Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка недели ЗОЖ "Заряжай-ка"

Дата публикации: 2022-11-22 13:40:12
Статью разместил(а):
Некрасова Ольга Геннадьевна

Методическая разработка недели ЗОЖ "Заряжай-ка"

Автор: Некрасова Ольга Геннадьевна

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 1 "Ромашка", п. Прохоровка

 

Аннотация: Методическая разработка проведения недели здорового образа жизни "Заряжай-ка" объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива детского сада № 1 «Ромашка». Данная методика направлена на формирование стремления детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, укрепление их физического, психологического и социального здоровья, а также профилактику вредных привычек.

 

План мероприятия разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»; воспитательной системой и программами МБДОУ «Детский сад №1 «Ромашка».

Актуальность. 

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. С каждым годом здоровье подрастающего поколения вызывает тревогу не только у врачей, педагогов и родителей, но и у Правительства Российской Федерации. Поэтому в детских садах зарядка каждый день, два занятия в зале и одно во время прогулки, детям предложили бесплатно заниматься в различных спортивных кружках и секциях. Но многие дети по-прежнему продолжают вести, малоподвижный образ жизни, вовлечены в компьютерные, а не в подвижные и спортивные игры.

По мнению президента РФ В.В. Путина: "... Это одна из важнейших задач любого государства. Мы ставим перед собой задачу решать массу проблем, но одна из главнейших - это здоровье нации. Если этого не будет, то не будет ничего другого, ничего не будет: ни экономики, ни образования. Поэтому - это чрезвычайно важная вещь".

Анализ состояния здоровья и активности движений дома детей, показал, что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих. У детей стали преобладать хронические заболевания верхних дыхательных путей, костной-мышечной системы, психо-неврологических и даже сердечных заболеваний. Дома они ведут малоподвижный образ жизни, предпочтения отдаются просмотру телевизора или игре в компьютер, занятиям статического плана. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении подавляется.                                                    

Цели: 

- Создание каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности. Развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности.

- Создание благоприятных  условий  для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение  и укрепление физического, психологического и социального здоровья, формирование мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ). 

Задачи: 

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;     

- формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, гигиенической культуры;

- формирование представления о рациональной организации режима дня, труда и отдыха, двигательной активности; 

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; 

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения; 

Предлагаемые формы работы – игры на свежем воздухе, эстафеты, квесты, зарядка, танцы, беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, викторина, конкурс рисунков, активное слушание, презентация. 

Методы: игровой, соревновательный, наглядный.

Место проведения: спортивный зал, спортивная площадка, актовый зал для просмотра фильмов.

Время проведения: план реализации недели по формированию здорового образа жизни "Здоровячек" требует длительных временных затрат, поэтому лучше всего реализовать его в летний период, чтобы дети были свободны от занятий.

Прогнозируемый результат. Неделя формирования здорового образа жизни " Заряжай-ка " предполагает, что:

- дети получат знания о здоровом образе жизни, научатся выполнять режим дня;

- дети с большим желанием будут вступать в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых и физических упражнений и в подвижных играх;

- дети будут проявлять интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с предметами;  

- ребенок стремится к самостоятельности в двигательной деятельности;

- ребенок переносит освоенные простые навыки движения в самостоятельную двигательную деятельность.  

Структура мероприятия:

1. Введение. Открытие мероприятия, общее построение участников, знакомство с предстоящей  деятельностью. Мотивация на участие.

2. Основная часть. Реализация плана недели " Заряжай-ка ".

3. Заключение. Подведение итогов недели ЗОЖ, занесение достижений детей в книгу рекордов учреждения.

План проведения недели здорового образа жизни " Заряжай-ка "

День недели

Содержание дня

инвентарь

понедельник

Зарядка в танцевальной форме, «Мульт-зарядка» 10 минут; 2мл.г и средняя 5мин. «Паровоз» с танцевальными движениями на станциях.

Колонка или магнитофон, фонограмма

Беседа-инструктаж воспитателей о правилах и порядке проведения недели ЗОЖ. (воспитатели детям)

распечатать план проведения мероприятий на каждую группу

Придумать название команды, девиз.

Выучить девиз

Веселые старты (с мячом), каждой группе свои эстафеты.

Мячи разных размеров, кегли, обручи, ведра, свисток

Беседа- «Опасности, которые нас подстерегают».

Распечатать ситуации для ролевых игр и беседы в лесу, на улицах города, дома (в сказочной форме)

Подведение итогов дня.

 

вторник

Зарядка, в игровой форме 10 минут. Игра танец «Руки вверх и поворот», «Мы пойдем налево..» 2мл.г. «У жирафа»

Колонка или магнитофон, фонограмма 

Беседа с медработником «Гигиена»

Плакаты, рисунки, макеты

Подвижные игры на свежем воздухе

В каждой группе проводятся отдельно во время прогулки.

