Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект интегрированного логопедического занятия "Звук и буква "Ж"

Дата публикации: 2022-10-14 19:36:59
Статью разместил(а):
Лапузина Светлана Алексеевна

Конспект интегрированного логопедического занятия "Звук и буква "Ж"

Автор: Лапузина Светлана Алексеевна

ГБОУ "Школа № 1454 "Тимирязевская", г. Москва

Цели занятия: 

Коррекционно-образовательные:

Познакомить с характеристикой согласного звука [ж];     

упражнять детей в выделении данного звука в слове, определении его места в слове.

Развивать внимание, слуховое восприятие, связную речь.

· формировать навык звукового анализа; 

· формировать навык чтения; 

· формировать навыки словоизменения. 

Коррекционно-развивающие: 

· формировать умение и навык правильно пользоваться речевым дыханием; 

· развивать фонематический слух; 

· закреплять знания о насекомых; 

· развивать психические процессы: внимание, память, мышление; 

· развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, выразительность мимики.

Коррекционно- воспитательные: 

· воспитывать интерес к занятию; 

· воспитывать умение выслушать своего товарища; 

· воспитывать дружественные отношения между детьми; 

· воспитывать чувство любви к природе. 

Оборудование: зеркало на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: картинка Жук, набор цветных фишек для звукового анализа, картинки с изображением предметов со звуком Ж, слова со звуком Ж, картинки для артикуляционной гимнастики. 

Раздаточный материал: наборы цветных фишек для звукового анализа, предметные картинки. 

I.  Оргмомент.  

1. Мимические упражнения. 

Ребята, какое сейчас время года? Покажите, как вы радуетесь яркому солнышку.

Солнышко проснулось,

Личика коснулось,

Лучиком провело

И погладило.

Наши руки и лица греет ласковое солнышко. Подставьте солнышку правую щечку, левую, правую руку, левую. Нам тепло, приятно. 

2. Объявление темы занятия. 

Ребята, отгадайте загадку: 

Чёрен, да не бык, 

Шесть ног без копыт, 

Летит – воет, 

А сядет – землю роет. (Жук)                       

Правильно, молодцы! (Выставляется картинка с изображение жука.) На какой звук начинается слово жук?

Давайте посмотрим на модуль звука [Ж], какое положение принимают наши губы, зубы, язык?

Дети вместе с учителем анализируют артикуляционный уклад, делают вывод, что при произнесении звука [Ж] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Кончик языка широкий, поднят к альвеолам, но не прижат к ним. Средняя часть спинки образует «чашечку». Воздушная струя широкая и теплая.

Сегодня мы будем продолжать заниматься и играть со звук «Ж».

Напомните, пожалуйста, звук «Ж» это какой звук? (Согласный)

Почему? (Язык поднимается за зубы и образует преграду для воздуха)

А какой согласный твердый или мягкий? (Твердый)

Почему твердый? (Мы произносим его твердо, сердито)

Каким цветом мы обозначим звук Ж? (Синим)

Правильно, ребята, молодцы. Расскажите мне о звуке «Ж» (звук Ж- согласный, всегда твердый, и младшего братца – согласного мягкого звука у него нет).

А теперь приложите руку к горлышку, почувствуйте, работают ли ваши голосовые связки? (Работают, гудит горлышко.) Значит звук Ж … (звонкий).

Итак, звук Ж согласный твердый и звонкий звук.

Давайте длительно произнесем звук «Ж» -Ж-ж-ж-ж ... Где мы слышали этот звук? (такой звук издает жук своими вибрирующими крылышками) 

3. Артикуляционная гимнастика. 

Ребята, а все насекомые любят делать зарядку для язычка. Давайте, мы тоже сделаем:

- язычок знаком вам дети, мы его улыбкой встретим (улыбочка);

- улыбнулся широко и открыл свое окно (широко открыть рот);

- он окно не закрывает, кверху кончик поднимает (потянуть язык к носу), книзу кончик опускает (потянуть язык к подбородку);

- язычок стал маляром, аккуратно красит дом (широким кончиком языка погладить небо от верхних зубов к горлу);

- на качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался (приподнимаем язык к внутренней стороне верхних зубов. Опускаем язык к нижним зубам);

- поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом (пощелкать кончиком языка);

- язычок остановился, в гриб на ножке превратился (широкий язык присосать к небу и открыть рот);

- язычок чуть-чуть устал и немножко полежал (спокойно закрыть рот).

