Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Туристические походы в школе

Дата публикации: 2022-09-04 19:53:25
Статью разместил(а):
Догадин Иван Алексеевич

Туристические походы в школе

Догадин Иван Алексеевич

 

Социо-культурные и экономические изменения в обществе требуют использования во внеучебное время отработки навыков выживания у учащихся средних классов с помощью таких способов организации деятельности учащихся, которые нацелены на формирование способов мыслительной деятельности, навыков разрешения проблемных ситуаций, развитие у учащихся творческой инициативы и способов самозащиты в природных условиях.

Технология классно-урочной системы по предмету ОБЖ является эффективной для передачи готовых образцов культурного опыта: знаний, умений, навыков. Современный этап развития образования диктует необходимость вовлечения учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, поскольку при этом у них происходит формирование способностей самостоятельно мыслить, анализировать, добывать и применять знания, выдвигать гипотезы, планировать действия, сотрудничать в разнообразных по составу группах, осуществлять самоанализ и самооценку.

Педагогический труд требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Именно от инициативности учителя, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, ходить в походы, заниматься творчеством зависит успех реализации в школьной практике прогрессивных теорий, идей и концепций.

Объектом исследования является внеурочная деятельность по предмету ОБЖ и Физическая культура. Предмет исследования – практическое мероприятие по отработке навыков выживания (поход) у обучающихся 8-х классов.

Цель – изучение теоретических и практических аспектов отработки навыков выживания у учащихся средних классов во внеучебное время (поход).

Для достижения цели работы, необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать информационные источники и выявить особенности преподавания раздела ОБЖ «Автономное выживание в экстремальных условиях» во внеурочной деятельности.

2. Оценить теоретическую подготовку обучающихся 8 классов по разделу «Автономное выживание в экстремальных условиях».

3. Спроектировать внеклассное мероприятие (поход) для обучающихся 8 класса по отработке навыков выживания при автономном существовании и оценить его эффективность.

Актуальность - Большинство обучающихся города Красноярск  (особенно за последние 8-10 лет) одомашненные дети, то есть не владеющие элементарными знаниями и умениями пребывания в природных условиях: неумение обучающихся  организовать лагерь, разбить костер, приготовить пищу, организовать ночлег, обсушиться и т.д. Город накладывает определенный отрицательный отпечаток: учащиеся больше стремятся к комфорту и в отсутствие его становятся беспомощными

В отечественной педагогике вопросы теории и практики отработки навыков выживания у учащихся средних классов во внеучебное время в виде похода, изучали Н.Ф. Винокурова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, Н.А. Рыков, И.Т. Суравегина, Д.Л. Теплов, Е.В. Титов и др.  В последние годы появились исследования, в которых предприняты попытки обобщения и исторического анализа процесса становления теории и методики отработки навыков выживания у учащихся средних классов во внеучебное время, как одного из направлений педагогической науки и практики в области предмета ОБЖ (С.В. Алексенко, И.А. Воробьева, С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, В.А. Игнатова, Т.С. Иванова, С.С. Кашлев, О.Н. Пономарева, Л.А. Реут, Л.П. Симонова, И.В. Цветкова и др.). Вопросам туризма и экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И. Тарасовой и др.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на несомненную теоретическую значимость и практическую важность названных научных трудов и на многочисленные работы по проблеме исследования, нельзя не отметить, что именно вопросы формирования отработки навыков выживания у учащихся средних классов во внеучебное время на примере регионального развития не получили достаточного освещения в научных работах.

Теоретические аспекты отработки навыков выживания у учащихся средних классов в походе.

Особенности организации внеурочной деятельности в преподавании ОБЖ.

Внеурочная деятельность учащихся во многих случаях является стартовой площадкой для базового образования человека, его профессионального мастерства. Вовлечение детей и подростков в туристскую деятельность по изучению родного края, его природы, истории, и способов самозащиты и формирования навыков выживания обеспечивают формирование отношения к природе и социальным факторам жизни. При этом работа строится на тесном контакте школьников с природой, реальными людьми, участвующими в преобразовании рациональном или нерациональном природы края.

Чувственно-эмоциональное восприятие красоты природы позволяет обращаться непосредственно к чувствам, закладывает прочный фундамент таких важных человеческих качеств, как любовь к природе своей Родины, чувство патриотизма. Это особенно важно для воспитания учащихся во внеучебное время, ведь без навыков выживания в различных условиях и ситуациях невозможно обойтись человеку.

Нравственное воспитание подростка в процессе туристской деятельности тесно связано с умственным развитием. Современное преподавание основ наук в школе разрывает цельную природу на отдельные компоненты: биология – изучает живую природу, физика – физические процессы, химия – химические, на уроках ОБЖ – безопасность жизнедеятельности.

В изучении курса ОБЖ важно сохранить баланс между теоретической составляющей и практикой, так как в результате у выпускников должен сформироваться четкий алгоритм действий и отработаны практические навыки поведения в экстремальных ситуациях. Кабинет ОБЖ в школе полностью укомплектован необходимыми учебными пособиями, среди них противогазы, компасы, перевязочные пакеты, манекены-тренажеры и др.

Проведение уроков ОБЖ с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении, средство, позволяющее
интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность 
обучающихся, увеличить эффективность урока. В  нашей школе имеется достаточная материально-техническая база для создания полноценной предметной информационной образовательной среды. Выбор способов организации деятельности обучающихся и методов использования информационных технологий напрямую зависит от тематики урока и планируемых результатов.

Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен  умело применять инструментальные средства программного
обеспечения связанного с предметной деятельностью педагога.

Целесообразно использование печатных раздаточных материалов, интернет-ресурсов, интерактивной доски, мультимедийного сопровождения урока, контроля уровня знаний с использованием тестовых заданий и систем опроса SMART RESPONSE, дистанционного взаимодействия с обучающимися и родителями (законными представителями) посредством электронного журнала и др.

Необходимый материал можно получить, используя собственные фотографии или готовые из различных мультимедийных источников (методом копирования или скриншота экрана). Визуализация информации позволяет активизировать у ребенка основной - зрительный канал получения информации. При конструировании урока с использованием презентации
необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его восприятия, 
так для обучающихся 5-6 классов целесообразно умеренное использование анимации и звуковых эффектов, а для 8-9 класса важнее информационная насыщенность и лаконичность слайда. Наиболее эффективно сочетание данного метода с традиционными методами (устный ответ, письменная работа, беседа).

Уникальные возможности для учителя ОБЖ предоставляет использование учебных мультипликационных и видеофильмов, видеороликов фрагментов телевизионных программ и пр. Применение короткометражных развивающих мультфильмов на уроках ОБЖ в 5-6 классах помогает заинтересовать ребят. При изучении блоков «Чрезвычайные ситуации природного характера» и «Техногенные аварии» в 7-8 классах широко применяется просмотр и обсуждение фрагментов из новостных программ, в которых рассказывается о последствиях масштабных катастроф.

Подростки искренне сопереживают пострадавшим, вырабатывают для себя правильный алгоритм действий для спасения в ЧС.

Для старшей возрастной группы эффективно использование роликов социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни. Для решения задач патриотического воспитания необходимо подбирать фрагменты­ документальных фильмов, телевизионных передач, повествующих о биографии и мужественных поступках реальных
людей, судьбах воинов при ведении боевых действий и в мирной жизни.

