Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Разработка урока "Многоатомные спирты" (базовый уровень)

Дата публикации: 2022-08-25 20:29:17
Статью разместил(а):
Матюпатенко Галина Александровна

Разработка урока "Многоатомные спирты" (базовый уровень)

Автор: Матюпатенко Галина Александровна

МБОУ "Одинцовская СОШ № 12"

 

Цель урока: познакомить обучающихся с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов путем проблемно-поисковой деятельности.

Задачи:

1. Замотивировать обучающихся на изучение темы «Многоатомные спирты».

2. Познакомить обучающихся с номенклатурой многоатомных спиртов, их физическими и химическими свойствами путем выполнения лабораторных опытов.

3. Раскрыть роль А. Нобеля в изучении и практическом применении многоатомных спиртов.

Образовательные результаты:

· личностные: развитие мышления, познавательного интереса на основе положительной мотивации к обучению;

· етапредметные: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, принимать решение в проблемной ситуации, проводить эксперимент и оценивать его результаты;

· предметные: познакомить обучающихся с принципом составления названий многоатомных спиртов, выявить зависимость строения и свойств,  практическую значимость данного класса органических соединений, изучить вклад Альфреда Нобеля в применение многоатомных спиртов.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся, пробирки, стеклянная палочка.

Реактивы: глицерин, вода, сульфат меди (II), гидроксид натрия.

Ход урока

I. Мотивация на учебную деятельность, постановка проблемы.

На доске висит зашифрованная фамилия ученого (буквы обращены к доске). 

Учитель: здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит отгадать зашифрованную фамилию всемирно известного химика-экспериментатора, изобретателя, крупного бизнесмена. Хотя его и называли «королём динамита», он был очень мирным человеком и всегда противился использованию своего открытия в военных целях. По завещанию этого ученого весь его капитал преобразован в фонд его имени.

II. Актуализация знаний.

Учитель: для того, чтобы расшифровать фамилию ученого, нам нужно подробнее познакомиться с классом органических веществ, которые являются спиртами.

Как называются спирты, имеющие одну функциональную группу –ОН? … одноатомные.

А если гидроксильных групп две или более? … многоатомные.

Ребята, мы уже знакомились с примерами многоатомных спиртов. Кто напомнит нам их названия и формулы? Ученики называют этиленгликоль и глицерин, пишут их формулы на доске.

Ребята, давайте сформулируем тему урока. …  многоатомные спирты.

Учитель раздает материал, с которым обучающиеся будут работать на уроке. На титульном листе ученики пишут тему урока и свою фамилию, имя, класс.  Далее предлагается зашифрованная фамилия ученого:

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: давайте откроем первое задание и выполним его.

№ 1. Среди представленных формул органических веществ выберите номера формул многоатомных спиртов: (здесь привожу названия из-за технических сложностей со структурными формулами, но детям нужно дать именно структурные формулы!)

1) Уксусный альдегид

2) этиленгликоль

3) метанол

4) щавелевая кислота

5) ацетон 

6) уксусная кислота  

7) глицерин  

8) этан.

Варианты ответов: Л – 2,4,7;    Н – 2,7;   Ф – 2,7,8.

Ученику нужно выбрать правильный ответ и вписать нужную букву в первую клетку:

Н

 

 

 

 

 

 

Работа на уроке предполагает отметку, поэтому правильный ответ учитель пока не озвучивает.

III. Открытие нового знания.

Учитель объясняет принцип составления названий многоатомных спиртов. Для этого можно использовать презентацию и/или школьную доску.

Учитель: ребята, выполним второе задание.

№ 2. Назовите спирт:

1)      СН2-СН2-СН-СН3                     2) СН3-СН-СН-СН-СН3

                 OH     OH                                         OH OH OH

       __________________                  ____________________

Впишите первую букву названия первого вещества в третью клетку, а вторую букву второго вещества в четвертую клетку.

После выполнения этого задания зашифрованная фамилия выглядит так (правильный ответ ученикам пока не говорим):

Н

 

Б

 

Е

 

 

Успевающим ученика предлагаем задание со звездочкой. *Придумайте, составьте структурную формулу и назовите трехатомный спирт, состоящий из пяти углеродных атомов и одного радикала.  

Далее учитель объясняет химические свойства многоатомных спиртов на примере их взаимодействия с активными металлами и галогеноводородами. После этого ученики выполняют задание № 3 и № 4 в раздаточном материале.

№ 3. Составьте уравнение реакции глицерина с натрием:

СН2-СН-СН2 + Na

OH   OH  OH 

№ 4. Составьте уравнение реакции глицерина с бромоводородом:

СН2-СН-СН2 + 3HBr

OH   OH  OH 

Учитель: а теперь познакомимся с физическими свойствами и качественной реакцией на многоатомные спирты.

№ 5.  Изучите физические свойства глицерина. Для этого в пробирку налейте 1 мл глицерина и добавьте к нему 1 мл воды. Перемешайте смесь стеклянной палочкой. Что можно сказать  о растворимости глицерина в воде?

№ 6. Проведите качественную реакцию на многоатомные спирты. Для этого к 1 мл сульфата меди (II) прилейте 1 мл гидроксида натрия. Что вы наблюдаете?

Составьте уравнение проведенной реакции.

Добавьте в эту пробирку раствор глицерина. Что вы наблюдаете?

IV. Самопроверка и рефлексия.

Учитель: ребята, а теперь отметься ваше настроение на уроке:

Напишите букву, на которую похож смайлик, во вторую клетку. О каком ученом идет речь?

Н

О

Б

 

Е

 

 

Если у обучающихся были правильно написаны эти буквы, то они без труда называют фамилию ученого – НОБЕЛЬ. Если были ошибки, то ребята их исправляют.

Далее учитель называет правильные ответы на все задания и собирает раздаточный материал. По итогам работы выставляется отметка. 

 

. . . . .