Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интегрированный урок по окружающему миру и математике "Многообразие птиц"

Дата публикации: 2022-12-04 06:11:40
Статью разместил(а):
Изотова Марина Владимировна

Интегрированный урок по окружающему миру и математике "Многообразие птиц"

Автор: Изотова Марина Владимировна

МБОУ "Лицей", г. Владикавказ, РСО-Алания

 

Аннотация: В этой статье автор предлагает конспект интегрированного урока в 3 классе, в ходе которого дети знакомятся с многообразием птиц, закрепляют вычислительные навыки, учатся бережно относиться к природе.

Ключевые слова: интегрированный урок, многообразие птиц, вычислительные навыки, бережное отношение к природе.

 

Цели:

- Познакомить учащихся с экологическими группами птиц, особенностями их образа жизни, строения, питания, размножения, приспособлениями, формировать бережное отношение к природе.

- Закрепить устные приёмы деления многозначного числа на однозначное число.

- Повторить алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел, совершенствовать умение решать составные задачи, развивать математическую смекалку, творческое мышление;

Ход урока

Кто они?

· Из всех наземных позвоночных этот класс самый разнообразный.

· Учёные насчитывают – 8600 видов

· Все они теплокровные: температура тела от 40-45 градусов по Цельсию.

· Скорость которую развивают представители этого класса – от 100м/с до 170 км/ч.       

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные,  не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные …

Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.

Перечислите признаки класса птиц.

- Чем покрыто тело птиц? (Тело покрыто перьями)

- Во что превращены передние конечности? (Передние конечности превращены в крылья)

 - Часть головы – добывающая пищу? (Клюв без зубов)

- Откуда они берут энергию? (Быстрое пищеварение)

- Что вы знаете о скелете? (Облегченный скелет (полости в костях))

- К какой группе относятся по температуре тела? (Теплокровность)

Разминка:

Сколько лет живёт беркут?

1. Беркут живёт 104 года, сова на 44 года меньше, а ворона в 2 раза больше, чем сова. Сколько лет живёт ворона? (сова-60, ворона-120)

2. Высота полёта скворца – 50 метров, голубя - в 2 раза больше, журавля - в 45 раз больше голубя. Какова высота полёта журавля? Во сколько раз выше летит журавль, чем скворец?

3. За 2 часа : чайка пролетит 98 км, грач – 144 км, утка – 192 км. Узнайте с какой скоростью они летят. (49 км/ч, 72 км/ч, 96 км/ч)

4. За 10 часов сорока пролетит 560 км, лебедь - 880 км, орёл - 1600 км. Определите скорость этих птиц. (56 км/ч, 88 км/ч, 160 км/ч.)

А теперь "Блиц-турнир" - решаем задачи:

1. Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6 белок, 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам? (85+25+6+3+1+1=121)

2. Скворец делает 200 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает скворец за 3 дня? (200х3=600)

3. На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно высиживают птенцов? (80)

4. Птица гагара ныряет на глубину 80 метров. Королевский пингвин – на глубину 220 метров. На сколько больше метров ныряет королевский пингвин, чем гагара? (220 - 80 = 140)

5. Скворец прилетает с кормом к гнезду 200 раз в день, большая синица – 330 раз. На сколько больше раз прилетает к гнезду большая синица, чем скворец? (330 – 200 = 130)     

6. Дятел за день обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек обработает дятел за 3 суток? (70 х 3 = 210)

7. За 5 дней скворчата из одного гнезда съедают 790 майских жуков и 160 их личинок, 25 жуков-щелкунов и 12 их личинок. Сколько всего насекомых съедают скворчата за 5 дней? (790+160+25+12=987)

8. Скорость полёта ласточки – 150 км/ч. Какой путь проделает ласточка за 3 часа? (150х3=450 км)

9. Стриж кормит птенцов 20 раз в день и приносит за день 400 насекомых. Сколько насекомых приносит стриж за один раз? (400:20=20)

Я приглашаю Вас совершить экскурсию в город «Птицеград» с целью знакомства с многообразием птиц.

