Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Смешанное обучение на уроках физики

Дата публикации: 2023-02-14 23:48:23
Статью разместил(а):
Куденцова Александра Олеговна

Смешанное обучение на уроках физики

Автор: Куденцова Александра Олеговна

«МАОУ школа интернат № 1 им. В.П. Синякова», г. Красноярск

 

Аннотация: В этой статье приведен урок физики с использованием технологии смешанного обучения. Форма проведения: модель «Ротация станций». Данную разработку можно использовать в 8-10 классах при изучении физики на базовом уровне. Перед проведением данного урока необходимо разбить класс на 3 группы( можно по результатам выполнения домашних работ, как в данном случае).

Ключевые слова: смешанное обучение, ротация станций, термодинамика, агрегатные состояния, фазовые переходы, плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, количество теплоты, тепловое равновесии, температура плавления и кристаллизации. 

 

Тема: Три состояния вещества. Фазовые переходы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: Предметные:

  • Систематизировать знания по теме Агрегатные состояния вещества

  • Способствовать формированию у учащихся умения анализировать текст. Отработать навыки решения задач нахождение количества теплоты.

Личностные:

  1. Формировать умение планировать свои действия свои действия в соответствии с учебным заданием;

  2. Способствовать формированию навыков общения, умения работать в группе;

  3. Пробудить интерес к самостоятельности, аккуратности, правильной речи, взаимопомощи, точности.

Метапредметные:

  • Способствовать развитию умения учащихся анализировать, делать выводы, планировать и оценивать свои действия;

  • Формировать умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания критерии для классификации.

  • Развивать умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в графическом виде, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся решать задачи на нахождение количества теплоты

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер на каждого ученика/группы, компьютер, проектор.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний, постановка проблемы.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Групповая работа.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Рефлексия. Постановка домашнего задания.

Оборудование: 1) Маршрутные листы / карточки с заданиями, компьютер, тексты для работы в группах.

Инструменты проверки достижения результата: «learningapps» мультимедийные упражнения, с анализом графиков фазовых переходов, ответы на вопросы по данной теме.

Критерии / показатели / индикаторы оценки достижения результатов:

Решил 50-60% - оценка «3». Решил 61-80 % - оценка «4». Решил 81-100% - оценка «5».

Оценка ставится тьютором по результатам работы с программой.

Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Работа на станции «Учитель»: 12 минут.

Работа на станции «Онлайн»: 12 минут.

Работа на станции «Проект»: 12 минут.

Завершение урока: 3 минуты.

Маршруты движения групп по станциям:

Группа 1. Станция «Онлайн» «Учитель» «Проект».

Группа 2. Станция «Учитель» «Проект» «Онлайн».

Группа 3. Станция «Проект» «Онлайн» «Учитель».

Организационно-педагогические условие и описание хода урока.

НАЧАЛО УРОКА. Формирование групп: учащиеся получают индивидуальные маршрутные листы. Способ деления на группы: по результатам проверки ДЗ в тетрадях учитель наклеивает на тетрадь стикер определенного цвета.

Организационный момент (положительный настрой). Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть вас сегодня и надеюсь на совместную плодотворную работу.

Постановка цели урока. Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Как выдумаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (ответы обучающихся).Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по теме «Количество теплоты» как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Собрать ответ из версий ответов обучающихся обобщить и систематизировать знания по данной теме. Мы с вами будем говорить фазовых переходах и процессах связанных с изменением внутренней энергии, какое количество нужно затратить или отдаст тело при переходе из одного состояния в другую. Вспомним что такое тепловой баланс и как работать с графиками фазовых переходов. Каждый из вас должен уметь правильно и рационально решать задачи на нахождение количества теплоты.

Сегодня мы будем работать с вами необычно. На ваших тетрадях наклеены цветные квадратики, по которым вы будете объединяться в группы. И работать будем на станциях, которые будут называться «Учитель» — это работа с учителем, «Онлайн» — это работа с компьютером и «Проектная»-это работа в команде. Вы получите маршрутные листы, в соответствии с которыми и будете передвигаться по станциям. Расходимся по группам (на столах наклеены названия станций).

Групповая / индивидуальная работа: работа с маршрутными листами.

Завершение урока.

Взяли маршрутные листы, оценили себя. (Оценка выставляется следующим образом-находим среднее арифметическое оценок, полученных на трех станциях)

Рефлексия

Ребята, как вы думаете, мы достигли цели урока? Какие у вас были затруднения на уроке? Нашли ли вы выход из затруднения?

Остались ли у вас затруднения после окончания урока? Что понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке?

(Ответы учащихся)

Итак, цель урока достигнута. У каждого из вас есть маршрутный лист. Переверните его и на ладошке ответьте на такие вопросы:

Какие у вас были затруднения на уроке?Нашли ли вы выход из затруднения?Остались ли у вас затруднения после окончания урока?

