Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" "К нам весна шагает!"

Дата публикации: 2022-12-26 15:12:14
Статью разместил(а):
Сапина Мария Александровна

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" "К нам весна шагает!"

Автор: Сапина Мария Александровна

МБОУ "СОШ № 7", г. Серпухов, Московская область

 

Аннотация: Занятие «К нам весна шагает» направлено на формирование связной речи с включением драматизации сказки «Заюшкина избушка» для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

 

Возрастная группа: старшая.

Программные задачи:

- формировать умение составлять план и придерживаться его при составлении описательного рассказа о весне;

- совершенствовать умение образовывать прилагательные, обозначающие качество предмета или явления;

- упражнять детей в согласовании слов в предложении, оказывать помощь в правильном построении сложноподчинённых предложений;

- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря;

- развивать чуткость к поэтическому слову;

- пополнять литературный багаж детей сказками, стихотворениями, загадками.

- обобщение представлений детей о сезонных изменениях в природе весной;

- формировать представления о том, что в природе всё взаимосвязано;

- развивать у детей интерес к музыке и умение эмоционально отзываться на неё.

Способы организации детей:

1 вариант: сидя за столами парами

2 вариант: сидя полукругом

3 вариант: стоя в кругу

Развивающая среда:

- карточки-схемы для составления описательного рассказа о весне;

- слайд с изображением схемы описательного рассказа о весне;

- телевизор;

- персональный компьютер;

- аудиозапись: песня «Весна-красна»; Э.Григ «Март»,

- шапочки-маски животных;

- картина А.Соврасова «Начало весны».

Предварительная работа:

чтение сказки «Заюшкина избушка»;

рассматриванием иллюстраций с весенним пейзажем;

работа над схемами в предшествующей НОД;

называние признаков весны;

наблюдение на прогулках за весенними явлениями в живой и неживой природе

слушание музыки (А. Вивальди «Времена года»; Э.Григ «Март»).

Этапы НОД

1. Открытый вход в деятельность.

Дети входят в группу под песню «Весна-красна», становятся в круг.

2. Вводно-организационный.

Логопед:

Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер,

Птицы с юга прилетели,

Звонко капают  

Весна. капели.

Вот и кончилась зима,

В гости к нам пришла …

Дети: ...

3. Мотивация на деятельность.

Логопед: Ребята, скажите, что такое весна?

Дети: Весна - это время года.

Логопед: После какого времени года наступает весна?

Дети: Весна наступает после зимы.

Логопед: Чем же отличаются зима и весна. Давайте сравним зиму и весну.

4. Расширение имеющихся знаний.

Логопед: Зима оставила нам снежок. С ним мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду составлять предложения о зиме, а вы о весне.

Речевое упражнение «Скажи наоборот».

Логопед: Зима ушла, а весна …

1 ребенок: Весна пришла.

Логопед: Зима холодная, а весна …

2 ребенок: Весна теплая.

Логопед: Зимой небо пасмурное, а весной…

3 ребенок: Весной небо ясное.

Логопед: Зимой солнце стоит низко, а весной…

4 ребенок: весной солнце стоит высоко.

Логопед: Зимой воздух холодный, а весной …

5 ребенок: весной воздух теплый.

Логопед: Зимой день короткий, а весной …

6 ребенок: Весной день длинный.

Логопед: Зимой земля покрыта снегом, а весной…

7 ребенок: Весной появляются проталины, земля покрывается зеленой травкой.

Логопед: Зимой деревья стоят голые, а весной…

8 ребенок: Весной на деревьях набухают почки.

Логопед: Зимой все реки скованны льдом, а весной…

9 ребенок: Весной лед тает, появляются ручьи.

Логопед: Зимой люди носят шубы, а весной…

10 ребенок: весной люди носят куртки.

Подуть на снежок, чтобы он растаял.

Логопед:

1. Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц … март.

Первый весенний месяц - это март на фоне музыки Э. Грига дети садятся на стульчики.

Вот мы в гостях у марта - он радостно встречает нас. Март еще называют «протальник», потому что снег начинает искриться в весенних лучах, сильнее пригревает солнышко, бегут ручьи, бежит по дорогам шумная вода. Мартовское солнышко заглянуло в окно и оставило вам свои лучики, на лучики надо разложить картинки. Рассмотрите картинки внимательно. А в каком порядке их надо выложить подскажут вам ответы на весенние загадки. (По ходу отгадывания загадок появляются картинки на экране)

Всю зиму
Белел,
А, в марте
Взял и почернел.

Дети: Снег.

