Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 2019-10-29 21:37:10
Статью разместил(а):
Веселкина Лия Витальевна

Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Авторы: Веселкина Лия Витальевна

и Игнатенко Ксения Вячеславовна

БОУ "Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии

 

Тьюторское сопровождение является важнейшим условием организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью.

Числа детей с отклонениями в развитии с каждым годом возрастает. Такие дети могут обучаться как в специализированных образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных школах в рамках инклюзии. Для них должны быть созданы особые условия, одним из которых является возможность тьюторского сопровождения, обеспечивающего индивидуальный подход к каждому ребенку.

Причем, тьютору приходится иметь дело с очень разными детьми. Состав обучающихся с ОВЗ, приходящих в образовательные учреждения, неоднороден, в него входят дети с разными нарушениями развития: речи слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллектуальными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра (РАС). В своей статье мы постараемся раскрыть особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Снижение интеллекта – одно из самых распространенных нарушений. Здесь могут использоваться такие понятия, как нарушение или задержка психического или интеллектуального развития, умственная отсталость, заторможенность, тяжелые учебные проблемы.

Всего несколько лет назад сложно было представить, что большинство детей с интеллектуальными нарушениями будут реально рассматриваться как участники процесса образования, а учителя обычных школ будут запрашивать на курсах повышения квалификации информацию об особенностях детей с ОВЗ.

 Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с интеллектуальными нарушениями показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, но и целостная система психолого-педагогического сопровождения, в том числе и в лице тьютора.

Свою работу тьютор реализует совместно с другими специалистами: логопедами, классными руководителями, учителями-предметниками психологами и врачами. Для более успешного сопровождения в образовательном пространстве обучающихся с интеллектуальными нарушениями требуется организованная совместная деятельность всех специалистов для комплексной поддержки ребёнка, изучение и анализ документации на обучающихся и ведение собственного журнала и дневника.

Наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время, организация и помощь в игровой деятельности, создание благоприятных условий для дружеского контакта между сверстниками и для успешной работы в группе- эти виды деятельности также включены в тьюторское сопровождение.

Тьютор, как и другой специалист, проводит индивидуальные консультации с родителями по вопросам выполнения заданий, организации обучения и воспитания ребенка. Родителям рассказывается о развитии и достижениях учащихся, а также о проблемах, которые предстоит решать совместно.

Исходя из вышесказанного можно выделить следующие этапы индивидуального сопровождения:

  • сбор информации о ребенке;
  • анализ полученной информации и собственные наблюдения;
  • совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;
  • решение поставленных задач;
  • анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Остановимся более подробно на каждом из этапов сопровождения ребенка с ОВЗ.

На первом этапе тьютор получает запрос на сопровождение, решение о необходимости которого осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Тесное взаимодействие тьютора со специалистами ПМПК не только существенно облегчает работу тьютора, но и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности.

Далее тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану (ИОП).

Собрав полные сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его родителями, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах обучающегося. Наблюдение за ребенком и его семьей, является одним важных элементов диагностического этапа. Необходимо разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Тьютору нужно дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.

На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебную и внеучебную деятельность. Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ.

Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психокоррекционной поддержки и т.д.

На этом этапе тьютор формулирует задачи, стоящие перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие ребенка. Ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению.

Очень важно научить особенного ребенка общаться, взаимодействовать с другими детьми в школьном коллективе. Для этого нужно использовать все возможности: сотрудничество в ходе учебной деятельности, создание благоприятного микроклимата в классе, вовлечение ребенка во внеурочную деятельность, общение на переменах, во время прогулок, экскурсий, в быту.

Получая положительную эмоциональную поддержку в новом коллективе, в новой обстановке, у ребенка с ОВЗ снижаются тревожность и напряжение. На этом этапе уже можно оценить первые результаты работы тьютора с подопечным.

Теперь акцент переносится на углубление социализации и коррекционно-развивающее обучение. Важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи, поверить в себя.

Шаг за шагом, проходя вместе с тьютором этап за этапом, обучающийся начинает верить в собственные силы, уже не нуждается в постоянной опеке наставника, проявляет больше самостоятельности в своих действиях, научается взаимодействовать с другими педагогами, одноклассниками. Мы глубоко убеждены, что помощь тьютора должна быть в меру дозирована, направлять и побуждать ребенка к самостоятельности.

В процессе обучения проводятся диагностика обученности и участия во внеклассной деятельности, анализируются и оцениваются первые результаты, делается вывод о потенциале и, напротив, о дефиците ресурсов ребенка в плане интеллекта, коммуникативности и других сфер деятельности.

Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего).

На каждом этапе тьютор проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения, делится своими выводами с родителями, остальными участниками образовательного процесса об успехах и неудачах ребенка в обучении и социализации. На основании анализа результатов организуются консультации ребенка у логопедов, дефектологов, психологов.

Заключительный этап характеризуется постепенным уменьшением сопровождающей роли тьютора в жизнедеятельности ребенка, предоставление ему большей самостоятельности в учебе, внеурочной деятельности, живом общении с окружающими его людьми. Критерий эффективности работы тьютора – в уменьшении его направляющей роли, а затем и полное его исключение как проводника и наставника подопечного. 

В заключение хочется подчеркнуть, что тьютор – это не только помощник ребенка с ОВЗ в учебной деятельности, но и тот, кто помогает сделать обучение личностнонаправленным, тот, кто может способствовать максимальному развитию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.

Внутренний мир ребенка с интеллектуальными нарушениями сложен. Как помочь ему почувствовать всё многообразие окружающего мира? Как помочь ему раскрыться, реализовать свои возможности и полноценно существовать в мире взрослых?  Тьютор способен оказать помощь в решении этих задачи. Для социального развития ребенка с ОВЗ, которое содержит в себе гуманистические, познавательные ценности и влияет на нравственное и духовное становление личности, необходим человек, который сопроводит и поможет реализоваться в обществе и образовательном процессе.

 

. . . . .