Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сценарий открытого урока литературы "Приходите на нас посмотреть …"

Дата публикации: 2022-11-03 15:45:39
Статью разместил(а):
Шеуджен Рузана Казбековна

Сценарий открытого урока литературы "Приходите на нас посмотреть …"

(по творчеству А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой)

Автор: Шеуджен Рузана Казбековна

ГАПОУ Краснодарского края "Краснодарский информационно-технологический техникум"

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА:

3

Дисциплина:

ОУД.02 Литература

4

Тема урока:

«Приходите на нас посмотреть … (по творчеству А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой)

5

Тип урока:

урок –обобщения и систематизации полученных знаний 

6

Вид урока:

Урок смешанный (литературная гостиная) 

7

Цели:

Образовательные:

- 1. Познакомить и обобщить знания учащихся по творчеству поэтесс Серебряного века 

- 2. Дать возможность учащимся ощутить трогичность времени, в котором жили А. Ахматова и М. Цветаева.

- 3. Понять особенности их нелегкого внутреннего мира.

- 4. Провести краткий анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой

Развивающие:

1. Развивать творческое мышление,сопоставлять и сравнивать факты, события, явления.

- 2. Формировать художественно-эстетический вкус, активизировать фантазию и мышление

- 3. Умение работать в группах.

Воспитательные:  

- Воспитывать внимание и интерес к художественной литературе, поэзии, богатейшим возможностям поэтического языка.

8

Методы и приемы
работы:

1. Интерактивный:

Метод критического мышления. Синквейн (работа в группах), прием «Реклама»

2. Эвристический, словесный, демонстрационный

9

Материально-техническое обеспечение урока:

Плакаты с изображением поэтесс, книжная выставка, проектор, презентация по творчеству поэтесс.

10

Используемые
 технологии:

– групповые технологии,

- традиционные технологии (классно-урочная система),

- информационно-коммуникационная технология,

- здоровьесберегающая технология (в формате музыкальной паузы) 

План урока:  

I. Организационный момент (5 мин).

II. Обобщение и систематизация знаний и умений.

- Вводное слово, представление темы урока.(5 мин.).

- Литературная гостиная 1 часть.(20 мин). 

- Групповая работа 2 часть (составление Синквейнов) (5-7 мин).

III. Подведение итогов занятия, рефлексия (5-8 мин).

IV. Домашнее задание (2 мин).

 

I. Организационный момент. Приветствие. Проверить присутствующих студентов.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Целеполагание: вовлечение студентов в процесс постановки цели урока.

Коллективная работа преподавателя и учащихся.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Речь преподавателя: Добрый день уважаемые гости нашего сегодняшнего открытого мероприятия. Наш урок я бы хотела начать с такого необычного,на первый взгляд, метода, как «реклама». А именно: «Реклама Серебряного века».

Серебряный век-период расцвета русской культуры в начале хх века. Серебряный век русской литературы - это обилие талантов и ярких имен, гениальных открытий. Блестящее созвездие известных мастеров художественного слова просто ошеломляет. «… Это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда». О. Мандельштам.

На этой ноте хотелось бы перейти к сопоставительному обзору жизни и творчества двух величайших поэтов Серебряного века: М. Цветаевой и А. Ахматовой.

Выступление учащейся. После обзора биографии поэтессы будут звучать ее стихотворения в исполнении учащихся:

Родилась Марина Цветаева в Москве 8 октября 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. С мамой Марина осваивала фортепиано, с отцом занималась изучением иностранных языков и читала хорошую литературу. Много времени девочка прожила с мамой за пределами России, поэтому в совершенстве владела не только родным языком. Она знала немецкий и французский, и когда в возрасте 6-ти лет начала сочинять первые стихотворения, то делала это на французском. Вначале Цветаеву отдали в московскую частную женскую гимназию, а после ее окончания она попала в пансион для девочек в Германии и Швейцарии. После смерти матери в 1906 году Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование.