Здоровье сберегающие технологии тоже предполагают использование на уроке мультимедийного оборудования для проведения динамических пауз, двигательной гимнастики для глаз или релаксации.

Современные интерактивные доски и программное обеспечение позволяют обучающимся стать полноценным субъектом образовательного процесса. Выполнение различных заданий с использованием интерактивной доски способствуют формированию предметных, метапредметных результатов и универсальных учебных действий. Уроки, разработанные с использованием технологии SMART - занимательны, направлены на полноценное взаимодействие учащихся между собой и учителем.

Специальные эффекты и инструментальные возможности программного обеспечения позволяют подготовить задания на сравнение, выявление несоответствий, выработку верного алгоритма действий и др. Поиск нужной информации, презентации и «интерактивные уроки» требуют тщательной внеаудиторной подготовки, но существенно расширяют возможности­ творчества учителя, формируют знания.

Основные методы обучения предмету ОБЖ – словесные методы: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация.

Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т.д.); видеоматериалов, презентаций.

Основной организационной формой обучения является урок ОБЖ. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.

Интернет-ресурсы предлагают богатейший материал для подготовки обучающимися сообщений и рефератов, но чтобы исключить возможность бездумного копирования информации, каждому дается индивидуальное задание. Работа с разными источниками способствует формированию критического мышления у обучающихся.

Для учителя ОБЖ ресурсы Интернета тоже представляют огромную ценность. В современном мире – это возможность самообразования и повышения квалификации учителя, диссеминации педагогического опыта, получение нормативно-справочных документов, использование на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в сети, разработка собственных материалов.

Публикация, знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и их приобретение, участие в заочных конференциях и конкурсах, общение с коллегами.

Важной составляющей современной информационной среды является взаимодействие с обучающимися и родителями (законными представителями) посредством электронного журнала. Коммуникационный канал позволяет отсутствующему на уроке ребенку узнать тему, домашнее задание и сроки выполнения. А родителям легче произвести мониторинг присутствия ребенка на уроке, текущих и итоговых оценок и, возможно, замечаний учителя.

Применение информационно – коммуникационных технологий в процессе преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует развитию личностных результатов у школьников; формированию у обучающихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; укреплению межпредметных связей, обеспечению комплексного подхода в изучении явлений действительности; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов образовательного
процесса.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» был утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).

На заседании итоговой коллегии Минобразования России 19 марта 2011 года министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко особо подчеркнул, что в связи со все нарастающими в мире процессами глобализации, гиперконкуренции, сверхбыстрой смены технологий, повсеместного пользования интернетом необходимы новые стандарты и требования к будущему процессу школьного обучения и всей школьной педагогической деятельности в отличие от ранее существовавших.

Фактически новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

Схематично основные направления изменения фундаментальных требований ФГОС к процессу обучения в школе на ближайшие несколько лет можно показать следующим образом. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 было установлено, что Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план (основные учебные занятия) и внеурочную деятельность.

Несмотря на то, что в настоящее время, как в нашей школе, так и в других общеобразовательных учреждениях России учебных материалов по новому ФГОС не достаточно, планирование и проведение учебной деятельности вполне возможно осуществлять на основе имеющейся учебно–материальной базы.

Так, для обучения школьников в условиях нового ФГОС, в школе, используется линия школьных учебников для 5–9 классов «Основы безопасности жизнедеятельности» (под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., Москва, издательство «Просвещение», 2014 год.), включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом основного общего образования.

В целях единообразия преподавания ОБЖ, соответствующего требованиям нового ФГОС, в процессе обучения преподавателями нашей школы также используется методическое учебное пособие из серии «Стандарты второго поколения» «Примерные программы по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности 5–9 классы» (под редакцией Кузнецова А.А., Рыжакова М.В., Кондакова А.М., Москва, издательство «Просвещение», 2014 год).

Эта примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента нового государственного стандарта основного общего образования (ФГОС) и конкретизирует содержание предметных тем нового образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета для качественной организации образовательного процесса.

В ФГОС нового поколения имеется деление на предметные области, включающие в себя перечень предметов – обязательных и не обязательных. Предусмотрены три обязательных предмета: физкультура, ОБЖ и «Россия в мире».

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели.

Основные особенности современного основного учебного занятия по ОБЖ в условиях нового ФГОС.

1. Прежде всего, происходит смена базовой системы образования. Ранее лозунгом образования в школе был «Знания, а потом умения», то есть принцип обучения путем «вдалбливания» знаний и другой информации. Сейчас основной принцип образования изменен на «Умения и навыки применения знаний». Исходя из этого, следует строить учебные занятия. Новый ФГОС разрешил очень широко применять во время занятий задачи не на механическое повторение написанного в учебнике, а на самостоятельную работу и выработку универсальных учебных действий (УУД) – регулятивных, познавательных, коммуникативных. То есть, возможно достичь конечного результата различными, в том числе предложенными самими учащимися путями.

Наиболее распространенные из них в отличие от ранее существовавших:

- Выбор наименования темы обучения и порядка ее изучения с учетом мнения самих обучающихся (например, при проведении практического занятия по теме «Первая медицинская помощь при отравлении» учащиеся предложили рассмотреть вопросы не только отравления аварийно опасными химическими веществами АОХВ (как установлено учебным планом), но и отравления бытовыми веществами (дымом, выхлопным газом и т.д.).

- Исключение механического конспектирования излагаемого материала (предлагать ученикам самим составлять схемы и делать рисунки).

- Предоставления возможности разным ученикам предлагать и выдвигать различные способы решения одних и тех же задач (например, задание про исключение лишнего предмета. Так, из перечня: самолет, воздушный шар, бензопила, корабль – один ученик исключил «бензопилу» (не транспортное средство), другой ученик – «корабль» (поскольку только он плавает); третий исключил «воздушный шар» (не имеет двигателя).

Новый стандарт означает отход от традиционной классно–урочной системы преподавания ОБЖ в школе. В этой связи, с 7 по 9 класс, на любой стадии изучения темы прямо предусмотрена проектная творческая самостоятельная деятельность, где ученики вместо простого заучивания в своих работах выдвигают гипотезы, делают выводы и умозаключения. Впервые разрешено вместо контрольных работ и тестов применять индивидуальные проекты школьников.

Прямо предусмотрен индивидуальный учебный план (ИУП) как для отдельных уроков, так и для тем и разделов – прежде всего ИУП для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому прямо на уроках учителю предоставлено право давать отличные от общего, индивидуальные задания для отдельных учеников.

Новый стандарт дает обязательную возможность использования в процессе занятий информационно–коммуникационные технологии (ИКТ). Изучение ОБЖ предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, сотового телефона, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде чаще всего посредством проекторов.

В этой связи вместо домашних заданий по заучиванию материала можно давать ученикам задания по изученной теме, связанные с использованием ИКТ. Например, зафиксировать на видеоносители источники нарушений правил противопожарной безопасности и возникновения пожаров вокруг их домов, дворов, лесополос и т.д.

