Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интегрированный урок русского языка и географии в 6 классе по ФГОС "Географические числительные"

Дата публикации: 2022-06-25 00:03:48
Статью разместил(а):
Шальникова Светлана Алексеевна

Интегрированный урок русского языка и географии в 6 классе по ФГОС "Географические числительные"

Авторы: Шальникова С.А. и Вяткина Н.А.

МАОУ "Гимназия № 49 города Тюмени"

 

Тип урока: интегрированный урок на основе обобщения, систематизации и проверки знаний по русскому языку и географии.

Русский язык:

Цели урока:

• систематизировать знания обучающихся по теме «Имя числительное»; способствовать формированию умения творчески интерпретировать собранную  информацию; способствовать развитию функциональной грамотности;  содействовать воспитанию  гражданственности и патриотизма;

• развивать навыки самостоятельной работы учащихся, учить анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности и связи, делать выводы, обобщать;

• осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

• совершенствовать коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли; слушать и слышать других; оказывать помощь однокласснику.

География:

Цели урока:

• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы;

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• сформировать понятие «Гидросфера»;

• расширить знания о роли гидросферы в природе и для человека.

Оборудование: атлас, маршрутный лист, презентация, распечатанные карточки с QR-кодами.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов

I. Организационный момент

Приветствие учителя русского языка.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке, который будет необычным. Сегодня, ребята, вы попробуете на одном занятии открыть для себя знания по двум предметам (географии и русскому языку).

Приветствие учителя географии.

Мы надеемся, что урок будет для вас познавательным, интересным и – самое главное – вы откроете для себя новые знания.

У нас сформировано три команды, а командам нужен капитан, посмотрите у кого на стуле самое большое число, тот и капитан,

у кого географический объект соответствует данному числу - спикер,

а у кого  самое маленькое число - это таймер,

а остальные ребята -  информаторы.

Учитель русского языка.

Посмотрите на слайд и вспомните правила работы в командах.

У вас на столах уже лежат маршрутные листы с заданиями, которые вы должны выполнить в течение урока.

Успехов вам, творчества, новых открытий.

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать и обобщать факты, делать выводы. Выявлять причины.
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

II. Введение в тему. 
Постановка проблемы и задач урока

Учитель географии.

– Назовите ключевые слова к теме урока в нашу корзину идей, которые помогут вам понять, что станет предметом вашего изучения.

Учитель русского языка.

Итак, тема нашего урока «Географические числительные».

Подпишите маршрутные листы, запишите  тему урока. Сформулируйте и запишите, какие цели вы ставите для себя на этом уроке. 

Цель, которую я ставлю перед собой:

- вспомнить … 

- узнать … 

- применить … 

- оценить …

Учитель географии.

- Посмотрите на слайд и определите, какие из целей совпали?

Коммуникативные УУД

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД:

  • Высказывать предположения на основе наблюдений.
  • Формулировать тему урока.
  • Планировать деятельность
  • Озвучивать свою цель урока.

III. Повторение, систематизация и обобщение  знаний.

Учитель русского языка.

- Сегодня мы повторим основные сведения об имени числительном. Вы сможете систематизировать свои знаний, увидеть пробелы по теме «Имя числительное». Эти знания необходимы нам в повседневной жизни. Ведь мы постоянно в своей речи употребляем имена числительные.

Учитель географии.

 – Какова же роль числительных в географии?

Задание по группам. Каждая имеет свое задание.

Ребята работают с маршрутным листом, используют учебник, карты атласа.

Работа в группах.

1. Вставьте пропущенные географические названия.

2.Найдите на карте и  впишите пропущенные числительные.

3. Просклоняйте выделенное  числительное.

4. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

1 группа

Самый большой и глубокий океан мира - ... Его общая площадь составляет 186,2 млн.км², объем воды 710360 тыс.км3, средняя глубина 3980 км. Самая глубокая впадина – Марианский желоб …км.

Он занимает 1/3 планеты Земля и почти 50% Мирового океана. Воды океана простираются на 15,8 тыс. км с севера на юг.  Ширина с востока на запад составляет 19,5 тыс. км. Этот океан разделен экватором, и его Северная часть по многим характеристикам отличается от Южной, например – по глубине. Северная часть более глубокая.

2 группа

Самый маленький океан …  расположен к северу от Северной Америки и Евразии. Его площадь 14,0 млн.км2. Ещё это самый мелкий океан. Его средняя глубина составляет 1225 м. Самая большая глубина ­– ... м.

По количеству островов он занимает второе место после Тихого океана. Его принято делить на 3 обширные акватории: Арктический бассейн, Северо-Европейский бассейн и моря, расположенные в пределах материковой отмели, занимающие более 1/3 площади океана. Ширина материковой отмели в Баренцевом море достигает 1300 км. За материковой отмелью дно резко понижается, образуя ступень с глубиной у подножия до 2000—2800 м.