Свои стихи Марина стала публиковать с 16 лет, а спустя 2 года, в 1910 г, она тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и и одобрили знаменитые поэты и критики. Волошин был одним из этих поэтов, который вскоре стал близким другом сестер Цветаевых.

У Волошина в Коктебеле летом 1911 г Марина познакомилась с Сергеем Ефроном. Это произошло на берегу моря, когда Марина искала красивые камушки на пляже, а Сергей Ефронов увидев это начал ей помогать. На то мамент Марина подумала о том,что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. И в этот момент Сергей, не подозревая о ее мыслях, поднял красивый камушек и подарил ей. Вскоре в 1912 г Мария вышла за него замуж. В этом же году были изданы 2 новых сборника ее стихов «Волшебный фонарь» и «Из двух книг».

В 1912 году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна. Марина всегда мечтала о сыне, поэтому материнской любви девочка не получала, но Марину радовало то, что Ариандна интересовлась литературой.

В личной жизни великой поэтессы было место не только мужчинам. В 1914-м, еще до того, как Марина отправилась в эмиграцию, в ее жизни появилась София Парнок – поэтесса и переводчик. Они познакомились на одном из собраний литературного кружка, и быстро подружились. Однако дружеские отношения вскоре переросли в роман. Вдохновленная новыми чувствами, Цветаева пишет целый цикл поэзий, получивший название «Подруга», и посвящает их Софии. Об этой связи вскоре стало известно общественности.

Они были вместе до 1916 года, потом отношения прекратились, Марина вернулась к мужу и в 1917-м рожает еще одну дочку – Ирину. Свою необычную связь поэтесса объяснила очень просто и емко. Она сказала, что любовь между женщинами - это дикость, а любить только мужчин – очень скучно. Но свои отношения с Софией назвала «первой катастрофой в жизни».

На момент рождения дочери Ирины в жизни поэтессы начинается сплошная черная полоса. Грянула революция, муж эмигрировал за границу, денег нет, голод жуткий. А тут еще серьезно заболела Ариадна. И поэтесса принимает нелегкое решение отдать дочек в детский приют, расположенный в подмосковном Кунцево. Ариадна сумела выздороветь, а вот Ирина умерла от голода. Ей было всего три годика.

В 1925 году Марина Цветаева снова стала мамой, у нее родился сын Георгий, но дома его ласкательно называли «Мур». Вскоре семья перебралась в Париж.

В годы эмиграции семья Цветаевой оказалась на грани нищеты. Сергей на тот момент уже был болен и работать не мог, Георгий только недавно родился. Ариадна занялась вышивкой шляпок, но это не было спасением. Единственным доходом семьи стали незначительные гонорары, которые платили Марине за прозу и эссе. Цветаева понимала, что они медленно умирают от голода, и решилась на обращение в посольство СССР. Все взрослые члены семьи подавали прошение о возврате на родину.

В 1937-м разрешили вернуться Ариадне, спустя шесть месяцев сбежал из Парижа Эфрон, потому что над ним нависла угроза ареста. Его обвиняют в соучастии в политическом убийстве. Прошло немного времени, и вернулись Цветаева и Георгий. Но радость от встречи с родиной, скоро стала настоящей трагедией. Первой арестовали Ариадну, после нее Эфрона. В общей сложности Ариадна отбыла в лагерях пятнадцать лет, и была реабилитирована в 1955-м. А вот мужа поэтессы ждала иная участь – он был расстрелян в октябре 1941-го.

Но об этой трагедии Марина так и не узнала. В начале Великой Отечественной войны Цветаева и Георгий были эвакуированы в Елабугу. Нужна была временная прописка, а для этого нужно было иметь работу. 28 августа 1941-го Марина написала заявление о приеме ее на работу на место посудомойки. А через 3 дня повесилась в том доме, куда ее поселили с сыном-подростком. Цветаева написала 3 предсмертные записки. В одной из них, адресованной любимому «Муру», она просила прощения за свой поступок, говорила о своей безмерной любви к нему и о том, что так будет лучше всем. Вторая записка предназначалась эвакуированным, в ней женщина просила помочь ее сыну. Третью поэтесса написала для тех, кто будет ее хоронить. Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года в Елабуге, на Петропавловском кладбище.