Новым ФГОС предусмотрен цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. В рамках нашей школы – это проекты «Я и мой город», «Моя семья», «Моя школа», «Моя безопасность». Стандарт разрешает привлекать к участию в проектах по ОБЖ и родителей учащихся (например, учащиеся 5 классов при изучении темы «Безопасность и соблюдение ПДД» очень охотно и интересно рассказывали на уроках о том, какие нарушения ПДД допускали их родители при управлении автомобилями, при перевозке детей, при парковке и т.д. А затем, выявленные негативные факты успешно обсуждались преподавателями и классными руководителями при проведении родительских собраний и классных часов в рамках программы «Моя безопасность» по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма).

Особенности внеурочной деятельности по новому ФГОС.

В рамках нового ФГОС все–таки следует исходить из того, что основное направление внеурочной деятельности именно по ОБЖ – отработка практических умений, навыков и УУД, так как теории хватает и на текущих уроках.

1. Новый стандарт впервые прямо предусматривает направления внеурочной деятельности в учебном учреждении по направлениям развития личности (спортивно–оздоровительное, духовно–нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Этот перечень исчерпывающий. В списке основных направлений внеурочной деятельности отсутствует «патриотическое воспитание», поскольку оно является частью духовно–нравственного.

Но, поскольку проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня все еще является одной из приоритетных, для подготовки физически и нравственно развитых молодых людей, во внеурочной деятельности по новому ФГОС следует предусмотреть проведение: Военно–спортивных игр и эстафет; Военно–спортивных праздников: «День Защитника Отечества», «Салют, Победа», «Герои родного края»; Тематических экскурсий по местам боевой славы и воинским частям;

Встреч с ветеранами Вооруженных сил и других структур.

2. ФГОС разрешает формировать содержание внеурочных занятий с учетом пожеланий самих обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов ОБЖ.

3. По новому ФГОС во внеурочную деятельность могут входить:

- индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими дополнительной поддержки (сироты, инвалиды, малообеспеченные, беженцы);

- индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий (например, находящихся на надомном обучении);

- экскурсии (по местам боевой славы, в музеи, библиотеки), кружки («Юный пожарный», «Юный инспектор дорожного движения», «Меткий стрелок»), секции («Спортивное ориентирование», «Туризм»), круглые столы («Наш край родной», «Я – будущий избиратель») конференции, диспуты, массовые мероприятия (агитбригады, «Вахта памяти», «Пост № 1»), школьные научные общества, олимпиады, соревнования («Зарница», «Орленок»), поисковые и научные исследования («Первые шаги в науку») и т.д.

4. Впервые новый ФГОС обязывает отражать содержание внеурочной деятельности по ОБЖ (как основному предмету) в основной образовательной программе образовательного учреждения (школы, гимназии, лицея).

5. Согласно новому ФГОС, время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением самостоятельно и согласуется с родителями обучающихся.

В заключении можно сказать, что основной целью преподавания ОБЖ в рамках ФГОС нового поколения следует считать подготовку физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы безболезненно адаптироваться в изменяющемся мире.

Для этого, как на уроке ОБЖ, так и вне его, педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения (школы) следует проводить организованные и целенаправленные занятия с учащимися, для расширения и углубления знаний, умений и навыков развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов, повседневных потребностей и безопасности.

Туристская деятельность, как способ отработки навыков выживания у учащихся средних классов во внеучебное время.

В походе подросток приучается видеть материальный мир в целом, не раздельным на объекты изучения отдельных наук. Понимание подростком единства и многообразия связей в сложной системе «природа – общество - выживание» позволяет по новому оценить свое место в мире и свое участие в его преобразовании.

Выполняя экстремальные задания, проводя поисковую работу в походах, экспедициях на экскурсиях, ребенок не просто пополняет свои знания, а включается через общение с другими людьми в сложный мир человеческих отношений, выполняет различные социальные роли, и чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность, т.е. при условии самоуправления той деятельностью, в которую он вовлечен. Подросток вовлекается в самостоятельную, творческую деятельность, построенную на основе самоуправления, что является единственным условием формирования творческой, самостоятельной личности [6].

Существенным образом отношение личности к окружающей действительности, к изучаемым в школе предметам меняет познавательный интерес. Он способствует развитию связи школы с жизнью, учит самостоятельности и активности учащихся, развивает внутриколлективные связи, реализует межпредметные связи во внеурочной деятельности.

Уже в конце пятидесятых годов двадцатого столетия один из видных ученых - практиков, профессор П.В. Иванов отмечал: «Школьные походы можно определить как доступное и посильное для учащихся, всестороннее и многообразное по форме и методам познание местного края (условий обитания животных, различных ситуаций), его природы, трудовой и общественной жизни, экономики и культуры.

Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма его прошлого и перспектив развития, осуществляемое в процессе учебной и внеклассной работы, в связи с задачами общего и трудового политехнического образования, воспитания и общественно полезной работы школьников при активном участии учителей.

Туризм в большой степени способствует познавательному и исследовательскому подходу во внеурочной деятельности учащихся, а краеведение обращается к туризму как к одной из весьма популярных и педагогически данных форм [2].

Таким образом, между туризмом и ОБЖ налажен практический контакт и единство целей, при которых в условиях местного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы — туристами.

Туризм усиливает восприятие учащимися материала, данного им на уроках ОБЖ, который не может быть раскрыт в учебном материале. Активизация восприятия достигается за счет зримости, «жизненности» объекта. Происходит конкретизация знаний, усвоенных в школе.

Параллельно идет обогащение новыми знаниями и закрепление их в практической деятельности. Новый материал прочно оседает в сознании еще и потому, что турист несколько раз его перерабатывает во время подготовки похода, самого похода и в период подготовки отчета о походе.

Туристская работа надежное подспорье в разнообразной воспитательной работе, которую ведет и должна вести школа. Участие в походах расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной деятельностью страны, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого, способствует отработки навыков выживания у учащихся средних классов во внеучебное время.  Кроме того, жизнь в походах прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку.

Важно, конечно, и то, что жизнь на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят.

В совместном труде и походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к своему коллективу и на обязательности его требований. Все это делает туризм не только приятным видом активного отдыха, но и могучим средством воспитания.

Туристская деятельность – это непосредственное предметное познание окружающей действительности: своего родного края, всей страны, других стран мира.

Педагогически правильно организованная туристская деятельность есть средство всестороннего развития личности. В такой деятельности естественно и слитно воздействуют на личность все стороны воспитания: идейно-политическое и нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, умственное развитие, политехническое образование, экономическое и экологическое образование и воспитание, и другие, идет интенсивное формирование мировоззрения и отработка навыков выживания у учащихся средних классов во внеучебное время.

Все это успешно реализуется в туристской деятельности, которая может быть активным средством борьбы за нравственное здоровье молодежи. Она создает условия и возможности эффективного формирования общественно активной гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Туристская деятельность, являясь, одним из самых комплексных видов воспитания и в тоже время одним из самых действенных, в силу своей демократичности, и гуманности, ибо идет от желаний детей и подростков приобщиться к романтике путешествий, требует для своего успеха четкой системы организации.

Актуальность проблемы физического развития и сохранения здоровья детей сегодня как никогда остра. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. Среди основных направлений Федеральной программы развития системы образования обозначены поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в учреждениях различных типов и видов.

Ученые пришли к единому мнению, что в недопущении болезни, в удержании и преумножении здоровья решающая роль принадлежит не медицине и не системе здравоохранения, а тем социальным институтам, которые предопределяют условия и образ жизни ребенка, – семье и школе. Сохранение здоровья подрастающего поколения является наиболее актуальным для системы образования (общего и дополнительного), поскольку от уровня состояния здоровья во многом зависит и качество обучения.

