Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [Р] и [Л]"

Дата публикации: 2022-12-28 14:50:26
Статью разместил(а):
Абрамушкина Анжелика Александровна

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [Р] и [Л]"

Автор: Абрамушкина Анжелика Александровна

МБОУ «Первомайская СОШ», с. Первомайское, Бийский район, Алтайский край

 

Аннотация: Материал занятия направлен на дифференциацию звуков [р], [л], уточнение и сравнение артикуляции данных звуков, закрепление произношения этих звуков в самостоятельной речи, развитие речевого слуха. Приведены различные приёмы и методы дифференциации звуков. Конспект соответствует ФГОС. 

Ключевые слова: дифференциация звуков, фонематический анализ, синтез.

 

Цель: автоматизация звуков [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи: 

- сравнить артикуляции звуков [Р] и [Л];

- закреплять правильное произношение звуков  [Р] и [Л];

- совершенствовать навыки дифференциации звуков [Р] и [Л], буквы «Р» и буквы «Л» в устной и письменной речи;

- развивать навыки фонематического восприятия, анализа;

- развивать логику, внимание, память.

Оборудование: зеркало для каждого ребенка, образцы букв «Р», «р», «Л», «л», предметные картинки, мяч, артикуляционный профиль звуков, счетные палочки, декоративные камешки, ноутбук, экран. 

 

Содержание занятия

 

1. Организационный момент.

Послушайте загадку и попробуйте догадаться кто это?

Все жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла

А зовут её? ... (пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед.

Она прилетела помочь вам, учиться правильно произносить звук [Р], [Л] и отличать их друг от друга, но для того, чтобы правильно произносить звуки [Р], [Л] давайте вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.

[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.

[Л] – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит, а пляшет.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

А теперь давайте сделаем зарядку для язычка.

«Качели» 

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

«Часики»

Влево-вправо, влево-вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Дятел»

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

«Лошадка»

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок,

И поскачем на лужок.

«Лопаточка»

Язычок широкий, гладкий-

Получается лопатка.

«Чьи зубы чище»

Чисти зубы, чисти зубы 

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

«Маляр»

Язык как кисточка моя, 

И ею нёбо крашу я.

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Чей мяч дальше?»

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Дифференциация изолированных звуков [р] и [л] 

Игра «Закончи слово» (с мячиком)

Я начну слово, а вы должны его закончить, добавив последний звук [р] или [л].

пи- 

ды- 

детво- 

шко- 

ска- 

кону- 

сы-

дяте-

пена-

узе-

вете-

топо-

сто-

ша

кома-

пасти- 

иг- 

футбо-

мото-

сту-

но- 

аку- 

жа- 

у- 

Дифференциация звуков [р-л] в слогах

Игра «Наоборот»

Я назову слово, а вы должны поменять слоги местами и назвать получившееся слово.

лу-ру

ру-лу

ло-ро

ро-ло

лэ-рэ

рэ-лэ

ла-ра

ра-ла

лы-ры

ры-лы

Автоматизация звука [Р], [Л] в словах

- Придумать слово в рифму. Четко и правильно произносить звук [р] или [л].

Ро-ло-ро – у орла огромное … - крыло.

Лы-ры-лы, испугались мы ... – лисы.

Ры-лы-ры – шары всегда … - круглы.

Лу-ру-лу, мы увидели … - луну.

Ар-ал-ар – папа прочитал … - журнал

Ло-ро-ло, убежали … - далеко.

Ла-ра-ла, вкусный мед несет …- пчела.

Ар-ал-ар – завтра праздник ... – карнавал.

Дифференциация звуков [р-л] в словах 

Игра «Слово заблудилось».

Необходимо найти лишнее слово (на слух).

Слова:

- ребенок, ранец, ладонь, редиска;

- клумба, холм, каблук, порох;

- лыжи, ротик, лайка, лось;

- дракон, тигр, блузка, корова;

- рыба, скалка, расческа, сестра.

Дифференциация звуков [р-л] в словах

- Сейчас я буду произносить слова, а вы будете заменять в них звуки. Например: ром-лом и т.д.

рак – лак  

жир – жил 

рама – лама 

рот – лот 

стар – стал 

пир – пил 

город – голод 

борт – болт 

ров – лов 

рожь – ложь 

Соотнесение звуков [р] и [л] с буквами Рр и Лл

Какой буквой на письме обозначается звук [р]?

Какой буквой на письме обозначается звук [л]?

(Демонстрация образцов букв.)

Игра «Выложи букву»

Выложи букву «Р» и букву «Л» из счетных палочек, из камушков.

Звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд

Определи место звуков [р-л] в словах. Назови соответствующую букву и цифру.

Предметные картинки: Ромашка, лодка, помидор, халат, морж, пчелка, тигр, белка, пар, платок.

Физкультминутка

Мы играем на гармошке.

Наши ножки: топ – топ. 

Громко хлопаем в ладошки.

Наши ручки: хлоп – хлоп! 

Головой слегка качаем.

Вниз ладошки опускаем, 

Руки к верху поднимаем.

Отдыхаем, отдыхаем. 

Игра «Пропавшие буквы» 

Вставь пропущенные буквы в слова.

ма-ме-ад

-

мармелад

к-окоди-

-

крокодил

-ыбо-ов

-

рыболов

бе--ога

-

бегемот

гене-а-

-

генерал

-аз-ука

-

разлука

Зрительная гимнастика. Упражнение «Муха»

Прилетела муха,

Села на указку.

Попытайтесь-ка за ней

Пробежаться глазками.

Игра «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, когда услышишь в словах звук [р]:

Народ, пулемёт, огород, пылесос, парус, корыто, лист, качели, капуста, творог, корона, цветы, телевизор, полка, диван, гитара, овощи, морковь, колонка, окно, пирамида, муравей, бабочка, вагон, ворон, карусель.

Игра «Скажи наоборот».

Послушайте предложения. Добавьте в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л]. 

• Дедушка старый, а внук (молодой).

• Вчера мне было весело, а сегодня (грустно).

• Зимой снега много, а весной (мало).

• Баба Яга злая, а фея (добрая).

• Суп горячий, а компот (холодный).

• Снег белый, а уголь (черный).

• Заяц трусливый, а лев (смелый).

• Ручеек мелкий, а река (глубокая).

III. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

В чём их сходство?

В чём их различие?

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Справились ли вы с заданиями?

Молодцы!

Занятие окончено!

 

Список литературы: 

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991 г.

2. Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000.

3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999.

4. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997.

5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000.

6. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002.

 

. . . . .