3 группа

Глубина озера …. — 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В него впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара. Озеро обладает поистине впечатляющими размерами. Оно покрывает площадь более 30 тысяч квадратных метров. В длину оно вытянуто на 636 километров, а в ширину – почти на 80. Вся береговая линия имеет протяженность 2 тысячи километров.

Регулятивные УУД:

  • Искать пути решения проблемы.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • Извлекать и преобразовывать информацию.
  • Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Слушать и слышать других, уметь корректировать свою точку зрения.

IV. Подход, основанный на совместной работе.

Учитель русского языка.

Выйти к доске членам команды и выполнить задание.

Спикер выходит к доске. 

Учитель географии.

- Проверяем работу первой команды (большой палец)

Учитель русского языка.

- Проверяем работу второй команды (большой палец)

Учитель географии.

- Проверяем работу третьей команды (большой палец)

Взаомооценивание.

Познавательные УУД

  • Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
  • Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других, владеть приёмами монологической и диалогической речи.
  • Оказывать взаимопомощь.

Личностные УУД

  • Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
  • Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

V. Рефлексия

Учитель русского языка. 

- Подведем итог урока. Все ли цели, которые были поставлены, вы достигли?

Тест. Проводим опрос с помощью Plickers.

 

VI. Домашнее задание.

Учителя русского языка и географии ещё раз проговаривают домашнее задание

 География: параграф 22, устно ответить на вопросы  на странице 149.

Русский язык: упражнение 533 на странице 195.

Всем спасибо за работу!

 

 

Приложение.

Работа в группах  

1. Вставьте пропущенные географические названия.

2. Найдите на карте и  впишите пропущенные числительные.

3. Просклоняйте выделенное числительное.

4. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

1 группа

Самый большой и глубокий океан мира - ... Его общая площадь составляет 186,2 млн.км², объем воды 710360 тыс.куб.км, средняя глубина 3980 км. Самая глубокая впадина – Марианский желоб … км.

Он занимает 1/3 планеты Земля и почти 50% Мирового океана. Воды океана простираются на 15,8 тыс. км с севера на юг.  Ширина с востока на запад составляет 19,5 тыс. км. Этот океан разделен экватором, и его Северная часть по многим характеристикам отличается от Южной, например – по глубине. Северная часть более глубокая.

1. Вставьте пропущенные географические названия.

2. Найдите на карте и  впишите пропущенные  числительные.

3. Просклоняйте выделенное  числительное.

4. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

2 группа.

Самый маленький океан …  расположен к северу от Северной Америки и Евразии. Его площадь 14,0 млн.км2. Ещё это самый мелкий океан. Его средняя глубина составляет 1225 м. Самая большая глубина ­– ... м.

По количеству островов он занимает второе место после Тихого океана. Его принято делить на 3 обширные акватории: Арктический бассейн, Северо-Европейский бассейн и моря, расположенные в пределах материковой отмели, занимающие более 1/3 площади океана. Ширина материковой отмели в Баренцевом море достигает 1300 км. За материковой отмелью дно резко понижается, образуя ступень с глубиной у подножия до 2000-2800 м.

1. Вставьте пропущенные географические названия.

2. Найдите на карте и  впишите пропущенные  числительные.

3. Просклоняйте выделенное  числительное.

4. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

3 группа.

Глубина озера …. — 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В него впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара. Озеро обладает поистине впечатляющими размерами. Оно покрывает площадь более 30 тысяч квадратных метров. В длину оно вытянуто на 636 километров, а в ширину – почти на 80. Вся береговая линия имеет протяженность 2 тысячи километров.

Тест.

1. Как называются участки суши, глубоко вдающиеся в океан?

А) острова;

 Б) полуострова;  

В) материки;

Г) айсберги.

2. Какое числительное при склонении имеет только две падежные формы?

А) двенадцать;

Б) шесть;

В) пятьдесят;

Г) сорок.

3. В каком предложении есть собирательное числительное?

А) Ширина реки на этом участке равна двумстам метрам.

Б) Глубина озера достигает местами пятидесяти метров.

В) Утром шестеро друзей отправились на рыбалку.

Г) В нашем классе учится двадцать пять учеников.

4. На какой океан приходится половина площади Мирового океана?

А) на Атлантический;

Б) на Тихий; 

В) на Индийский;

Г) на Северный Ледовитый.

5. В форме какого падежа употреблено в предложении имя числительное?

Грузовая машина медленно подъехала к первому подъезду нашего дома. 

А) творительный;

Б) дательный; 

В) предложный; 

Г) именительный.

. . . . .