4. Упражнения на развитие речевого дыхания.

«Комарик» - делаем глубокий вдох и выдыхаем, произнося звук з-з-з-з ... (высоко).

«Жук» - делаем глубокий вдох и выдыхаем произнося звук ж-ж-ж-ж … (низко).

5. Дидактическая игра «Поймай слово». 

Ребята, Жук хочет проверить, какие вы внимательные, поиграем с вами в игру «Поймай слово». 

Покажи свои ладошки, 

Мы похлопаем немножко. 

(Логопед произносит разные слова, дети «ловят слова» со звуком Ж)

Желудь, замок, шапка, жаба, жираф, санки, машина, жакет, зонтик, пожарный, сахар, журавль, животные, мешок, жук.

6. Звуковой анализ слова ЖУК. (Составим схему) 

Ребята, какой первый звук в слове? (Ж-согласный, звонкий, всегда твердый, парный)

Какой последний звук в слове? (К- согласный, глухой, твердый, парный)

Сколько всего звуков в этом слове? (три)

Какой звук мы не назвали?

Где стоит звук «У»? (в середине слова, гласный)

(Составляем схему слова. Даем характеристику звуков)

Сколько слогов в этом слове? 

Как вы узнали, что в слове один слог?

Правильно, в слове «ЖУК» один слог, т.к. в слове 1 гласный звук.

Давайте составим схему слова «ЖУК».

7. Игра «ЛОГОЛАДОШКИ».

Сейчас мы с вами отхлопаем ладошками слово «ЖУК».

Ребята, каких еще насекомых вы знаете? (называют)

Сейчас мы, как пчелки выполним упражнение.

8. Упражнение «Веселая пчелка» с массажными мячами.

Взяли шарик не простой,

Как пыльца он золотой.

В ладошки мы его возьмем,

Крепко-накрепко сожмем.

Мы в руках пыльцу катаем

Свои ручки развиваем.

Можно ком катать по кругу,

Перекатывать друг другу.

1,2,3,4,5 – нам пора уж отдыхать.

9. Нахождение картинок со звуком Ж. 

Ребята, давайте найдем картинки со звуком Ж и выложим их вокруг синего кружочка. (Дети выбирают картинки со звуком Ж и выкладывают на доске) 

Ребята, а как на письме мы обозначим звук Ж? (буквой Ж) На что похожа буква Ж? (на жука)

Сейчас откройте тетради и напишите слово «Жук», но прежде давайте вспомним, как нужно держать ручку в руке: (три пальчика напоминают «Клювик», а в «Клювике» мы удерживаем ручку).

10. Закончи предложение подходящим словом.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа – есть иголки у …

Жу-жу-жу, жу-жу-жу – рыбу мы дадим …

Жок-жок-жок, жок-жок-жок – развивается …

Жди-жди-жди, жди-жди-жди – осенью идут …

Жан-жан-жан, жан-жан-жан – мама жарит …

Вы наверно устали, давайте вместе немного подвигаемся.

11. Двигательное упражнение в сопровождении с речью «Жук».

жук, жук, пожужжи (2 прихлопа, 3 притопа).

Где ты прячешься, скажи? (имитируют, что ищут жука)

Жу-жу- жу, жу-жу-жу (смыкательные движения кистями рук)

Я на дереве сижу (складывают руки на голову).

жук, жук, покажись! (2 прихлопа, 3 притопа)

Надо мною покружись! (кружатся вокруг себя, расправив руки)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу (смыкательные движения кистями рук)

Я летаю и жужжу (кружатся вокруг себя).

12. Итог.

Какой звук и букву мы сегодня с вами повторили? (звук и букву «Ж»)

Вы молодцы, сегодня все хорошо потрудились на занятии.

 

. . . . .