Рекомендации психолога по работе с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Рекомендации психолога по работе с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Автор: Кулакова Татьяна Александровна
КБОУ "Школа дистанционного образования", г. Красноярск
Аннотация: Обучающиеся начальной школы, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, нуждаются в создании специальных условий на протяжении всего периода обучения, связанными с особенностями психического развития. В данном материале даются рекомендации для педагогов по оптимизаци учебного процесса для этой категории учащихся.
Ключевые слова: нарушения опорно-двигательного аппарата, начальная школа, рекомендации психолога.
Тематическая рубрика: Коррекционная школа.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) характерен широкий спектр нарушений, связанных как с особенностями здоровья, сопутствующими основному заболеванию, так и с трудностями в обучении, усвоении информации и установлении контактов, обусловленными недостатком двигательной активности. Двигательная и социальная депривация у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), возникающая в связи с ограничением двигательной активности, часто приводит к задержке психического развития и неравномерному развитию психических функций, в том числе, в области познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностно-коммуникативной сферы.
При организации учебного процесса для детей с НОДА в первую очередь следует учитывать их сенсорно-моторные особенности, в том числе – моторные навыки, особенности восприятия, особенности и уровень развития речи. Для некоторых детей требуется особая помощь при усвоении техники письма, включающая в себя использование специальных технических средств и методик.
Для развития и коррекции нарушений познавательной сферы может потребоваться существенная адаптация учебного процесса, оптимизация подачи учебного материала. В области познавательной сферы отдельного внимания у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата требует развитие пространственных отношений.
Часто отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, в связи с чем нужен особый подход при работе с такими детьми. Недостаточный уровень контактов и вовлеченности в социум приводит к нарушениям эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер, что в свою очередь может провоцировать дальнейшую изоляцию учащегося и неспособность продуктивно выстраивать учебные отношения с предагогами и дружеские отношения со сверстниками.
Далее рассмотрим перечисленные особенности более подробно:
Сенсорно-моторные особенности.
Моторные навыки.
Развитие мелкой и крупной моторики для стимуляции речевого развития с помощью лепки, рисования, аппликаций и т. п., прикладной деятельности.
Нарушения манипулятивных функций кисти рук при различных клинических формах НОДА и наличие гиперкинезов существенно затрудняют усвоение техники письма. В связи с этим особое внимание следует уделять подготовке руки к письму, выделить специальное время на формирование двигательного навыка письма, его последовательную отработку и закрепление. Поэтапное формирование двигательного навыка письма необходимо формировать в процессе специальных занятий: рисования, штриховки обведения букв и их элементов по трафарету, выкладывания их из палочек. На уроках широко применять приёмы, исключающие необходимость длительного письма — использовать разрезную азбуку, схемы и модели слов, таблицы и т. д. Если освоить письмо вследствие индивидуальных особенностей не представляется возможным использовать тесты либо другие формы работы.
Для обучающихся, имеющих тяжёлые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжёлым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребёнку не давать развёрнутый речевой ответ.
Рекомендуется использование специальных закладок с прорезями, позволяющих фиксировать слово, словосочетание или предложение и препятствующих сползанию взгляда со строки. Желательно пользоваться такими приёмами, как выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, поскольку часто отмечается несформированность зрительно-моторной координации, то есть несогласованность работы руки и глаза.
Особенности восприятия:
Использование методических приемов, требующих работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного для наилучшего усвоения информации. Целесообразно использование наглядных средств обучения (картины, таблицы, схемы, графики, профили, карты, мультимедийные презентации).
Тренировка зрительного восприятия с помощью узнавания «зашумленных», наложенных и перечеркнутых изображений/букв/цифр для формирования целостности процесса восприятия (например, для этой цели хорошо подойдут классические пробы А. Лурия).
Особенности речи.
Педагог должен четко и правильно выговаривать слова – без пропусков букв, делая ударения в нужном месте. Целесообразно использовать простые фразы для развития фонематического слуха. Выделять согласные и гласные звуки. Тренировка на различение тембра, силы, высоты голоса. Задания на различение слов, которые очень близки по звучанию. Например: пир, мир, пил.
Формирование навыков сознательного, правильного выразительного чтения вслух; умения осмысленно воспринимать прочитанное. Для этого необходимо использовать сначала маленькие рассказы, содержащие 2-3 смысловые единицы, читать их вслух и пересказывать, затем постепенно увеличивать объем текста, но не резко.
