Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методический опыт по реализация социально значимого проекта по патриотическому воспитанию

Дата публикации: 2022-04-13 15:45:18
Статью разместил(а):
Усцова Наталья Ивановна

Методический опыт по реализация социально значимого проекта по патриотическому воспитанию

Автор: Усцова Наталья Ивановна

ГБОУ «Созвездие», Волгоград

 

Аннотация: В этой статье автор описывает свой опыт реализации проекта по героико-патриотическому воспитанию с учащимися средней школы.

Ключевые слова: социально-значимый проект, потриотическое воспитание, учащиеся.

 

Цель проекта: Формирование у детей российской гражданской идентичности через приобщение их к базовым национальным ценностям российского общества.

Задачи:

1. Воспитание чувства любви к Родине, уважения к семье, родителям, семейным традициям.

2. Побуждение интереса детей к изучению героического прошлого их семей.

3. Формирование коммуникативной компетентности детей.

Актуальность темы: 

Современную историю стремятся переделать, уменьшив  роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности,  вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная  молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться.

Научить разбираться в вопросах истории, истории своей страны - задача не только учебная, но и воспитательная. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью  получения исторических знаний невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания: через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней. Должна быть целенаправленно создана ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

В связи с вышеизложенным, была выбрана такая форма организации деятельности детей, как участие в реализации социально-значимого проекта.

Этапы реализации:

1. Постановка задачи.

2. Сбор и оформление материала.

3. Расширение знаний через посещение библиотеки, музейных экспозиций, экскурсий.

4. Итоговые мероприятия: проведение классных часов, оформление списка памяти, оформление печатного материала.

Результат осуществленного проекта: Возникновение  интереса к изучению истории своей семьи не только у  воспитанников, но и  их родителей; Оформление и представление полученного материала.

Описание проекта.

Работа по изучению героического прошлого прадедов класса началась в средней школе и продолжалась четыре года. В начале перед детьми, а затем и родителями была поставлена задача: найти материал об участии их семей в Великой Отечественной войне. Записывались рассказы старших родственников, помнящих о тех годах, разыскивались сохранившиеся фотографии.

Удивительным был тот факт, что сами родители, еще довольно молодые люди, многого не знали из истории семьи. И наша работа подтолкнула  их к более глубокому изучению интересных семейных страниц.

Какой героический и интересный материал был собран в итоге. В классе практически  у всех детей прадеды воевали, многие дошли до Берлина, участвовали в его штурме. Несколько участников войны сражались в битве под Сталинградом, некоторые имели высокие военные звания, был даже прадедушка адмирал флота.

Героические прабабушки служили военврачами, медсестрами, сражались в партизанском отряде, работали в колхозах, снабжая армию продовольствием.

Интересной оказалась и личная жизнь прадедов. Одни ушли шестнадцатилетними на фронт в Сталинграде, и только вернувшись  с войны, создали свои семьи. Другие встретились со своей половинкой на фронте, женились, вместе дошли до Берлина. Одну семейную пару женил по окончании войны в Потсдаме сам маршал Г.К. Жуков.

О некоторых прадедах удалось вспомнить немногое: ушел на фронт в 19 лет, пропал без вести под Смоленском, умер от тяжелого ранения в голову …

После получения первоначального материала стало интересно изучить героические страницы прошлого более подробно. Для этого осуществили две экскурсии. Первая была проведена в музей-панораму «Сталинградская битва», где ребята ознакомились с экспозицией, посвященной судьбе прадеда, прошедшего ад концентрационного лагеря «Дахау», сумевшего выжить и стать известным врачом и собирателем уникальной коллекции фотографий родного города. Вот воспоминания его правнучки: «С детских лет мой прадедушка увлекался фотографией, снимал довоенный Сталинград, как будто чувствуя, что его родной город будет сметен с лица земли страшной войной. За годы жизни он собрал уникальную коллекцию фотографий, благодаря которым после войны были восстановлены многие здания».

Также  ребята посетили музей «Дети Сталинграда», прослушали рассказ одноклассника о его дедушке, мальчиком, проживавшим во время войны в Сталинграде и пережившим ужас бомбежки 23 августа 1943 года.

Весь материал с фотографиями, страницами воспоминаний оформили в печатном виде и опубликовали в школьном печатном издании. Провели классный час, оформили список памяти прадедов класса в электронном и печатном виде.

Работа продолжалась. Приходили вновь поступившие дети со своими рассказами о страницах семейной истории. Список памяти пополнялся.

Закономерным итогом социального проекта явилось проведение урока мужества при совместном участии с детьми 7-го и 10-х классов. Общему вниманию был представлен список памяти героических прадедов учащихся класса.

Урок мужества «Моя семья  в годы Сталинградской битвы» (из цикла «Моя семья и Великая Отечественная война»).