Рисуем на асфальте «Смешарики и спорт»

мел

Подведение итогов дня.

 

среда

Зарядка, шуточная форма 10 минут. «Муха справа» все вместе

Колонка или магнитофон, фонограмма 

Квест - «Поиск клада» каждая группа получает свой маршрутный лист, по территории д.сада

Записки куда двигаться дальше, призы-клад

В гостях у психолога и логопеда

Игры, задания

Подвижные игры на свежем воздухе, у каждой группу проводится отдельно во время прогулки.

Мяч, хвостики

Подведение итогов дня.

 

четверг

Зарядка, с предметами 10 минут, 2 мл.г., средняя-5 мин. без предметов.

Мяч или гимн.палки

Рекорды Гиннеса, проводятся на общем мероприятии (подг. и старшая гр.)

Мяч, мел, рулетка, скакалка, свисток, секундомер.

Просмотр мультфильма о спорте по группам в актовом зале.

Проектор, компьютер

Песни о спорте, по группам

Муз.работник

Спортивные игры (футбол)-подготовительная и старшая гр.

Мяч, свисток, футбольное поле

Подведение итогов дня.

 

пятница

Зарядка,  с чемпионом 10 -15 минут.

Пригласить спортсмена

Квест «В поисках страны здоровья», каждая группа получает свой маршрутный лист со станциями

Распечатать станции с заданиями, подготовить ответственных за станцию;

Загадки о спорте

Подготовить раздать воспитателям

Соревнования по дартсу- подготовит.гр.

 « Веселые старты»- для всех групп по 2-3 эстафеты.

Дартс

Свисток, сп.инвентарь, фишки

 Подведение итогов дня и недели здоровья занесение в книгу рекордов учреждения.

Плакат с фото, статья на сайт учреждения

 

Приложение № 1. Эстафеты с предметами.

Эстафета «Передай мяча через голову»

Команда становится в шеренгу. Первый участник передает второму на вытянутых руках баскетбольный мяч. Второй передает третьему и так далее. Когда последний игрок получает мяч, он встает перед первым участником и снова передает мяч назад. Выигрывает та команда, чей лидер, который в начале конкурса стоял впереди шеренги, окажется снова на своем месте.

Эстафета «Хоккей»

Участники по очереди ведут клюшкой маленький мяч до противоположной стены, обводя разные препятствия, разложенные на полу. Обратно возвращаются бегом мяч держим в руке.

Эстафета «Мастер спорта»

Команды по очереди называют различные виды спорта. Выигрывает та команда, которая окажется более эрудированной.

Эстафета «Собери конусы»

От каждой команды выбирают по одному представителю. Им завязывают глаза, а по всей площадке расставляют конусы. В течение минуты ребята ходят по площадке и собирают фишки..

Эстафета «Парный»

Двое участников команды зажимают спинами мяч и бегут так к противоположной стене, где лежит обруч. Один участник становится в обруч, а другой возвращается к команде, зажимает мяч с другим участником и снова бежит к обручу. Так вся команда должна оказаться в обруче.

Эстафета «Полное снаряжение»

От каждой команды выходит по одному участнику. Они становятся в середине зала. У стены лежит снаряжение лыжника, начиная от ботинок и лыж, заканчивая шапкой. Каждый участник должен добежать до стены взять один предмет, надеть его на «лыжника», а затем вернуться к команде. Побеждает команда, которая быстрее всех полностью и правильно экипирует своего «лыжника».

Эстафета «Бадминтон»

Участники конкурса выстраиваются в шеренгу. Первый участник получает ракетку и волан. Они должны добежать до противоположной стены, волан постараться не уронить, коснуться стены и вернуться бегом к команде, передать ракетку и волан второму участнику, и так до конца.

     

Приложение № 2. Загадки.

1. Она является залогом здоровья (Чистота).

2. Решающая характеристика внешности для баскетболиста (Рост).

3. Как называется любое массовое заболевание людей. (Эпидемия).

4. Рациональное распределение времени в течение суток – это… (Режим).

5. Тренировка организма холодом называется (Закаливание).

6. Мельчайший организм, переносящий инфекцию – это…(Микроб).

7. Болеть мне некогда, друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье… (спорт)

8. На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (шахматы)

9. И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы – фигурные … (коньки)

10. Любого ударишь –

Он злится и плачет.

А этого стукнешь –

От радости скачет! (мяч)

11. Я спешу на тренировку,

В кимоно сражаюсь ловко.

