Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ

Дата публикации: 2022-02-19 07:29:19
Статью разместил(а):
Довгий Наталья Александровна

Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ

Автор: Довгий Наталья Александровна

МОУ "Школа № 6", г. Черемхово, Иркутская область

 

Дифференцированное обучение - это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Целью данного обучения является организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных способностей личности, на уровне его возможностей и способностей.

Задача учителя - увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении.

В.В. Воронковой условно выделены 4 группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала и определены их типологические особенности.

В моём 2 классе 10 учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Я изучила материалы ПМПк (протокол, медицинскую карту), вела наблюдения планомерно и систематически, а затем разделила ребят на 3 группы с разной успеваемостью и уровнем развития. 

В I группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе. Они понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал. Это учащиеся-хорошисты.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Их отличает низкая самостоятельность, но, несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания.

4 группы в классе нет, так как дети все читающие.

Следует отметить, что отнесенность учащихся к той или иной группе не является стабильной. В ходе успешного обучения учащиеся переходят в группу выше. Учащиеся не догадываются, в какой группе они работают, так как учитель не озвучивает этот факт.

Сейчас подробно остановимся на некоторых этапах урока чтения

На этапе проверки домашнего задания на уроках чтения ученикам разных групп предлагаются различные виды пересказа.

1 группа – может пересказать «близко к тексту», 2 группа - пересказывает с помощью мнемотаблиц (опорных схем), где дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.              

Работать со схемами очень нравится детям, красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки.  Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек, важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена, а 3-группа пересказывает сказку глядя на иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат  текст с пропущенными словами.

Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ.

После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель – пересказ «близко к тексту».

На этапе подготовки к восприятию нового материала включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющих знаний. Работа с текстом до чтения (предугадывание). На этом этапе необходимо заинтересовать детей, эмоционально настроить (рассказ учителя, показ репродукций картин, демонстрация слайдов) 

На этапе изучения новых знаний создаётся проблемная ситуация в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне.  

При первичном восприятии текста читает учитель, можно включить звукозапись. Обязательно с опорой на наглядность. Проводится словарная работа, чтение трудных слов с пометами.

На этапе закрепления знаний и способов деятельности осуществляется проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся (вопросы учителя, диалог «учитель — ученик»), учитель готовит задания  к учащимся разных групп.

Детям 1 и 2 группы предлагаю самостоятельно прочитать текст и ответить на вопросы. Тексты во 2 классе по объёму небольшие. А сама работаю с учащимися 3 группы, учимся читать целыми словами по предложению, и понимать смысл прочитанного, обязательно с использованием иллюстрационного материала.

Система работы над текстом осуществляется по группам. Это (беседа, выборочное чтение, деление текста на части, озаглавливание частей, составление картинного плана; уточнение основной идеи произведения, главной мысли; работа с иллюстрациями; работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).

Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, пересказ.

Чтобы закрепить ситуацию успеха, созданную на уроке учащимся задаётся дифференцированное домашнее задание:

1 группе: подготовить выразительное чтение всей сказки и ответить на вопросы.

2 группе: прочитать всю сказку, подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки.

3 группе – нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Таким образом, можно сделать вывод, что дифференцированной подход позволяет каждому ребёнку работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы, способствует повышению интереса к учёбе, формирует положительные мотивы учения.

 

. . . . .