Сообщения  детей о птицах.

Работа в группах

Всех птиц можно разделить на экологические группы:

1. По месту гнездования (кроногнездовые, кустарниковые, наземногнездящие, дуплогнездящие, норники).

2. По способу питания (хищные, кормящиеся в воздухе).

3. По типу питания (растительноядные, насекомоядные, всеядные, падалееды).

4. По месту обитания (птицы леса, птицы побережий, птицы открытых пространств, водоплавающие).

В нашем городе «Птицеграде» обитают птицы всех экологических групп.

4 группы орнитологов отправляются к местам обитания птиц разных экологических групп с целью знакомства с ними. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.

А кто такой орнитолог? (Орнитолог — биолог, специализирующийся на изучении птиц.) 

Группы:

1. Птицы леса.

2. Водоплавающие птицы.

3. Птицы водоёмов и болот.

4. Птицы-хищники.

Задание 1. Из списка птиц выбрать тех, которые относятся к вашей экологической группе.

Дятел, утка-кряква, гусь, серая цапля, свиристель, сокол, аист, лебедь, черный журавль, сова, филин, поползень.

Остановка «Птичья столовая». 

Задание: Перед вами «меню» для птиц. Выберите пищу для птиц вашей группы. Расскажите, чем питаются ваши птицы, где добывают пищу, какие приспособления есть к этому.

Меню: рыба, черви, семена растений, мыши, лягушки, моллюски, насекомые, растения, орехи, ящерицы, ягоды, плоды.

Восстановите цепи питания:

…     …     сова,    …     …    воробей,  

комар    лягушка   …,    ветки осины   заяц    …,

…    рыбы     …

Есть ли птицы, которые не летают?

Его рост 2м 60см = … см. Сколько это см?

Его масса 1 ц 35 кг = …кг. Сколько это кг?

По массе одно страусиное яйцо = 18 куриным яйцам.

Сколько весит яйцо страуса, если одно куриное яйцо весит 90 г.

Чтобы сварить страусиное яйцо всмятку, потребуется 40 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 12 яиц?

В семействе пингвиновых – 18 видов. Масса самого большого вида - королевского –до 45 кг, а хохлатого в 3 раза меньше. Чему равна масса тела хохлатого пингвина?

Охрана.

В Италии для приготовления кулинарных блюд ежегодно вылавливают 40 млн. птиц; ещё 30 млн. ловят с помощью специального клея, которым обмазывают ветки деревьев и кустарников; 170 млн. пернатых гибнет от пуль и зарядов охотников. Сколько всего птиц гибнет ежегодно в Италии?

На нашей планете примерно 230 стран. Сколько птиц в среднем погибает на Земле за год?

А что может произойти на Земле через несколько лет? Как этого избежать?

В маршрутном листе запишите свои рекомендации.

А вы знаете, что:

1. Куры видят все цвета радуги. 

2. Глаз страуса больше, чем его мозг.

3. Страус Struthioniformes – единственная птица, имеющая мочевой пузырь.

4. При помощи клюва дятлы-самцы, барабаня по стволу дерева, передают самкам послания и предупреждения соперникам.

5. Экспериментально доказано, что, например, большие морские птицы глупыши и буревестники чувствуют запах рыбы за три километра. А вот альбатросы чувствуют запах приманки (кусок сала) аж за тридцать километров! Но морские птицы - не единственные представители пернатых, обладающих такими необычно чувствительными носами.

6. С помощью обоняния скворцы великолепно различают виды растений. А зачем им это нужно?

Оказывается, они вплетают в свои гнезда стебли тысячелистника, грубого золотарника, дикой моркови и других растений, обладающих токсичностью по отношению к бактериям и насекомым. Эти травы могут уменьшить количество паразитов в гнезде на 80 процентов!

Урок хотелось бы закончить стихотворением поэта М. Джангазиева:

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

 

. . . . .