Очевидно, что образование сегодня должно быть здоровьетворящим, направленным на формирование личности, здоровой духовно и физически. Наиболее эффективной формой организации отдыха и оздоровления детей и подростков является туристское мероприятие.

Туристское мероприятие – это и поход (пеший, лыжный и др.) разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности; и экскурсия (местная и дальняя); экспедиция (краеведческая, экологическая и др.); слет, соревнование. Примером организации и проведения широкого спектра туристских мероприятий, влияющих на оздоровление и физическое развитие детей и подростков, является поход.

Каждое туристское мероприятие предполагает посильную физическую нагрузку учащихся, пребывание на свежем воздухе, что обязательно влечет за собой физическое развитие детей и укрепление их здоровья.

Большинство педагогов привыкли оценивать туризм лишь как средство познания своего края или более далеких стран. Но у туризма есть другая важная сторона – оздоровительная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые родились и растут в городской среде.

Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать полезными. Поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний.

Сами условия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых ребенок даже и не подозревал. При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченного маршрута – это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Но это не так. Научно доказано, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям. Мало сказать – полезен, он необходим развивающейся личности. Поэтому за годы учебы каждому учащемуся, независимо от его склонностей, желаний, увлечений, школой должна быть предоставлена возможность заниматься туризмом.

В школе, кроме отдельных туристско-краеведческих объединений, должен быть туризм в ранге обязательного для всех классов («классный туризм») минимальный по объему, но большой по педагогической ценности.

Человечество располагает разнообразными спортивными программами, но лишь туризм обладает всеми необходимыми компонентами для здоровья. Это общение с природой, ее познание в прямом соприкосновении, смена обстановки, психологическая разгрузка и, главное, физическая активность.

Характерны и другие особенности туризма: он прост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем, он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и практически относятся к тренирующим.

Спортивный туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость и многие другие. Одновременно с этим, туризм является очень действенным средством физического, психологического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Занятия в туристских объединениях обладают огромным потенциалом в деле социализации личности подростка. Спортивные соревнования по туризму – это особые соревнования, в корне отличающиеся от любых других соревнований. Участие в них дает подростку не только большой положительный эффект по развитию физических качеств и укреплению здоровья. Ребята приобретают опыт выживания в природной среде, в чрезвычайных ситуациях. В походе учащиеся, используя специальное туристское снаряжение, преодолевают естественные препятствия, встречающиеся в природной среде.

Организуют и проводят все массовые туристско-спортивные мероприятия, способствующие укреплению здоровья школьников, педагоги станции юных туристов или учителя ОБЖ. Это люди, чей образ жизни является образцом, примером для воспитанников. Это высококвалифицированные педагоги-спортсмены, сами принимающие активное участие в соревнованиях разного уровня и добивающиеся высоких результатов. Это люди, ведущие сами и пропагандирующие здоровый образ жизни, заядлые спортсмены, кандидаты в мастера спорта.

Так педагоги работают над проблемой формирования личности, способной жить в гармонии с природой. Основными задачами программы и деятельности являются укрепление здоровья воспитанников, развитие способностей подростков быстро адаптироваться в различных условиях окружающей среды и грамотно действовать в экстремальных условиях.

Включение воспитанников в активное освоение окружающего мира через практические занятия, походы разной категории сложности, палаточные лагеря, экспедиции, соревнования позволяет педагогу воспитать молодых людей, умеющих преодолевать любые жизненные трудности и препятствия, готовых самостоятельно решать любые проблемы, находить выходы из сложной ситуации, людей, готовых к самостоятельной взрослой жизни.

Активный туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и уверенность в собственных силах. Любые виды активного детского туризма должны всемерно поддерживаться педагогическими коллективами каждого образовательного учреждения.

Необходимо возобновить массовую подготовку инструкторов детского туризма. Добиться того, чтобы в каждой школе кто-то из учителей обладал правом и знаниями инструктора детского туризма, способного обеспечить хотя бы элементарные требования безопасности детей при проведении выездов на природу, тем более в многодневные походы. Развитие в образовательных учреждениях области детского туризма и краеведения – лучшее средство оздоровления школьников, социализации подростков, воспитания настоящих патриотов своего родного края, молодых людей, хорошо знающих свой край, умеющих его ценить, охранять, преобразовывать, действовать на благо и развитие своей малой родины.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Вынужденное автономное существование – наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и не по его желанию. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации.

Потеря ориентировки на местности особенно часто возникает в результате неумения пользоваться компасом, ориентироваться, выдерживать направление движения, обходить препятствия. Однако она может случиться не только с неопытным туристом.

Существует множество причин, влияющих на поведение человека, на его здоровье, физическое и психологиче­ское состояние. Эти причины называют факторами выживания. Если мы будем знать эти факторы, уметь преодоле­вать их воздействие или правильно использовать, то можем рассчитывать на положительный результат.

Выделяют четыре группы факторов выживания: лич­ностные, природные, материальные и постприродные (возникающие от общения с природой).

1. Личностные факторы. Жизнь человека в условиях автономного существования во многом зависит от состояния его здоровья, воли, решительности, изобретательности, собранности, выносливости.

2. Природные факторы. Несомненно, большое влияние на состояние человека оказывают природные факторы: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, ветер, а также физико-географические особенности района автономного существования: флора и фауна (растительный и животный мир), источники воды, рельеф местности.

3. Материальные факторы – это факторы, обеспечивающие защиту человека от влияния окружающей среды: одежда и обувь; средства связи; снаряжение и различные подручные средства и другое.

4. Постприродные факторы возникают в результате воз­действия на человека климатических особенностей окружающей местности. Действие этих стрессоров бывает очень сильным. Они являются основными источниками напряжения человека при вынужденном автономном существовании.

Рассмотрим психологические проблемы, влияющие на возможность выживания.

1. Тревога - это ощущение надвигающейся опасности, которое может возникнуть, когда человек оказывается в непривычной обстановке. Появляются учащенное сердцебиение, боли в груди, затрудненное дыхание, вызванное ощущением нехватки воздуха, мышечное напряжение, сухость во рту, понос, бессонница, икота и затрудненное дыхание. Внешне тревога может выражаться побледнением кожи, обильным выделением пота и зевотой. Если не принять никаких мер, то это ощущение может усилиться и опасно уменьшить шансы на выживание. Чтобы как можно быстрее подавить в себе чувство тревоги, необходимо попытаться определить, что именно вызвало это чувство. Чем решительнее начать бороться с проблемами, тем скорее появится уверенность в себе и отступает тревога.

2. Депрессия. Перед лицом некоторых трудностей и неудач нарастает ощущение безнадежности и страх перед неспособностью справиться с ситуацией, в результате чего может наступить депрессия, которая может проявляться в виде заторможенности и вялости. Не следует воспринимать депрессию как нечто совершенно неизбежное. Надо убедить себя в том, что это состояние обязательно пройдет. Отнеситесь к своей депрессии спокойно и не допускайте, чтобы она глубоко укоренилась в вашем сознании.