Задачи:

1. Поддерживать интерес детей к изучению героического прошлого их прадедов, продолжить работу по сбору материала о военных годах.

2. Формировать коммуникативную компетентность детей.

Ведущий: Сегодня, ребята, мы с вами еще раз вспомним героическое прошлое нашей страны и участие ваших семей в Великой Отечественной войне. Близится 2 февраля - день победы наших войск под Сталинградом. И сейчас в дни, когда началось наступление советских войск, мы поближе познакомимся с прадедами, принимавшими участие в Сталинградской битве.

Первым о своем прадеде гвардейце - минометчике расскажет нам К.

Рассказ К. Показ фотографий.

«Мой прадед был участником Великой Отечественной войны. Вначале он воевал на Юго-Западном фронте минометчиком, был ранен. После выздоровления в составе 13 Гвардейской Полтавской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии под командованием генерал-лейтенанта А.И. Родимцева прадед участвовал в Сталинградской битве. Он был помощником командира минометного взвода, который продвигался от хутора  Вертячий Городищенского района в сторону Мамаева кургана. И хотя до Мамаева кургана было всего 15 км пути, но эти километры казались нескончаемыми. Да и погода была в тот год суровой: рано пошли холодные дожди, грязь, затем наступили лютые морозы, когда рукавицы примерзали к противотанковым орудиям. С воздуха постоянно бомбила немецкая авиация, фашисты разбрасывали с воздуха листовки с предложениями сдаться. Но ничто не могло сломить дух гвардейцев Родимцева.

Взвод прадеда стремительно и быстро шел вперед, своим огнем прикрывая движение пехоты. Взводом было уничтожено 15 единиц боевой техники, около 2 рот пехоты противника, разрушено 5 блиндажей. За проведенную успешную операцию прадедушка был награжден медалью «За отвагу». В том бою прадед был ранен, находился в госпитале на лечении, а после выздоровления снова вернулся в строй. Войну он закончил в Маньчжурии, прадед был также участником Японской войны. За выполнение правительственного задания ему был вручен нагрудный знак «Гвардия».

Я горжусь своим прадедом и всеми советскими солдатами, победившими в этой войне, обеспечив нам мирную жизнь! Светлая им память!»

Ведущий: Совсем еще юной девушкой встретила войну прабабушка Г.

Девочки исполняют песню композитора Г. Пономаренко на слова М.Агашиной «РАСТЕТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЕЗКА»

Рассказ Г. Показ фотографий, демонстрация кителя героической прабабушки.   

«Моя  прабабушка в 1941 году закончила  8 классов. Когда началась война, она тайно от родителей прибавила себе один год (а ей было 15лет) и поступила на ускоренные курсы медсестер. После их окончания начала работать в эвакоприемнике 62 армии маршала В.И. Чуйкова. Это такой пункт, куда прямо с передовой доставляли раненых, им оказывалась первая медицинская помощь, затем раненых отправляли в госпиталь через Волгу. 

Было тяжело, но они были молоды и не боялись трудностей.

На своих хрупких девичьих плечах она перенесла все тяготы войны, пройдя от стен Сталинграда до Берлина.

В начале войны, вспоминала прабабушка, им казалось все романтичным, и они ничего не боялись. А уже когда дошли до Берлина,  то поняли, что скоро домой. Вот тогда появился дикий страх, что их могут убить.

Один раз в Берлине она с подругами попала под бомбежку. Все бросились к стене дома, а она еще с одной девушкой спряталась в какую-то щель. И в дом, около которого были подруги прабабушки, попал снаряд, и они все погибли, а  бабушка осталась живой. За мужество и отвагу бабушка Люда была отмечена многими боевыми наградами. Она вернулась в родной Сталинград. Папа ее умер в 1944 г., и она помогала маме растить младших сестер. Бабушка рассказывала, что одной из сестер Вале, ей было тогда годика три, после бомбежки 23 августа 1942 года, от страха перекосило лицо, рот был  набок, и она долго не могла разговаривать и заикалась.

Бабушка устроилась на завод Баррикады, где работал раньше ее отец. 25 лет она проработала в горячем цехе машинистом парового молота. Сейчас прабабушке  86 лет. Я очень горжусь своей прабабушкой и желаю ей встретить еще не один день Победы в своей жизни».

Ведущий: Воевала и прабабушка Даши, капитан медицинской службы, военврач Александра Ивановна. Настина прабабушка помогала партизанам Белоруссии и Смоленщины и тоже дошла до Берлина. А Колина бабушка вместе с другими женщинами работала в колхозе на нужды фронта. В честь героического подвига и труда наших прабабушек Женя прочтет стихотворение Маргариты Агашиной, известной волгоградской поэтессы.

Прочтение стихотворения М. Агашиной. Показ видеоряда с фотографиями военных лет.

