению способствует и организованная деятельность в предпраздничные дни. Доброй традицией может стать украшение кабинета к Новому году, подготовка открыток, рисунков и поделок к праздникам, коллективное поздравление именинников, а также поздравление участников и победителей различных конкурсов, выставок, спортивных соревнований.

Современные технологии вносят и новые традиции в школьную жизнь. Например, ведение группы в современных мессенджерах, где ребята с интеллектуальными нарушениями могут активно общаться, размещать домашние задания для тех, кого не было в школе, писать поздравления на день рождения и многое другое.

Групповой сплоченности способствуют и другие виды совместной деятельности. Главное, чтобы она была эмоционально насыщенной, вызывала массу положительных эмоций, радость у детей.

К таким видам совместной деятельности относится игра. Это очень эффективное средство, которое создаёт атмосферу творческого поиска, повышает взаимопомощь и поддержку в коллективе, помогает преодолевать барьеры в общении, узнать друг друга ближе. Все это способствует созданию чувства единства в коллективе. Вариантов игр огромное количество: это и подвижные, и познавательные, и настольные игры. Все они несут элемент сплочения.

Также сюда относятся и конкурсно-игровые программы, приуроченные к праздникам («А ну-ка мальчики!», «А ну-ка девочки!», «Гуляй на Святки без оглядки!» и др.).

Особый вид игры, который помогает придать отношениям детей дух доброжелательности – это психологические игры. Благодаря им ребята учатся доверять и поддерживать друг друга.

Особенно потребность в них возникает в таких ситуациях, когда необходимо помочь какому-либо ученику влиться в коллектив, повысить его ценность в глазах одноклассников.

Очень хорошим примером в этих случаях является игра «Солнышко». Школьники рисуют солнышко, подписывают его своим именем. Затем для каждого солнышка коллективно подбираются положительные качества того ученика, которому оно принадлежит. Каждое названное качество подписывается вдоль лучика. К этим солнышкам можно возвращались ни один раз. Например, можно зачитывать список качеств, а ребята угадывают, о ком идёт речь.

Другим вариантом психологической игры, способствующей сплочению школьного коллектива может быть игра Ю.Б. Гиппенрейтер «Вместе переживаем и играем». Она позволяет организовать живое эмоциональное общение.

Как известно, наши эмоции могут создать и разрушить любой союз, в том числе и ученический коллектив. Играя, обучающиеся с нарушением интеллекта учатся понимать и осознавать свои эмоции, конструктивно их выражать, понимать чувства других. Эти умения способствуют полноценному общению с окружающими.  

В наборе предлагается три игры: «Наши чувства», «Эмоциональное лото», «Угадай-ка». В ходе игр ученики встречаются с разными эмоциональными ситуациями: как радостными, так и тревожными.

Например, в игре «Наши чувства» дети вытаскиваю по очереди карточки с рисунками людей, переживающих какую-либо эмоцию. И отвечают на вопрос в ней. Примеры карточек «Наши чувства»:

- Когда папа уезжает в командировку, Вася грустит. Бывает ли тебе грустно? Отчего?

- Андрей очень удивился когда обнаружил в социальной сети своего полного тезку! А ты часто удивляешься чему-то в интернете?

- Бабушка интересно рассказывала Свете о дальних странах. Тебе бывает что-то интересно?

Такое погружение в общее переживание очень объединяет и связывает детей.

А для педагога есть ещё один очень полезный момент – диагностический. В игре можно узнать, какие проблемы волнуют детей, что их расстраивает.

Прекрасным способом сделать людей дружнее являются совместны поездки, походы, экскурсии. Они снимают напряжение, позволяют увидеть друг друга в новом свете, погружают в непринужденную обстановку. К данной форме работы можно отнести: посещение храмов и соборов родного города, а также музеев, памятных мест, библиотек, кинотеатров, картинной галереи, планетария, цирка, научно-познавательных центров для детей и взрослых. Это могут быть прогулки в парке, заповеднике. Совместный отдых формирует командный дух, а также помогает классному руководителю лучше узнать своих учеников. 

Современные события в мире и в нашей стране вносят свои коррективы в работу школы. В последнее время появились запросы у педагогов в таких формах воспитательной работы, которые помогали бы объединять класс во время дистанционного обучения. Этот вопрос остро встал после начала пандемии коронавируса 2020 года, когда образовательные организации были вынуждены проводить занятия на расстоянии.

Хорошим вариантом в этом случае может стать такая интересная форма работы, как создание общего творческого продукта – видеоролика, презентации, тематической газеты, буклета и т.п. Тематика данного продукта может быть различной, например, можно предложить школьникам поделиться своими увлечениями. Эта тема прекрасно объединяет, позволяет каждому приоткрыть частичку своего внутреннего мира, помогает узнать товарищей с непривычной стороны и в конечном счете ведет к сплочению классного коллектива.

Каждый обучающийся с нарушением познавательной сферы выполняет небольшую посильную часть общей работы. Подбирает фотографии, пишет небольшой текст о своём увлечении. В итоге получается большое дело, в которое каждый ученик вносит свой вклад. К тому же такая форма работы создаёт ситуации успеха для каждого ребенка.

Ещё одной формой работы нового времени стало приобщение обучающихся к волонтёрской деятельности. Сегодня у ребят есть возможность из множества вариантов выбрать именно то, что придется по душе. Совместный волонтёрский труд не только учит быть неравнодушными к проблемам других, но развивает личностные качества тех, кто помогает, обучает их сотрудничать. А это очень важное умение для участников любого коллектива.

 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400с..

2. Емельянова И.С. Роль праздников в воспитании детей: Классное руководство // Классный руководитель. 2008. №5. c.23-26. 

3. Чудеса активного слушания / Ю. Б. Гиппенрейтер – «АСТ», 2014 (Общаться с ребенком. Как?)

4. Яковлева Т.В. Социализация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в детском творческом коллективе // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 199-202.

 

. . . . .

technologi.site