Логопед: Снег весной какой?

1 ребенок: Снег - темный, мягкий, талый, грязный, рыхлый.

Логопед: Что делает весной снег?

2 ребенок: Снег - тает, оседает, темнеет.

Логопед: Вот снег тает и превращается... Во что же он превращается?

Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. 
Дети: ручей. Звук ручья

Логопед: Весной очень много ручейков. Что вы можете сказать о весенних ручьях? Ручьи какие?

1 ребенок: Звонкие, прозрачные, быстрые, холодные, журчащие.

Логопед: Что делают весной ручьи?

2 ребенок: Ручьи бегут, звенят, журчат.

Логопед: А, теперь следующая загадка.

Это что за потолок? 
То он низок, то высок, 
То он сер, то беловат, 
То чуть-чуть голубоват. 
А порой такой красивый - 
Кружевной и синий-синий!

Дети: небо.

Логопед: Придумаем как можно больше слов про весеннее небо. Небо, какое?

1 ребенок: Голубое, высокое, чистое.

Логопед: Важный страж и друг поле,

Первый вестник теплых дней.  (грач)

Грач какой? (черный, важный)

Логопед: Что видим мы, взглянув в оконце? 
Нам ярким светом светит … 
Дети: Солнце. 

Логопед: Ребята, вы все правильно отгадали – лучик ожил, солнышко засветило своими яркими лучами!

На экране появляется «Солнышко» (Презентация).

Логопед: А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про весеннее солнышко. Солнце, какое?

1ребенок: весеннее, яркое, теплое.

Логопед: Что делает весеннее солнышко?

2 ребенок: Солнце - светит, пригревает, ласкает.

Логопед: Поиграем с солнышком.

Логоритмическое упражнение

Пальчиковая разминка "Заботливое солнышко".

Солнце с неба посылает     Дети ритмично скрещиваютруки над головой.

Лучик, лучик, лучик.         
И им смело разгоняет          Плавно покачивают руки вверху.

Тучи, тучи, тучи.
Весной нежно согревает      Ритмично потирают щеки.
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит    Ритмично постукивают пальцем по носу
Точки-точки-точки

Логопед: Расскажем по картинкам о признаках весны. (Составление предложений.)

Примерные ответы детей: Снег весной темный, талый, грязный. Снег тает, бегут звонкие прозрачные ручьи, весной высокое, яркое небо. Весной первыми прилетают грачи. Весной солнце греет, пригревает, ласкает.

Логопед: Как мы хорошо рассказали о весне.

 А вот художник А. Соврасов на своей картине «Начало весны» решил эти признаки отобразить. Посмотрите на картину.

Какое время года на картине изображено?

Дети: Весна.

Логопед: Начало весны или конец весны. Может быть это зима? Посмотрите, на картине изображен снег. Почему так думаете?

Дети: Небо голубое нет темных туч, деревья сбросили свои снежные шубы, солнышко растопило некоторые участки земли, потекли ручейки.

Логопед: А, теперь, собирайтесь скорей в необычный поход. Ждут вас тайны лесные и тропинка в гости ждет.

Здравствуй лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Давайте пройдемся по лесу.

5.Динамическая пауза.

У нас славная осанка,

Мы сведем лопатки.

Мы походим  на носках,
А потом - на пятках.

Пройдем мягко как лисята,

И как мишка косолапый.

И как заинька трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот, свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся –

Ежик сладко потянулся.

6. Практическая работа 

Логопед: Кто же нам встретится? Узнаем, отгадав загадки.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (медведь).

Все время по лесу рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это … (волк).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее … (лиса).

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги…

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется…(зайка).

Логопед: Животные, ребята, тоже рады весне.

Животных можно встретить не только в лесу, но и в сказках. Какие сказки о животных вы знаете?

Дети: «Колобок», «Теремок», «Лиса и дрозд», «Заюшкина избушка».

Логопед: Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать солнечный лучик). Лучик поможет растопить снег на наших пенечках.

«Лучик, снега ты коснись и сугробы растопи».

Давайте присядем на пенечки и покажем сказку «Заюшкина избушка».

6. Театрализация детьми сказки «Заюшкина избушка».

7. Молодцы! Аплодисменты артистам! Ребята, за нами наблюдало наше ласковое весеннее солнышко! Ему очень понравились ваши рассказы о весне и сказка, которую вы показали. И на память оно вам дарит весенние раскраски. Вы можете свои рисунки сделать яркими, по-весеннему солнечными и по ним дома рассказать о весне. 

Логопед раздает детям раскраски.

 

. . . . .