Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формы работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ

Дата публикации: 2022-03-05 08:02:42
Статью разместил(а):
Панкова Елена Владимировна

Формы работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ

Авторы: Елена Владимировна Панкова

и Светлана Николаевна Романенко

МАДОУ "Детский сад № 62 "Журавушка", г. Нижневартовск

 

Главная цель - сделать родителей активными участниками коррекционно-педагогического процесса, оказав им помощь в воспитание и обучение детей с ОВЗ.В данной статье содержится информация о совместных формах работы педагогов и родителей и детей. Которые позволили повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития детей с ОВЗ.

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания

и здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,

то должны решать эту проблему «всем миром»:

детский сад, семья, общественность»

В.А. Сухомлинский

 

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условиядля вхождения маленького человека в большой мир.

Эффективное педагогическое взаимодействия – это сообща построенные действия участников образовательного процесса, гарантирующие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения, открытие новых взглядов на взаимодействие, когда находится баланс и гармония с миром и прежде всего с самим собою (эмоционально-душевный комфорт), развития эффективных навыков общения: вербального и невербального, саморегуляци.С каждым днем человек стремился развивать свои личные возможности во взаимодействии с детьми и окружающими его людьми.

Выделяются разные плоскости взаимодействия, такие как: «педагог-ребенок», «педагог-родители», «педагог-педагог».

В последнее время большое вниманиеуделяется влиянию на учебно-воспитательный процесс в семье ребенка, взаимодействию семьи и дошкольного учреждения, при этом раскрывается новый характер взаимоотношений в триаде «педагог-ребенок - родители».

Появляются новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: взаимопереход от сотрудничества по обмену информацией и популяризация педагогических знаний кмежличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.

На базе нашего детского сада процесс установления партнерских взаимоотношений с семьёй направлен на активное включение родителей в учебно- воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Первое направление взаимодействия – просветительство родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу.

Второе направление взаимодействия – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства: обмен мнениями, идеями, чувствами.

Фундаментом взаимодействия детского сада с семьёй являются групповые и индивидуальные формы работы.

К групповым формам взаимодействия относятся родительские собрания (могут проходить в виде круглого стола, обмена опытом между родителями, тематической дискуссии и др.), открытые занятия и дни открытых дверей для родителей, вечера вопросов и ответов, конференции, родительские комитеты.

К индивидуальным формам относятся консультации, беседы с родителями, в том числе и по телефону, переписку с родителями в социальных сетях, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы.

Эти формы являются действенными, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Все перечисленные способы совместного участия подразделяются на две большие группы – инновационные и традиционные формы и представим их в таблице 1.

Таблица 1. Формы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.

Традиционные

Инновационные

Родительское собрание

Родительские университеты

Работа с род. комитетом

Сетевое взаимодействие

Организация соревнований

Тренинги

Консультации

Родительские ринги

Беседа

Час вопросов и ответов

Совместное проведение праздников

Родительский клуб

Посещение на дому

Диспут-размышление по проблемам

Коллективные творческие дела

Обмен опытом

Задушевный разговор

Привлечение других специалистов

Переписка

Деловая игра

Дни открытых дверей

Педагогический журнал

Конференции

 

Дети и их семьи очень отличаются друг от друга и у каждой семьи свои проблемы и трудности. Использование листов-опросов, анкет позволило нам определить круг проблем:

- Родители не всегда понимают трудности детей в обучении

- Неадекватно оценивают возможности детей

- Не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями в развитии

- Родители испытывают чувство неудовлетворенности, вследствие несбывшихся ожиданий.

По запросу родителей подбирается материал, который используется при: оформлении ежемесячной газеты «Специалисты советуют».

В занимательной форме подбираются игры и упражнения, консультации по определенной теме. Газета выставляется (выкладывается) родителям в свободном доступе или вывешивается в общий холл для ознакомления, а так же на сайт детского сада, в раздел для вас родители. Газета выпускается 1 раз в месяц, в дальнейшем с материалами можно познакомиться в родительских чатах.