3. Стресс. В экстремальной ситуации стресс неизбежен, поскольку является естественной реакцией организма на возникшие проблемы. Иногда, в определенных условиях, стресс помогает быстрее и эффективнее найти нужное решение. Однако, если стрессовая ситуация продлится долго, то это уменьшает шансы выжить. Быстрее всего справиться со стрессом можно, если начать контролировать его. Прежде всего, успокоиться, перестать суетиться, определить проблемы и последовательность их решения. В опасной ситуации, когда люди напуганы, неизбежны разные настроения, поэтому старайтесь не противопоставлять себя тем, кто оказался рядом с вами в беде. Нетипичное поведение членов группы является сигналом к тому, чтобы сделать привал, отдохнуть, восстановить силы и обдумать ситуацию.

Необходимо помнить, что избавиться от страха, возникающего в незнакомой обстановке без привычного окружения и удобств – без еды, без воды, крова над головой, тепла и друзей, – помогут умение и предварительная подготовка. Никогда не забывайте, что в течение веков люди выживали в условиях гораздо более сложных, чем те, в которых оказались вы. Сохраняйте спокойствие, не давайте панике затуманить ваше сознание. Вы можете даже не подозревать, что у вас уже есть необходимые качества для выживания – решимость, настойчивость, находчивость и умение на все взглянуть с юмором. Приспосабливаясь и предпринимая разумные меры предосторожности по хорошо спланированному плану, вы вскоре обнаружите, что ваше сознание и тело начинают приспосабливаться к новым условиям. Ваши органы чувств, немного расслабившиеся от комфортной жизни в городе, мобилизуются, обостряются, сознание концентрируется, вы постепенно оправляетесь от шока и начинаете осваиваться в новой ситуации.

Первые действия. Представьте, что где-то вдали от населенных пунктов произошла автокатастрофа, в результате которой пострадали люди. Вам повезло: вы остались целы. Ваши первые действия в подобной ситуации:

1) Определите, сколько человек остались в живых. Соберите средства первой медицинской помощи. Начните оказывать помощь людям с наиболее опасными ранениями, а затем займитесь более легкими ранами: жизненно неопасными переломами, порезами и ушибами.

2) Соберите все покрывала, одежду и снаряжения – все, что можно использовать как одеяло.

3) Найдите или соорудите укрытие, способное максимально защитить вас от суровых условий.

4) Соберите все, из чего можно было бы развести костер.

5)  Постарайтесь определить, сколько у вас имеется еды и воды.

6) Не ешьте много, если запасы воды не велики.

7) Расслабьтесь и экономьте свою энергию. Не двигайтесь, если в этом нет необходимости [4].

Порядок этих действий во многом зависит от окружающей среды. Если вы не один, то можно распределить обязанности между членами вашей группы. Как только укрытие найдено, вам тепло и вы сыты, тревога отступает, и настроение в группе улучшается. Не пытайтесь мыслить глобально, решайте насущные проблемы постепенно – и тогда шаг за шагом вы сможете выбраться из сложной ситуации.

План выживания. Чтобы составить план выживания необходимо спокойно и расчетливо взвесить ситуацию. От принятых решений зависит ваша жизнь, поэтому, прежде всего, соберите как можно больше информации о своем положении.

Убедитесь в том, что вы точно знаете, где находитесь и насколько удалены от ближайших населенных пунктов. Если это неизвестно, то постарайтесь перебраться в такое место, где вас легче будет обнаружить.

Выясните, имеется ли в вашем распоряжении, какие либо средства связи: спутниковый телефон, сигнальные средства. Это могут быть факелы, дымовые шашки, свистки, зеркало и другие средства для привлечения внимания.

Составьте подробный перечень имеющихся съестных припасов и снаряжения. Ваша жизнь напрямую зависит от того, насколько рационально вы расходуете свои ресурсы, как умеете обходиться без того, чего нет. Максимально используете то, что под рукой. Постарайтесь определить, насколько вам хватит того, что есть, сколько у вас воды и где можно ее раздобыть.

Проверьте физическое состояние всех людей в группе. Оцените погодные условия и подумайте о том, есть ли надежда на то, что вас скоро обнаружат, и не придется ли дожидаться более благоприятных условий.

Самое ценное качество, необходимое для выживания в экстремальных условиях, – это выносливость. Справиться со всеми проблемами очень сложно, и только вы можете решить, способны ли вы выдержать все и насколько хватит ваших сил [21].

Одежда может спасти вам жизнь. Если вам посчастливилось выжить после какой-либо аварии и на вас одежда, не подходящая для сурового климата, придется импровизировать. Вспомните о принципе слоистости. Несколько слоев ткани являются гораздо более эффективным теплоизолятором, чем один или два слоя толстой ткани. Многослойная одежда также избавит вас от чрезмерной потливости. Кроме этого следует знать, что в яркой одежде вы более заметны, чем в камуфляже или в одежде спокойных тонов. Нательное белье может состоять из хлопчатобумажных футболок и кальсон, отлично впитывающих пот, а в жаркое время способствующих скорейшему испарению пота и охлаждению тела. Для среднего слоя хорошо зарекомендовали себя рубашки из тонкой шерсти. Поверх рубашки можно одевать пуловер. Хорошо если у вас в запасе будет сухой пуловер. Завершает комплект одежды – куртка. Куртки изготавливаются из различных материалов, самых разных фасонов, да и стоят они не одинаково. Постарайтесь не ошибиться и выбрать куртку из «дышащего» материала, чтобы влага тела легко испарялась, а атмосферная влажность не проникала внутрь. Избегайте водонепроницаемых материалов: они хороши при неподвижном состоянии. Но вот вы начали двигаться – и та одежда, которую покрывает куртка, оказывается мокрой от пота. Выбирайте куртку с глубоким капюшоном на стяжке и с карманами, защищенными от дождя и снега. Брюки должны быть легкими, быстро просыхающими и защищающими вас от ветра. Хорошо, если на коленях нашиты дополнительные накладки и есть дополнительные карманы, где можно хранить разные полезные предметы. Обувь выбирайте очень тщательно, руководствуясь соображениями прочности и надежности. В идеале, перед походом следует надевать ботинки, хорошо разношенные и растоптанные по вашей ноге.

При покупке новые ботинки примеряйте на толстые носки. Разумно отправляться за покупкой во второй половине дня, когда ноги разогреты и слегка отекли. Головной убор является важной деталью снаряжения. У вас обязательно должна быть хотя бы одна шапка, защищающая либо от холода, либо от жары.

Рюкзак. Рюкзаки бывают разными по форме и размеру, и важно не ошибиться в выборе такого, который идеально подходит к вам. Главное, чтобы он вместил все, что вы собираетесь взять с собой. Основной принцип заплечной ноши состоит в том, чтобы она располагалась на спине как можно выше и плотнее прилегала к телу, тогда тяжесть направлена вниз с наименьшей нагрузкой на спину и плечи. Чем дальше груз отстоит от спины, тем сильнее он тянет за плечи, вызывая боль в шее. Старайтесь упаковать вещи так, чтобы в случае необходимости быстро сменить одежду не пришлось распаковывать весь рюкзак. Некоторые рюкзаки изнутри обшиты яркой тканью, чтобы лучше было видно его содержимое.