Стихи: 

Вчера еще в глаза глядел.

Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

 

Я Вас люблю всю жизнь и каждый день.                          

Я Вас люблю всю жизнь и каждый день.
Вы надо мною как большая тень,
как древний дым полярных деревень.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый час.
Но мне не надо Ваших губ и глаз.
Все началось и кончилось — без Вас.

Я что-то помню: звонкая луга,
огромный ворот, чистые снега,
унизанные звездами рога….

И от рогов — в полнебосвода — тень….
И древний дым полярных деревень….
— Я поняла: Вы северный олень.

 

Они и мы.

Героини испанских преданий

Умирали, любя,

Без укоров, без слез, без рыданий.

Мы же детски боимся страданий

И умеем лишь плакать, любя.

Пышность замков, разгульность охоты,

Испытанья тюрьмы, —

Всe нас манит, но спросят нас: «Кто ты?»

Мы согнать не сумеем дремоты

И сказать не сумеем, кто мы.

Мы все книги подряд, все напевы!

Потому на заре

Детский грех непонятен нам Евы.

Потому, как испанские девы,

Мы не гибнем, любя, на костре.

                                                    

Не сегодня-завтра растает снег.

Не сегодня-завтра растает снег.
Ты лежишь один под огромной шубой.
Пожалеть тебя, у тебя навек
Пересохли губы.

Тяжело ступаешь и трудно пьешь,
И торопится от тебя прохожий.
Не в таких ли пальцах садовый нож
Зажимал Рогожин?

А глаза, глаза на лице твоем —
Два обугленных прошлолетних круга!
Видно, отроком в невеселый дом
Завела подруга.

Далеко — в ночи — по асфальту — трость,
Двери настежь — в ночь — под ударом ветра…
Заходи — гряди!— нежеланный гость
В мой покой пресветлый.

 

Я люблю такие игры,
Где надменны все и злы.
Чтоб врагами были тигры
И орлы!

Чтобы пел надменный голос:
«Гибель здесь, а там тюрьма!»
Чтобы ночь со мной боролась,
Ночь сама!

Я несусь,- за мною пасти,
Я смеюсь — в руках аркан…
Чтобы рвал меня на части
Ураган!

Чтобы все враги — герои!
Чтоб войной кончался пир!
Чтобы в мире было двое:
Я и мир!

 

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!

 

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.

 

В Париже.

Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.

Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас.
Везде, везде всё пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.

Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.

Там чей-то взор печально-братский.
Там нежный профиль на стене.
Rostand и мученик Рейхштадтский
И Сара — все придут во сне!

В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.

Музыкальная пауза «Мне нравится что вы больны не мной» в исполнении Аллы Пугачёвой.

 

Биография Анны Ахматовой.

Анна Андреевна Ахматова (1889–1966 гг.) – знаменитая российская поэтесса ХХ века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов: до прихода советской власти публика активно интересовалась творчеством Ахматовой, но с середины 1920-х ее стихотворения перестали печатать из-за несоответствия советской идеологии.

Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе. Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные женские курсы. Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году. Первая книга стихов вышла в 1912 году («Вечер»). В 1914 был опубликован второй ее сборник «Чётки» тиражом 1000 экземпляров. Именно он принес Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге, «Белая стая», в два раза большим тиражом.

В 1910 году вышла замуж за Николая Гумилева, от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича. Затем в 1918 году в жизни Ахматовой произошел развод с мужем, а вскоре новое замужество с поэтом и ученым В. Шилейко. А в 1921 году Гумилев был расстрелян. Со вторым мужем она рассталась, а в 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом Н. Пуниным.

Изучая биографию Анны Ахматовой стоит кратко отметить, что многих близких ей людей постигла печальная участь. Так, Николай Пунин трижды находился под арестом, а единственный сын Лев более 10 лет пробыл в заключении. Творчеству Ахматовой характерны трагические темы.