- родительских собраний в форме «Устного педагогического журнала»,перед проведением родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Целью устного педагогического журнала является, профессиональна помощь семье в воспитании детей.  Журнал помогает наладить с родителями более искренние, доверительные, партнёрские отношения. Журнал состоит из 3-7 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Общая продолжительность занимает не более 40 минут. Каждая страница журнала это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг.

- «Родительский университет». Это не просто родительское собрание, на котором родитель пассивныйслушатель, а собрание, в котором родитель принимает непосредственно активное участие.

«Родительский университет» - это мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, консультации, практическое обучение родителей. Заседание родительского университета проводится раз в квартал, продолжительность встречи около часа, но время не ограничено, так как продолжительность имеет не маловажное значение.

Перед собранием проводится опрос или ознакомление родителей с представленными кафедрами нашего университета (выбор представленных кафедр может опираться на пожелания и потребности родителей, на их интересы.

Кафедры могут представлять специалисты детского сада (музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, медик, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели) а так же родители, готовые поделиться своим опытом по какой либо теме.

Работа «Университета» может быть подчинена одной общей теме, а может отвечать разным темам в работе специалистов. Родители имеют выбор посетить ту или иную кафедру по своему желанию и получить рекомендации на интересующий их вопрос. 

В рамках родительского университета прошли следующие мероприятия:

«Игры с водой и песком»,

«Интеллектуальные игры»,

«Мастерская деда Мороза»,

«Игры для развития речевой и мелкой моторики».

При проведении «Университета» открыты разные кафедры по потребностям родителей (кафедра «Звукопроизношения», кафедра «Грамотного материнства», кафедра «Домашняя игротека», кафедра «Нейрогимнастики» и т.д.) переходя с кафедры на кафедру, родители знакомятся с методами и приемами коррекционной работы которую они могут использовать  дома при взаимодействии с детьми. 

В целях повышения активности родителей в работе «Университета» большая роль отводится наглядной информации: буклеты по темам, которые организовываются в рамках родительского университета, памятки, советы-подсказки помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.

В целом общение в «Родительском университете» в непринуждённой эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей, мамы и папы видят своего ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности

В рамках «Родительского университета» проводятся совместные занятия «Мы вместе»,на которых родители являются непосредственными участниками коррекционно-образовательного процесса. Участниками таких занятий являются специалисты ДОУ (учитель-логопед, учитель-дефектолог, родители и дети с ОВЗ),занятия проводятся подгруппами, родители учатся сами и помогают ребенку в овладении определенными навыками, учатся быть опорой своему ребенку. Это помогает родителю

- оценить возможности своего ребенка,

- понять трудности, с которыми сталкивается ребенок при обучении,

- закрепить достигнутые результаты.

Совместная деятельность сближает детей и родителей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами.

На современном этапе развития общества, с создавшейся неблагополучной эпидемиологической обстановкой большое значение приобретают интерактивные формы работы с родителями.

Используемые нами формы работы подходят как для оффлайн (очно) так и онлайн (дистанционно).

На официальном сайте образовательной организации, для родителей создана страничка «Для вас родители», «Чем занять себя и наших детей». Здесь размещены консультации, памятки специалистов, развивающие и обучающие игры и задания  для детей.

Родители оценили предложенный способ общения, так как дистанционный  формат общения более удобен и так же эффективен, как и традиционные формывзаимодействия.   

Благодаря таким мероприятиям мы можем оказать квалифицированную поддержку родителям, имеющим детей с особенностями в развитии. Что способствует созданию комфортной, для развития ребенка семейной среды, формированию адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми.

Таким образом, семья и детский сад – два важнейших социальных института социализации ребенка, поэтому грамотно организованное взаимодействие педагогов и родителей помогает лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и детском саду. В инновационных формах взаимодействия заложены большие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам группы.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению общих сил и сотрудничества. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

 

Список литературы:

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка  с недостатками речи. М., 2009.

2. Вакуленко Л.С., Верещагина Н.В. Вариативность организованной совместной деятельности в детском саду.СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.

3. Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания.М.,2010

4. Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. 2004. №4

5. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников.М.,2009.

6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2012.

7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

8. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007.

9. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2011. № 1

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1993.

 

. . . . .