Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование социально-бытовых навыков на уроках "основы социальной жизни"

Дата публикации: 2020-12-15 16:10:00
Статью разместил(а):
Михайлова Инна Валентиновна

Формирование социально-бытовых навыков на уроках "основы социальной жизни"

Автор: Михайлова Инна Валентиновна

Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1 Минобразования Чувашии

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема привития социально – бытовых навыков у обучающихся с ОВЗ на уроках основы социальной жизни. Даются формы и методы обучения для подготовки каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни. 

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, социально-бытовые навыки.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

Социально-бытовые навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднены нарушением познавательной деятельности. Они не в состоянии самостоятельно решить социально-бытовые задачи. Практика показывает, что они не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют общаться с людьми, не умеют самостоятельно анализировать ситуацию, им сложно понять и правильно оценить свои действия и поступки. Личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. 

Для  формирования социально-бытовых навыков на уроках основы социальной жизни использую сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, экскурсии и беседы.

Игра – это средство самореализации и самовыражения. В играх учащиеся закрепляют свои знания о правилах поведения, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах и пользоваться услугами различных предприятий и учреждений. Во время игр моделируем реальные ситуации. Например, в 5 классе по теме «Транспорт» играем сюжетно – ролевую игру «Я еду к бабушке». В игре осваиваем навыки соблюдения правил поведения в общественном транспорте, покупки билета, обращения с просьбой к контролеру. 

С учащимися 6 класса в игре «В гости другу» по теме «Культура поведения» закрепляем правила поведения в гостях, вручение и прием подарков, умение поддерживать беседу и приглашать на танец. Для закрепления знаний разработала систему игр. Например, сюжетно-ролевая игра «Кафе». Цель: закрепление знаний об окружающей жизни: правила поведения за столом, правила культуры поведения в общественных местах, правила общения с работниками кафе и т.д. По теме «Уход за волосами» сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская». Цель: закрепление представления о прическе, необходимости содержать волосы в чистоте, умение беседовать с парикмахером. По теме «Средство связи» сюжетно – ролевая игра «Телефонная справочная служба». Цель: формирование культуры обращения за справкой, культура поведения в общественных местах.

Практические виды деятельности на уроках ОСЖ дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются следующие задачи воспитания: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Каждый ученик практические упражнения выполняет самостоятельно. В ходе таких упражнений у учащихся сформировывается навык. Например, в 7 классе по теме «Средство связи» при выполнении упражнения «Заполнение бланков на отправку бандероли» учатся заполнять бланки, составлять опись посылаемых предметов.

Старшеклассники с ОВЗ не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только в последовательном рассказе о выполнении работы, но и  выполнить её практически. Для этого сначала составляем схему действия. Например: в 6 классе при изучении темы «Средства связи».  

ФИО  ОБЛАСТЬ  ГОРОД  УЛИЦА  № ДОМА  № КВАРТИРЫ  ИНДЕКС

Только после этого пишем адрес на конверте. Использование таких схем помогает выработать у ребенка алгоритм  выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Ребенку с интеллектуальной недостаточностью практическая отработка социально - бытовых навыков пригодится в самостоятельной жизни.

Значительное место в обучении отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи и т.д. Во время экскурсий учащиеся закрепляют умения и навыки при выполнении практических заданий, овладевают навыками делового общения, получают знания о профессиях взрослых, не стесняются обращаться с просьбами к работникам. Экскурсии влияют более глубокому и качественному усвоению материала.

Беседа на уроках ОСЖ применяется в сочетании с сюжетно - ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Для закрепления материала использую карточки с заданиями. Например, по теме «Формы обращения к старшим и сверстникам» в 5 классе, предлагаю распределить слова в два столбика:

Взрослому я скажу …

Другу я скажу …

Слова: привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела?, здравствуй, извини, простите.

Стараюсь поддерживать связь с другими предметами. Например: по теме «Экономика домашнего хозяйства» при подсчете суммы за израсходованную  электроэнергию, используем знания, полученные на математике. При составлении деловых бумаг, заполнении разных квитанций, составлении текстов писем и телеграмм используем знания по русскому языку.  

После каждой темы для определения уровня знаний и уровня сформированности социально-бытовых навыков провожу устный опрос, разрабатываю различные тесты, карточки и перфокарты.

В системе внеклассной работы предмет основы социальной жизни должен иметь свое логическое продолжение. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволит сформировать социально - бытовые навыки у детей с интеллектуальной недостаточностью. Работая воспитателем, планирую свои внеклассные занятия по данным темам, изученным на уроках ОСЖ. На воспитательских занятиях осуществляю закрепление знаний и умений в процессе практической работы, формирую на их основе прочные навыки. Например: при прохождении раздела «Личная гигиена» на уроках ОСЖ с  учащимися 5 класса изучаем правила выполнения утреннего и вечернего туалета, а во время воспитательских часов организую деятельность по самообслуживанию. Главное внимание уделяю на то, как дети умеют правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, расчёсываться расчёской, вытираться полотенцем), ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, гладить вещи, убирать свои вещи на место).

В процессе работы тесная связь осуществляется со специалистами школы-интерната (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальным педагогом, учитель физкультуры). Совместная работа всех специалистов способствует формированию у детей  умений и навыков для социализации их в общество.

Для закрепления знаний по привитию навыков  и умений в школе проводятся массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, проходят недели ОСЖ. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на формирование социально-бытовых навыков.

 

Список литературы:

1. В.В. Воронкова, С.А. Казакова. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (пособие для учителя), Владос,2005 г.

2. Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью. – СПб: Издат., РГПУ им. А. И. Герцена , 2006г.

3. Львова С.А. «Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в спец. (кор.) общеобразовательной школе 8 вида», Владос, 2005 г. 

4. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В. Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд.. – М.: «Академия», 2004. – 160 с.

5. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. Под ред. М. Пишчек. – СПб., 2006 г. 

6. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / под ред. А. М. Щербаковой. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 304 с. 

 

. . . . .