Отрывок из поэмы А.Ахматовой «Реквием»:

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то … Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

«Реквием» отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий. Впервые работа над «Реквиемом» началась в 1934 году. Ахматова планировала создать цикл стихотворений, связанных единой темой, но позже все работы объединились в единое целое — поэму «Реквием». Больше всего работы было проделано в 1938-1840-х гг., но закончена поэма была только в 1960-е гг.История написания поэмы «Реквием» стала личной историй Анны Ахматовой. Впервые поэма была полностью издана только в 1987 году. Причиной такого долгого пути произведения к читателям стала ее несовпадение с идеологией власти. Импульсом для написания «Реквиема» стала личная драма. Бывший муж поэтессы — выдающийся поэт Николай Гумилев — был расстрелян, а единственный сын Лев Гумилев, знаменитый писатель и этнолог, осужден. Попал под арест и Николай Пунин, за которого Ахматова вышла замуж в 1922 году. В 1946 году сама Ахматова вместе с популярным писателем Зощенко попадёт в опалу по делу о журналах «Звезда» и «Ленинград».

О создании поэмы известны интересные факты:

  • О поэме «Реквием» знали немногие. Ахматова сама читала ее самым близким людям, после чего каждый раз вынуждена была сжигать рукопись, чтобы обезопасить себя от преследований со стороны власти.
  • Популярность поэма обрела в эмигрантском самиздате, куда попала «без ведома и согласия автора». Ее опубликовали заграницей, но Ахматова до последнего отрицала свою причастность к публикации, чтобы обезопасить себя и свою семью.
  • Сын Анны, Лев, был холоден к матери, и одной из причин, как утверждают некоторые источники, является распространение «Реквиема». Подобные поступки матери отражались на его жизни и свободе.

В Москве в июне 1941 года Анна Андреевна Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой, это была их единственная встреча.

Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души. Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность. Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями.

Умерла Анна Андреевна в Подмосковном санатории 5 марта 1966 года. Была похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище. Именем Ахматовой названы улицы во многих городах бывшего СССР.  Литературно-мемориальный музей Ахматовой находится в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге. В этом же городе установлено несколько памятников ей. Мемориальные доски, в память о посещении города, установлены в Москве и Коломне.

Стихи:

О, жизнь без завтрашнего дня!
Ловлю измену в каждом слове,
И убывающей любови
Звезда восходит для меня.

Так незаметно отлетать,
Почти не узнавать при встрече,
Но снова ночь. И снова плечи
В истоме влажной целовать.

Тебе я милой не была,
Ты мне постыл. А пытка длилась,
И как преступница томилась
Любовь, исполненная зла.

То словно брат. Молчишь, сердит.
Но если встретимся глазами —
Тебе клянусь я небесами,
В огне расплавится гранит.

 

Господь немилостив к жнецам и садоводам.

Господь немилостив к жнецам и садоводам.
Звеня, косые падают дожди
И, прежде небо отражавшим, водам
Пестрят широкие плащи.

В подводном царстве и луга и нивы,
А струи вольные поют, поют,
На взбухших ветках лопаются сливы,
И травы легшие гниют.

И сквозь густую водяную сетку
Я вижу милое твое лицо,
Притихший парк, китайскую беседку
И дома круглое крыльцо.

 

Сжала руки под тёмной вуалью

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

 

Муза ушла по дороге.

Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.

 

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

 

Сердце бьется ровно, мерно.

Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда на Летним Садом
Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

 

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

 

Я научилась просто, мудро жить

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

 

Приходи на меня посмотреть.

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

 

Работа в группе (2 команды). Составление Синквейна по биограиям Ахматовой и Цветаевой.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ, РЕФЛЕКСИЯ.

Вместе с преподавателем подводятся итоги урока. Итоговая оценка за урок.

Рефлексия.

Преподаватель: «Ребята! Вам понравилась такая форма отчета полученных вами знаний?»

Сегодня вы все были вовлечены в работу и справились с поставленными задачами. Что нового вы для себя открыли? Что узнали?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Повторение лекционного материала. Подготовка рефератов по ранее выданным темам: «Зарубежная литература XX века».

  

. . . . .