Стремитесь, чтобы одежда оставалась всегда сухой и чистой. У эскимосов есть поговорка: «Кто потеет, тот умирает». Никогда не забывайте, что согревает сухая и чистая одежда, поэтому важно, чтобы одежда хорошо впитывала пот и позволяла ему испариться сквозь слои одежды. Старайтесь использовать каждую возможность постирать и просушить нательное белье и среднюю одежду. В жаркое время появляется соблазн скинуть с себя всю пропотевшую одежду. Никогда не делайте этого. Несмотря на то, что мокрая одежда очень неприятна, пот охлаждает воздух между слоями одежды, а вместе с ним и кожу. Это приводит к снижению потоотделения и сокращению потери воды организмом.

Набор предметов первой необходимости. Составьте набор предметов первой необходимости. Обычно это недорогие некрупные вещи, которые должны уместиться в небольшой жестяной коробке.

 Всегда держите ее при себе (в рюкзаке), ибо ее содержимое сильно увеличивает ваши шансы на выживание в любых условиях. Вот примерный перечень предметов первой необходимости:

- спички в непромокаемой упаковке;

- свеча. Свечу, сделанную из жира, при необходимости можно съесть;

- иголки, нитки, ножницы;

- зеркальце (или старый компакт диск);

- булавки;

- компас;

- несколько небольших полиэтиленовых пакетов. Они пригодятся для переноски воды, а также для добывания воды.

Для поддержания жизни требуется совсем немного. Однако чтобы обеспечить себя и своих товарищей этим немногим, требуются определенные умения и знание среды, в которой вы оказались, а также огромное терпение и самодисциплина. Вода, кров, тепло, пища – основные условия для поддержания жизни. В жаркое время крайне важно, прежде всего, найти воду, а затем кров. В холодное время гораздо важнее сначала найти укрытие и тепло.

Вода – источник жизни. Без воды нет жизни, поэтому, оказавшись в незнакомой местности, вы должны в первую очередь отыскать воду. Организм человека постоянно теряет воду даже без особой физической нагрузки. Тело теряет воду в следующих случаях:

- с мочой – около 1,5 л в день;

- с потом – около 100мл в день;

- с фекалиями – около 200мл в день;

- с испарениями с поверхности кожи – около 400мл в день;

- с испарениями через легкие: воздух поступает в легкие почти сухим.

Соприкасаясь со слизистой оболочкой легких, он насыщается влагой и выдыхается в атмосферу уже сильно увлажненным. Запас воды в организме должен постоянно пополняться, иначе наступает обезвоживание, а через несколько дней смерть. Для нормального самочувствия потери воды обязательно должны быть компенсированы. Чтобы сократить расход воды в организме, старайтесь как можно больше отдыхать, лучше всего в тени.

Старайтесь поменьше говорить и дышать через нос, а не через рот. Для процесса пищеварения необходимо много воды, поэтому ешьте поменьше. Если неизбежны нагрузки, то движения должны быть медленными и размеренными, чтобы энергия расходовалась экономно. Если возможно, основную работу выполняйте в более прохладное время суток.

В экстремальной ситуации драгоценную воду нельзя пить большими жадными глотками. Жажду можно утолить полнее, если пить не спеша, маленькими глотками. Пить можно слегка подсоленную воду: 1 чайная ложка соли на 1литр воды [5].

Огонь для человека всегда был основным помощником. Огонь – это тепло, сухая одежда, горячая пища и тепло. Он помогает отпугивать хищных животных и избавляться от насекомых. Огонь – это свет, его можно использовать как сигнальное средство. Наконец, огонь дает нам уверенность в себе.

Воспламеняющиеся материалы для костра. Запал – необходим для того, чтобы искра разгорелась в пламя. В качестве запала годятся сухая трухлявая древесина и мох, сухой помет, сухая трава и хвоя. Растопка – нужна для того, чтобы огонь разгорелся и стал достаточно сильным для разжигания топлива. Для растопки отлично подходят древесная кора, сухая трава, бумага и тряпки. Топливом может послужить дерево, например сухие ветви или стволы деревьев, сухой помет животных и сухая трава.

В средней полосе имеется большое количество растений, пригодных для употребления в пищу. В условиях автономного существования растения могут быть единственным источником пищи, поэтому знания съедобных растений увеличивает шанс выжить в экстремальной ситуации. Кроме того, надо знать и основные ядовитые растения. Это позволит избежать не только тяжелых отравлений, но и смертельного исхода.

Важно знать, чего следует опасаться:

- любых перезрелых фруктов или плодов с признаками плесени и грибков;

- растений, листьев или семян с миндальным запахом, свидетельствующим о том, что растение содержит цианид (соли сенильной кислоты);

- любых грибов, если только вы не уверены в их безопасности.

- травы, похожей на петрушку, укроп или пастернак.

Одна часть растения может быть съедобной, в то время как другая его часть может оказаться ядовитой или несъедобной.

Растение может быть съедобно лишь в приготовленном виде. Перед употреблением в пищу сырого растения проверьте его на съедобность еще раз.

Разные люди могут реагировать на одно и то же растение по-разному.

Соблюдение элементарных правил личной гигиены убережет от многих неприятностей, создаст ощущение некоторого комфорта. При отсутствии мыла можно использовать золу от костра: ее заливают водой, кипятят, потом сливают раствор и пользуются им как мылом. Мыло можно заменить также растением мыльнянкой, которое встречается по берегам рек и озер, на лугах и в лесу. Корни мыльнянки сушат, толкут в порошок, а потом разводят водой. После стирки в мыльнянке в одежде не заводятся насекомые, и она имеет приятный запах. Поддержание чистоты тела – это основной способ защититься от болезнетворных микроорганизмов, от вшей и клещей.

Необходимо ежедневно хотя бы протирать лицо, руки, ноги, подмышки влажной тряпкой. В зимних условиях, если нет проруби, умываться следует снегом. Зубы можно чистить импровизированной щеткой-веточкой с расплющенным концом, а в качестве зубного порошка можно использовать ту же самую золу от костра. Нижнее белье следует стирать не реже одного раза в неделю. Особое внимание необходимо уделять ногам. Мыть ежедневно вечером. Носки прополаскивать ежедневно. Обувь просушивать после каждого длительного перехода.

В экстремальной ситуации иногда приходится оказывать первую помощь пострадавшим, а в некоторых случаях самому себе, для чего необходимы самые общие, базовые знания и умения.

Быстрая оценка состояния раненого Основная последовательность осмотра пострадавшего, если только симптомы не очевидны, состоит в следующем: смотри, чувствуй, слушай. При общем осмотре необходимо учитывать вес пострадавшего, цвет кожи, общее физическое и физиологическое состояние. Начинать осмотр пострадавшего надо: • Дыхание. Определите, дышит ли пострадавший. Убедитесь, что дыхательные пути пострадавшего свободны и открыты. Пульс. Проверьте, есть ли у пострадавшего пуль на сонной артерии. Руки. Осмотрите пальцы, ногти ладони, нет ли признаков анемии. Голова. Осмотрите глаза, уши, губы, полость рта. Ощупайте голову, нет ли отеков и кровотечения. Шея. Проверьте, нет ли повреждений шейного отдела позвоночника и каких‑либо отеков и открытых ран. Грудь. Не сломаны ли ребра и нет ли ушибов. Проверьте, не поврежден ли позвоночник. Живот. Прощупайте печень, почки, нет ли у пострадавшего болевых ощущений во время вашего осмотра. Конечности. Осмотрите их, прощупайте, проверьте подвижность. Если имеются повреждения, спросите пострадавшего, какого они происхождения [22].