Ведущий: Летом 1942 года в районе Ерзовки немцы вышли к Волге. Сталинград оказался в кольце вражеского окружения. И если бы не волжские речники, прочно связавшие защитников Сталинграда с левым берегом, доставляя им все необходимое на пароходах,  теплоходах, баржах и катерах, вряд ли город бы выстоял. Великая русская река стала Сталинградской «дорогой жизни», по которой из горящего города вывозили мирное население и раненых, а обратно доставляли бойцов и боеприпасы. Маршал Советского Союза В.И.Чуйков, бывший командующий 62  армией, оборонявшей город, писал: «Если бы не героические усилия речников и моряков Волжской военной флотилии,  62–я армия погибла бы, не выполнив своей задачи».

В эти суровые и трагические дни на Волге  служил прадедушка Насти. Послушаем ее рассказ.

Рассказ Н.

«Мой прадедушка работал  еще до войны в Волжской флотилии мотористом. И во время войны продолжил службу на переправе  механиком-мотористом. Во время Сталинградской битвы он перевозил раненых и боеприпасы через Волгу. Работал на специальных катерах «Гасителях». Это была очень опасная и страшная работа. Переправу  все время бомбили фашистские самолеты. Он вспоминает, что  в его судно  два раза было прямое попадание, но ему удавалось оставаться живым добираться до берега вплавь. Все горело. Прадедушка помнит бомбежку и в августе1942 г., когда были разбомблены нефтехранилища, расположенные практически в центре города. Вся нефть, что разлилась, очень сильно горела, и было невозможно дышать.

Еще он вспоминает, что о еде можно было не заботиться, т.к. плавало много оглушенной рыбы.

Прадедушка долгие годы хранил свой военный планшет и нож, которым ему приходилось обороняться  от фашистов. Он не любил про это рассказывать, и можно было только догадаться, когда ему приходилось пускать нож  в дело. Они высаживались на берег и могли встретиться  с фашистами лоб в лоб, приходилось идти врукопашную, ведь немцы выходили прямо к Волге. Прадедушка  вспоминал, что в Ворошиловском  районе  у немцев в небольших домах, которые сохранились до сих пор, располагалось гестапо. И немцы в этом районе не трогали местных жителей, не бомбили  дома, которые сохранились  до сих пор.

Когда наши войска пошли дальше, прадедушка остался работать во флотилии,  так как таких, как он, специалистов было мало. Он с товарищами знал, где много мин и знал пути, по которым можно было обходить судам опасные места. Речники  восстанавливали снабжение города, продолжая перевозить продукты из-за Волги. Прадедушка был награжден медалью «За оборону Сталинграда».       

Ведущий: Сейчас, ребята, мы познакомимся с еще одним прадедушкой. Он прожил большую, интересную жизнь. И оставил после себя большое интересное наследство в виде фотографий,  восстановленных зданий, памятников культуры.

Рассказ Д.

«Мой прадедушка – историк, врач, фотограф. Во время войны был сержантом, командиром отделения саперного батальона 73  стрелковой дивизии. В июле 1942 года он попал в плен, пережил ужасы концентрационных лагерей, самым страшным из которых был Дахау. Принимал активное участие в работе  антифашистского подпольного комитета концлагеря.  Чудом  избежав расстрела, прадедушка  выжил, вернулся  в  родной Сталинград и стал врачом, чтобы   спасать и исцелять людей и больной, израненный город. 

С детских лет  мой прадедушка увлекался фотографией, он снимал довоенный Сталинград, как будто чувствуя, что его родной город будет сметен с лица земли страшной войной. За годы жизни он собрал уникальную коллекцию фотографий, благодаря которым после войны были восстановлены многие здания».

Показ уникальных фотографий Царицына,  Сталинграда, Волгограда из  личной коллекции прадеда.      

Ведущий: Тяжело далась нашему народу победа в Сталинграде. Но она стала коренным переломом во второй мировой войне.  

Мы с вами вспомним всех, кто доблестно воевал и выжил в этой страшной войне и тех, кто был убит, не успев исполнить свои  мечты и желания. Вот их фамилии, фамилии ваших героических дедов и прадедов. Вспомним их поименно. В их честь исполним песню «На Мамаевом кургане тишина».

Показ памятного списка всех участвовавших в войне прадедов.

Исполнение детьми песни. Показ видеоряда с фотографиями участников войны.

Ведущий: Спасибо всем. Мы приоткрыли сегодня только одну страницу  военного времени, поближе познакомились с теми, кто участвовал в Сталинградской битве. А к 9 мая мы поделимся найденными воспоминаниями о других прадедах, тех, кто погиб под Смоленском совсем молодым, как у Дениса, или тех, кто прошел трудными дороги войны и оставил свою подпись в Берлине на рейхстаге. Ведь у нашего класса такое героическое прошлое!

 

. . . . .