Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Внеклассное занятие по рассказу Е. Габовой "Двойка по поведению"

Дата публикации: 2022-11-01 22:17:05
Статью разместил(а):
Лебедева Екатерина Юрьевна

Внеклассное занятие по рассказу Е. Габовой "Двойка по поведению"

Автор: Лебедева Екатерина Юрьевна

МБОУ «Большеучинская СОШ им. Ф.Я. Фалалеева», с. Большая Уча

 

Аннотация: Данная разработка внеклассного занятия по произведению коми-писательницы Е.В. Габовой «Двойка по поведению» составлена в контексте создания единого образовательно-воспитательного пространства для обеспечения полноценного развития детей. Форма проведения: игра-соревнование с организацией предварительного чтения рассказа, с подготовкой заданий по прочитанному произведению. Подведение результата – внеклассное мероприятие. Это занятие включает в себя рассказ об авторе, обсуждение прочитанного произведения в форме различных конкурсов, работу в группах во взаимодействии.

Занятие предназначено для детей 10-13 лет.

Ключевые слова: Е.В. Габова, школьники, нравственные ценности

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Предмет: внеклассное занятие (внеклассное чтение).

Класс: 6.

Форма: Урок-игра.

Цель урока: Знакомство с произведениями Е. Габовой.

Задачи урока:

· Обобщить знания учеников по данному произведению;

· Расширить кругозор учеников в области коми художественной литературы;

· Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, развивать коммуникативность учащихся – умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей;

· Формировать потребность и умение работать с книгой.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: игровой, словесный, наглядный,  проблемно-диалогический метод.

Педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, коммуникативное обучение, ИКТ, групповая технология, деятельностный подход.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.

Подготовка к занятию.

Задания детям:

· Внимательно прочитать рассказ Е. Габовой.

· Узнать об авторе.

· Составить вопросы по произведению.

Выставка книг Е.В. Габовой:

1. Е. Габова. Вареная сосулька: Повесть, рассказы, сказки. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993.

2. Е. Габова. Двойка по поведению. – Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1983.

3. Е. Габова. Гришуня на планете Лохматиков. – Сыктывкар: ООО «Титул», 2008.

4. Е. Габова. Воспитанная муха. – Сыктывкар: Издательство «Титул», 2009. 

Решение задач по ориентировке в книге.   

- Какие книги сегодня на выставке? Кто автор этих книг? (Е. Габова)

- На какие группы можно разделить эти книги? (сборник и книга-произведение).

- А чем отличаются они? (годом выпуска)

- О каком произведении мы сегодня будем говорить? (Е. Габовой «Двойка по поведению»)

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)                                    

- Что вы узнали об авторе этого произведения? Из каких источников вы узнали об авторе? (из предисловия, других книг, из интернета)

Е.В. Габова (Столповская) - писатель, переводчик. Родилась 7 июня 1952 г. в Сыктывкаре. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (сценарный факультет). Автор 10 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре. Наиболее известны из них «Гришуня на планете Лохматиков», 1983 г. «Невидимка в лагере», 1987 г., «Двойка по поведению», 1989 г., «Тайкина тайна», 1991 г., «Вареная сосулька», 1993 г., «Никто не видел Рыжего», 2000 г.

Повести «Никто не видел рыжего», «Гришуня на планете лохматиков» изданы в Японии отдельными книгами в 1999 и 2002 г. Рассказы и повести Габовой  печатались в журналах «Юность», «Костер», «Слово», «Советская литература», «Таллинн», «Шестиклассники» (Токио), журналах Республики Коми. Произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, языки народов России.

Известна как переводчик. Перевела с коми на русский повесть В. Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», рассказы и повести А. Попова, Е. Козловой, сказки Г. Юшкова. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», «исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям». Заслуженный работник Республики Коми, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России с 1989 г.

- Какие еще произведения Е. Габовой вы прочитали?

- Кто художники этих книг?

- В каком году написан рассказ «Двойка по поведению»?(1989)

- О ком рассказ? (школьники  Валерий Приходнов и Таня Коданева)

- Какие поступки он совершает на протяжении произведения? (ответы)

- Чему учатся герои? (ответы)

Обсуждение прочитанного произведения.

Сегодня на уроке мы поговорим об этом произведении. Отвечать на вопросы будем по группам. За правильные ответы группа получает жетон. В конце игры подведем итоги.

1. Конкурс «Самый внимательный читатель». Вопросы по содержанию рассказа.

- Вспомните начало рассказ. Как он начинается? Расскажите. Чем занимался Приходнов в это время? О чем он думал?

- Почему он так поступил?

- В каком классе учатся Валера и Таня?

- Почему Валерий сам вызвался прибраться в классе?

- Почему Валерий влюбился в Таню?

- Где гуляли дети после школы?

- Что они ели?

- Во сколько часов Таня вернулась домой, и какая была реакция мамы?

2. Конкурс «Узнай по описанию героев».        

1) лицо с узкими зелёными глазами, с жёлтыми веснушкам … всю зиму ходил без шарфа, в куцем пальтишке с узкими и короткими рукавами, сверху и снизу на пальто не было пуговиц. Месяцами он носил одну и ту же рубашку, которую менял после того, как учительница писала его маме записку … 

2) … не была похожа на остальных девчонок, она была более самостоятельная, необидчивая, твердая характером, «не хныкала и не ныла». 

3. Конкурс кластеров «Все о квашеной капусте».

Ребята, сейчас мы с вами составим кластеры-солнышки, где вам нужно будем зафиксировать все, что вам известно о квашеной капусте.

4. Конкурс «Исторический».

Ребята, подумайте, пожалуйста, сейчас в группах и скажите, отличается ли ваша школьная жизнь от жизни школьников в рассказе? Ведь вы – герои разных эпох.

5. Ты – мне, я – тебе!   

Задайте, пожалуйста, свои вопросы другой группе. По 2 вопроса от каждой группы.

6. Конкурс «БЛИЦ-турнир».  

А как же нужно себя вести, чтобы не получить двойку за поведение? (ответы)

Сейчас каждая группа составит рекомендации.

Подведение итогов. Определение самой читающей, самой сообразительной группы.

Рефлексия:

- Понравилось ли вам читать произведение Е. Габовой?

- Что понравилось на уроке?

- Кого можно похвалить за работу на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

Рекомендации: Читайте произведения о детях других авторов.

 

Литература:

Габова Е. Двойка по поведению. Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1989.

 

. . . . .