Постарайтесь успокоить пострадавшего, вселить в него надежду. Разговаривайте с пострадавшем, даже если он без сознания. Общие правила поведения с пострадавшем без сознания:

- человек в бессознательном состоянии сильно ослаблен, поэтому обращайтесь с ним крайне осторожно и не пытайтесь усадить его, если - 42 - в этом нет необходимости. Потеря сознания может быть вызвана травмой позвоночника.

- не давайте человеку в бессознательном состоянии ни воды, ни пищи, это опасно, потому, что человек может подавиться.

- продолжайте разговаривать с пострадавшим, несмотря на его бессознательное состояние, поскольку он может вас слышать, и не произносите ничего, что могло бы его расстроить или напугать.

- помните, что в бессознательном состоянии человек не способен нормально реагировать на высокие температуры, холод и другие климатические явления. Вам придется защищать его от природных воздействий, особенно в холодное время, когда возможно переохлаждение.

- не оставляйте пострадавшего без присмотра, пока он не придет в сознание, поскольку его состояние может измениться в любой момент.

Большая потеря крови может привести к шоку. Кровотечение бывает артериальное, венозное, капиллярное и внутреннее. Артериальное кровотечение. Кровь в артериях течет под давлением. Когда артерия повреждается, жизнь пострадавшего находится в опасности, поскольку есть угроза обескровливания организма.

Остановить артериальное кровотечение можно: с помощью жгута, скрутки, ремня, полотенца, пальцевым прижатием артерии, сгибанием конечности. Жгут и ему подобное накладывается выше раны на 1,5-2,0 часа летом и до 1,0 часа зимой. Обязательно пишется записка с указанием времени наложения жгута.

Венозное кровотечение. Венозная кровь темно-красного цвета, течет медленно, и такое кровотечение легче контролировать. Остановить кровотечение можно путем наложения давящей повязки. Капиллярное кровотечение. Повреждение мелких кровеносных сосудов при порезах и ссадинах. Остановить кровотечение можно путем наложения повязки. Внутреннее кровотечение.

Признаками внутреннего кровотечения является пенистая, алая кровь, которую пострадавший отхаркивает, или алая кровь в рвотных массах. Внутреннее кровотечение распознать гораздо труднее, чем наружное. О том, что стало причиной кровотечения, можно судить потому, какого типа несчастный случай перенес пострадавший, или по характеру наружных синяков, либо по болевым ощущениям пострадавшего.

К другим признакам внутреннего кровотечения относятся:

- бледная липкая кожа.

- учащенный или слабый пульс.

- учащенное неглубокое дыхание.

- болезненность в области живота.

- другие боли и неприятные ощущения.

Пострадавшего необходимо положить так, чтобы ноги были немного выше и согнуты в коленях. Не давать пострадавшему ни пить, ни есть.

Порезы и ссадины. При небольших порезах промойте рану чистой водой и наложите стерильную повязку. Раны. Открытые раны следует лечить с большой осторожностью, поскольку в экстремальных условиях всегда существует опасность заражения и проблемы со стерилизацией перевязочного материала. Удалите одежду вокруг раны. Очистите кожу вокруг раны и промойте ее. Наложите чистую повязку, которую необходимо менять каждый день, проверяя рану на заражение. Если рана инфицирована, наложите на нее теплый влажный компресс и подержите его 30минут. Рана должна очиститься. Затем снова наложите стерильную повязку. Если в рану попали личинки насекомых, не удаляйте их, поскольку они питаются омертвевшими тканями. Боль и покраснение свидетельствуют о том, что они начали питаться здоровой тканью. Тогда их надо немедленно смыть стерильной водой или мочой.

Общие правила наложения повязок. Повязка всегда должна быть шире раны. Накладывайте повязку прямо на рану так, чтобы она впоследствии не сместилась в сторону. Если повязка пропиталась кровью, не снимайте ее, а наложите поверх другую повязку. Когда у вас имеется только одна стерильная повязка, используйте ее для наложения непосредственно на рану, а для верхних повязок можно использовать что-нибудь другое.

Фиксация переломов. Кости ломаются даже при обычном падении. Закрытым простым переломом считается перелом без нарушения целостности кожи. Открытым называется перелом, когда целостность кожи нарушена, и края кости выступают наружу. При осмотре пострадавшего обратите внимание на отеки, деформации или выступающие кости, боль, усиливающуюся при движении.

Лечение. Не пытайтесь соединить сломанные кости, наложите на все открытые раны стерильные повязки. Шину следует накладывать так, чтобы сломанные кости были зафиксированы в том положении, в каком вы их обнаружили. В качестве шин можно использовать любые твердые предметы, например ветви деревьев, лыжные палки, доски и даже плотно скрученные газеты. Шина должна быть достаточно длинной, чтобы фиксировать суставы с обеих сторон перелома. Под шину надо подложить что-нибудь мягкое, чтобы не травмировать кожу. Повязка должна быть достаточно тугой, чтобы шины не сместились, но не слишком тугой, чтобы не нарушалось кровообращение. Признаком нарушения кровообращения является бледная или синюшная кожа. Кроме того, проверить кровообращение можно, надавив пальцами на кожу и проследив, как быстро она примет свой нормальный цвет [13].

Растяжение мышц, суставов и ушибы. Ежедневно случаются всевозможные растяжения мышц, суставов и ушибы. Но, несмотря на их привычность, такие травмы способны причинять много неприятностей, а в экстремальных условиях могут даже оказаться опасными. Хотя ушибы и растяжения мышц и суставов случаются в различных частях тела, лечение всегда стандартное. Главное – соблюдать последовательность действий:

1. Дайте травмированной части тела расслабиться.

2. Приложите холодный компресс.

3. Наложите тугую повязку.

4. При сильной боли можно дать обезболивающее средство.

Удаление волдырей. Волдыри случаются довольно часто, но относиться к ним следует очень внимательно. Предотвратить волдыри на ногах – самая распространенная разновидность волдырей – можно, если чаще менять носки, носить удобную обувь и во время похода регулярно проводить проверку состояния ног. Как только на коже появляется раздраженное красное пятно, необходимо сразу же сменить носки или неудобную обувь. Иногда волдыри натираются основательно.

При сильных волдырях действовать надо следующим образом:

1. Очистите кожу вокруг волдыря с мылом, чтобы продезинфицировать.

2. Иглой или бритвой, стерилизованными на огне, вскройте волдырь.

3. Прокол следует сделать с одной стороны снизу, чтобы жидкость вытекла наружу, но, ни в коем случае не удаляйте кожицу волдыря, которая должна защитить внутреннюю часть мозоли от инфекции.

3. Наложите на рану повязку и регулярно меняйте ее. Следите, чтобы не было воспаления, и обязательно используйте антисептический крем.