Чёрный пояс нужен мне,

Ведь люблю я … (каратэ)

12. Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» –

Там идёт игра -. (хоккей)

13. Ясным утром вдоль дороги 

На траве блестит роса,

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой … (велосипед)

14. Как только утром я проснусь,

Присяду, встану и нагнусь –

Все упражненья по порядку!

Поможет вырасти (зарядка)

15. Палка в виде запятой

Гонит мяч перед собой. (клюшка)

16. Я его кручу рукой,

И на шеи и ногой,

И на талии кручу,

И ронять я не хочу. (обруч)

17. Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега. (лыжи)

 

Приложение № 3. Рекорды "Гиннеса" нашего сада 

Проводятся в группах и выбирается победитель по каждой номинации, в конце дня проводится финальное состязание. Также дети могут предложить и свои рекорды.

1. Самый болтливый. (Кто быстрее скажет скороговорку).

2. Самый меткий. На расстоянии двух метров стоит корзина, участникам выдаются шишки разных цветов, выигрывает тот, кто попадет больше в корзину.

3. Лучший стрелок. Участники получают по кусочку ваты, встают на одну линию и по сигналу бросают. Выигрывает тот, кто дальше кинет.

4. Самый выносливый. Участники должны согнуть одну ногу в колене и стоять в таком положении кто дольше.

5. Самый быстрый. Участникам предлагается по сигналу одеться и застегнуться на все пуговицы, вещи вывернуты на изнанку.

6. Самый точный глазомер. Участник должен сказать сколько шагов до препятствия. 

7. Гениальный сыщик. По всему залу заранее прячутся предметы (цветочки). Кто больше из участников найдет, тот и выиграл.

8. Великий маг. В коробке лежит некий предмет, участники с помощью наводящих вопросов должны угадать, что в ящике. Кто первый угадает, тот и выиграл.

9. Лучший певец. Участнику дается текст известной детской песни, он должен спеть её, но меняя все гласные на «ля-ля».

10. Самая короткая фамилия. 

11. «Осиная талия». 

12. «Варвара краса - длинная коса». 

13. «Соловей-разбойник». 

 

Приложение № 4.

Станций должно быть столько, сколько участвует групп в празднике

Станции:

1 «Танцевальная» танцы под различные мелодии

2 «Спортивная» выполнить ряд упражнений с инструктором

3 «Докатись» выполнить задания на самокате и велосипеде

4 «Отгадай» загадки

5. «Меткий стрелок» каждый метает мяч или мешочек в мишень с цифрами и суммируется балл всех участников.

 

Приложение № 5. Ситуации.

Ситуация 1  Игровые ситуации «Что было бы, если …»

На столе расположены детские книги «Красная Шапочка», “Буратино”, “Волк и семеро козлят”, «Колобок».

Задания

Вопрос № 1. Как развивалась бы сказка, если бы Красная Шапочка не рассказала волку о бабушке?

Вопрос № 2. Как развивалась бы сказка “Буратино”, если бы Буратино не пошёл с незнакомцами на поле чудес?

Вопрос № 3. Как развивалась бы сказка “Волк и семеро козлят”, если бы козлята не открыли дверь незнакомцу?

Вопрос № 4. Как дальше бы сложилась сказочная жизнь Колобка, если бы он не пожалел незнакомую лису и не сел ей на носик?

(От каждой группы дети представляют свои варианты новой сказки) .

Правила нарушили эти герои:

1. Колобок. Буратино. (Чрезмерное доверие к незнакомцам) .

2. Семеро козлят. Бабушка Красной Шапочки. (Нельзя открывать дверь чужим) .

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем

Если вдруг в квартиру ломится чужой, Говорит плохие, страшные слова, Угрожает и стучится в дверь ногой, Ты в милицию звони быстрей 02!

Ситуация 2. 

Незнайка с пончиком заходит в воду. Незнайка толкает Пончика, тот теряет равновесие, уходит под воду с головой. Вылезает, кашляет и плачет.

1. Когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые?

2. Можно играть в тех местах, откуда можно упасть в воду?

3. Хорошо ли поступил Незнайка со своим другом?

 

Список литературы:

1. Т..И. Бабаева «Детство» комплексно образовательная программа дошкольного образования С-П. Детство-пресс, 2017.

2. Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006. - №8.

3. Игнатьева Л.П. Формирование здоровья. Программы формирования здорового образа жизни: учебное пособие; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. Иркутск, 2014.

4. СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

5. Седов К.В. Физическая культура. Здоровый образ жизни, уч.пособие. Пермь, 2020.

6. Ткачук М. «Влияние положительных эмоций на здоровье школьников»// «Воспитание школьника». - Москва, 2007 - №9.

7. Формирование здорового образа жизни. / авт-сост. Т.И. Магамедова, Л.Н. Канищева, - Волгоград: Учитель, 2007.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012.

9. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» 2007.

  

. . . . .