Рекомендовано введение пропевания школьного материла для лучшего усвоения, плавности звука и дыхания.
Познавательная сфера.
У обучающихся с НОДА нередко отмечаются существенные трудности с удержанием и пониманием инструкции к заданиям. Для преодоления этих сложностей необходимо поэтапное ее разъяснение: расчленение задания на этапы, прописывание алгоритма деятельности, повторение инструкции в упрощенном виде.
Для наилучшего усвоения материала необходимо разбивать материал на небольшие темы с неоднократным повторением для лучшего закрепления материала в силу особенностей внимания и памяти данной категории обучающихся.
Необходимо учить обучающихся проверять качество своей работы по ходу её выполнения из-за недостаточно развитого активного внимания и целенаправленной деятельности.
Рекомендуется выполнять упражнения, направленные на формирование понимания пространственных отношений. Например:
- Расположить предметы в указанном направлении (позади/спереди, сверху/снизу, слева/справа).
- Назвать, где находится предмет по отношению к другим предметам.
Введение динамических пауз и/или четкого времени «отвлечения» от основной деятельности урока, поскольку отмечаются признаки истощаемости процесса активного внимания: физ. минутка; гимнастика для глаз; спокойная музыка и другие.
Важно формирование измерительной деятельности и представлений о величинах (объем, длина, ширина и т.д.), что позволяет быстрее познакомить обучающихся со счетными операциями. Обучение навыкам прямого и обратного счёта:
- «Назови число на один меньше: 6, 9, 4 ...»
- «Назови число на два больше: 2, 8, 6 ...»
Рекомендуется выполнять упражнения, направленные на формирование простых причинно-следственных связей в прямом и обратном порядке:
- «Если идёт дождь, то на улице …»
- «Если на улице лужи, то до этого шёл …»
Эмоционально-волевая и личностно-коммуникативная сферы.
Создание ситуации успеха с целью повышения познавательного интереса и учебной мотивации – то есть научение учащегося видеть собственные успехи: для начала небольшие, сначала это отмечает педагог, затем ученик самостоятельно в конце урока рассказывает, в чем он сегодня был успешен.
Рекомендуется при изучении учебного материала опираться на наглядные и практические задания (позволяющие усилить познавательную мотивацию процесса обучения), так как у данной категории обучающихся снижен познавательный интерес. Для этой цели рекомендованы плакаты, дидактические игры, разрезные картинки, домино.
Уровень сложности задания должен соответствовать возможностям обучающегося, а оценка должна стимулировать и мотивировать на продолжение деятельности. Целесообразно иметь систему оценок не бальную, а например, в виде жетонов, наклеенных в тетради для наглядности успешности и мотивации.
Всегда помнить, что у таких обучающихся аффекты могут начаться внезапно и долго не утихать. Постараться переключить внимание обучающегося на другой вид деятельности (следует отметить что если кто-то начал плакать, то, как правило, ему надо дать выплакаться).
Разбирать на примерах поведение обучающихся, либо вымышленных детей для формирования критических способностей и умения оценивать свои поступки. Например: «будь ты учителем тебе бы понравилось, если бы я не выполняла твое задание, капризничала. Не было ли тебе обидно, что ты стараешься мне объяснить, а я так поступаю?»
При общении с обучающимся с НОДА рекомендуется использовать «Я-высказывание». Использование в речи «Я-высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия» – не нацелено, на то, чтобы обвинить другого человека «Ты опять пропускаешь занятия!»).
Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций манипулировать людьми. (Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение, подсознательно именно это ему и надо. Если на уроке случились слезы дать выплакаться, затем продолжить урок.)
Единство требований к ребенку со стороны взрослых. Необходимо поддерживать контакт с родителями или законными представителями обучающегося.
При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, иинтересами и используйте эти знания в интересах обучения.
Чаще давать понять, что обучающийся сам вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки. Например: если обучающийся не хочет работать на уроке, предоставить ему выбор: «Собраться, и провести урок, или будет назначена отработка, либо будем разговаривать с мамой, уже ей ты будешь объяснять свое поведение.» Так же нужно показывать обучающемуся каждую ошибку, с подробным разъяснением, для понимания им своей ответственности за результат работы.
Список литературы:
1. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001.
2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. — М. Генезис, 2007.
3. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.