Лечение при отморожении. Обычно отморожению подвергаются выдающиеся части тела, в которых на морозе сильно ослабевает кровообращение: ступни и пальцы ног, рук и большая часть лица, особенно нос и уши. При легком отморожении, когда промерзают самые верхние слои кожи, ощущается покалывание и зуд в пораженной зоне. Кожа становится белой или сероватой, очень холодной на ощупь. Избавиться от этого состояния поможет простое согревание. Если промерзание кожи более глубокое, то симптомы гораздо более тяжелые и требуется более серьезное лечение. При сильном отморожении кожа становится твердой, появляются отеки и даже волдыри. На финальной стадии замороженный участок на ощупь почти такой же, как кусок мяса в морозильной камере, и пострадавший не способен двигать отмороженной конечностью. Прежде всего, убедитесь, что пострадавший тепло одет. Накормите его, чтобы организм начал вырабатывать собственное тепло. Снимите с пораженного участка одежду и все, что могло бы затруднять кровообращение в этой зоне. Начинайте постепенное согревание пострадавшего. Опустите пораженный участок тела в теплую воду, приблизительно 25-28 градусов.

Проверка температуры воды с помощью локтя. Воду постепенно нагревать, добавляя горячую. Как только пораженный участок согрелся, попросите, чтобы пострадавший пошевелил конечностью, и наложите легкую повязку. Таблетки ибупрофена являются отличным противовоспалительным средством. Они также предотвращают образование кровяных тромбов в тканях, снимают боль в пораженных участках после согревания.

В экстремальных условиях поводов для оказания первой помощи может быть гораздо больше. Это происходит потому, что в антисанитарных условиях дикой природы сильно распространены вирусные и инфекционные заболевания. Кроме того, бороться с такими заболеваниями, когда нет возможности получить квалифицированную медицинскую помощь, крайне сложно.

Многие заболевания имеют инфекционное происхождение, поэтому старайтесь максимально соблюдать правила гигиены при общении с больным.

При необходимости изолируйте больного от остальных членов группы. Стерилизуйте все столовые и прочие предметы, которыми он пользовался, до того как ими воспользуются другие. Старайтесь избегать прямого контакта с больным, его фекалиями и другими выделениями, остерегайтесь даже его слюны и выделений при кашле. Старательно прячьте любые его выделения и фекалии подальше от лагеря, предпочтительно все закапывать поглубже.

Диарея. Определить причину диареи довольно сложно. Пищевое отравление, перемена климата, инфекция, переедание – все может стать причиной поноса. В большинстве случаев причина выясняется спустя несколько часов, а иногда и несколько дней. Если диарея не прекращается и состояние больного ухудшается, возникает серьезная угроза сильного обезвоживания организма. Чтобы предотвратить полное обезвоживание, можно давать больному специальное питье: на 1 литр кипяченой воды ½ чайной ложки поваренной соли и 8 чайных ложек сахара. Пить надо часто маленькими глотками, но в течение суток не давать больному никакой пищи. Кормить начинайте с жидких наваристых супов (ни какой грубой и острой пищи, сырых фруктов и овощей).

Судороги. Случаются, когда в мышцах накапливается какое-либо химическое вещество, часто в результате физической нагрузки, когда человек сильно потеет. В походных условиях это обычное явление. Обычно судороги случаются в ногах. При сильном спазме поднимите ногу пострадавшего и выпрямите ее, если спазм в задней части бедра, или согните в колене, если спазм в передней его части. Если спазм случился в области икры, выпрямите колено и подтяните стопу к голени. Если спазмы лечить такими методами, они проходят через несколько минут. Окопная, или траншейная, стопа. Такое происходит с ногами после длительного пребывания в сырости. Кожа ног поначалу становится бледной, пульс едва различим, затем наступают покраснение, отек и боль, пульс учащается. Когда ноги бледные, немного согрейте их, но не очень сильно, потому что перегрев может привести к омертвению тканей. На стадии покраснения и отечности ноги следует регулярно охлаждать. Ни в коем случае не массируйте ноги и не прикладывайте горячее. Чтобы избежать траншейной стопы, запаситесь сухими носками и чаще их меняйте.

Находясь в условиях автономного существования в природе необходимо знать растения, которые могут помочь в случае какого-либо заболевания.

Горец птичий (спорыш). Применять наружно свежую траву, прикладывая к ранам, язвам. Зверобой. Применять в виде отвара при язвах желудка, повышенной кислотности, диареи. Крапива. Применяют листья в виде водного настоя при дизентерии, простудных заболеваниях, остром суставном и мышечном ревматизмах.

Липа. Соцветия с прицветными листьями в виде настоя или отвара при простуде, кашле, головной боли, ангине. Измельченные почки и листья употребляют как наружное болеутоляющее, противовоспалительное и мягчительное средство при ожогах, фурункулах, язвах на коже. Лопух. Листья и корни в виде отвара при сыпях, фурункулах; листья как против ревматизма.

Малина. Плоды и листья в виде настоев, чая при простуде, жаропонижающее.

Мать-и-мачеха. Молодые листья в виде настоев и отваров при бронхите, воспалении легких, ангине. Наружно – кашица из листьев при воспалении вен, опухолях, нарывах.

Мята. Все растение в виде настоя при головных болях, желудочных заболеваниях. Успокаивающее средство. Против тошноты. Одуванчик. Листья для салата весной, улучшает пищеварение, деятельность желудка, кишечника, печени, улучшает состав крови. Подорожник. Листья в виде настоя при заболевании дыхательных путей и инфекционных болезнях. Свежий сок – как кровоостанавливающее.

Рябина. Плоды, положенные в воду сохраняют ее свежесть длительное время. При цынге, геморрое, болезнях печени. Мочегонное, слабительное, кровоостанавливающее. Тысячелистник. Растение – останавливает наружное и внутреннее кровотечение, заживляет раны. Шиповник. Плоды богаты витамином С. Применяется водный настой при язвенной болезни желудка, кишечника, при малокровии, упадке сил, переломах.

Главным требованием к любому виду туризма является его безопасность. Под ней понимают личную безопасность туристов, сохранность их имущества и бережное отноше­ние к окружающей природной среде при совершении путешествий [30].

На эту безопасность влияют следующие факторы:

1) опасные заболевания, которые можно получить на от­дыхе (особенно в «экзотических» странах);

2) травматизм и даже гибель людей во время занятий экс­тремальными, экзотическими и спортивными видами туризма (прежде всего альпинизм, скалолазание, гор­ные лыжи, споубординг, дайвинг);

3) состояние преступности и меры, принимаемые для за­щиты туристов (террористическая деятельность, убий­ства, ограбления, кражи, мошенничества); в ряде стран (Бразилия, Кипр, Таиланд) принимаются дополни­тельные меры по защите иностранных граждан;

4) состояние транспорта (наземного, воздушного, морско­го и речного); в некоторых странах аварии и катастро­фы транспортных средств, перевозящих туристов, про­исходят достаточно часто;

5) стихийные бедствия (землетрясения, извержения вул­канов, ураганы, цунами, пожары, наводнения, сели, оползни, осложнение внутриполитической ситуации в стране пребывания или в отдельном регионе;

6) человеческий фактор (недостаточная правовая культура туристов, слабое знание ими правил личной безопасности) [8].

Туристы должны учитывать серьёзное различие между внутренним и международным туризмом. Находясь за ру­бежом, они являются иностранными гражданами. Поэто­му они обязаны соблюдать законы страны пребывания, уважать её традиции и обычаи.

Таким образом, человечество достигло огромных высот в техническом прогрессе: мир опутан сетью железных дорог, линиями телекоммуникации и электросетями, самолеты позволяют преодолевать расстояния за часы, тогда как еще век назад на преодоление этих же расстояний требовались месяцы.

 

. . . . .