Что понравилось на уроке?Что не понравилось на уроке?

Постановка домашнего задания. Решить упражнение 8(1-3) из учебника стр 24.

Список литературы:

  1. Учебник Физика, 8 класс, Перышкин А. В., Е.М. Гутник, учебник для учащихся общеобразовательных организаций;

  2. Методическое пособие: Громцева О.И. , физика 8 класс; Логинов И.А., Сборник текстовых заданий. Кирик Л.А. Качественные задачи по физике

Группа 1

1 станция «Учитель»(12минут)

2 станция «Проект» (работа в группе)Время на работу 12 минут.

3 станция. «Онлайн» 12 минут

Беседа по вопросам

  1. Какие основные состояния вещества?

  2. Перечислите название процессов при переходе из разных состояний?

  3. Что такое количество теплоты?

  4. Может ли количество теплоты иметь отрицательное значение?

  5. Как называется температура при которой вещество начинает плавиться?

  6. Самостоятельная работа с графиком

Вариант 1.

1. Какое вещество представлено на графике?

2. Какая начальная температура вещества?

3. Сколько времени потребовалось для плавления данного вещества?

4. Какая температура была у вещества через 60 минут?

Вариант 2

1. Какая температура плавления данного вещества?

2. Сколько времени ушло на кристаллизацию вещества?

3. Какая температура была у вещества через 30 мин от начала наблюдения?

4. Как называются процессы на участках ВС и СD?

Критерии оценивания:1б – за правильный ответ

.Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Ответы запишите.

1 ...

2 ...

3 ...

4 ...

5 ...

Критерии оценивания:

1б – за правильный ответ.

1.Выполните проверочную работу на компьютере

Укажите количество баллов

Шкала оценивания:

«5»- 81-100%

«4» - 61-80%

«3» - 40-60%

«2» - 0 заданий

ОЦЕНКА

Ставится тьютором по результатам работы с программой.

Рефлексия:

Все ли удалось сделать на уроке? (Да/Нет)

Были ли сложности с заданием (Да/Нет)

Довольны ли свой работой (Да/Нет)

Оцените свою работу ...

Группа 2

1.станция «Онлайн» 12 минут

2 станция «Учитель» (12 минут)

3 станция «Проект»

(работа в группе)

Время на работу 12 минут

1.Выполните проверочную работу на компьютере:

Укажите количество баллов_______

Шкала оценивания:

«5»- 81-100%

«4» - 61-80%

«3» - 40-60%

«2» - 0 заданий

ОЦЕНКА

Ставится тьютором по результатам работы с программой.

1. Какие основные состояния вещества?

2. Перечислите название процессов при переходе из разных состояний?

3. Что такое количество теплоты?

4. Перечислите процессы с поглощением энергии.

5. Как называется температура, при которой вещество начинает отвердевать?

6. Самостоятельная работа с графиком

На рисунке изображен график зависимости температуры воды от количества теплоты, отданной водой окружающей среде. Ответьте на вопросы.

Вариант 1

1. Какова начальная температура воды?

2. Какова температура окружающей среды?

3. Как изменилась внутренняя энергия воды?

4. На сколько изменилась внутренняя энергия воды?

Вариант 2

1. Какова конечная температура воды?

2. Как изменилась внутренняя энергия окружающей среды?

3. Какова температура окружающей среды?

4. Насколько изменилась внутренняя энергия окружающей среды?

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Ответы запишите.

1._______________

2._______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

Критерии оценивания:

1б – за правильный ответ

Рефлексия:

Все ли удалось сделать на уроке? (Да/Нет)

Были ли сложности с заданием (Да/Нет)

Довольны ли свой работой (Да/Нет)

Оцените свою работу ...

Группа 3

1 станция «Проект»

(работа в группе)

Время на работу 12 минут.

2 станция. «Онлайн» 12 минут

3 станция «Учитель» (12 минут)

1. Прочитайте инструкцию и выполните задание для группы 3

Критерии оценивания:

1б – за правильный ответ.

1. Выполните проверочную работу на компьютере learningapps

Укажите количество баллов ...

Шкала оценивания:

«5»- 81-100%

«4» - 61-80%

«3» - 40-60%

«2» - 0 заданий

ОЦЕНКА

Ставится тьютором по результатам работы с программой

  1. Какие основные состояния вещества?

  2. Перечислите название процессов при переходе из разных состояний?

  3. Что такое количество теплоты?

  4. Перечислите процессы с поглощением энергии.

  5. Как называется температура, при которой вещество начинает отвердевать?

  6. Как найти количество теплоты которое идет на нагревание и парообразование ?

  7. Как найти полную энергию которую необходимо затратить при нагревании?

  8. Самостоятельная работа решить задачи

Вариант 1

1. Какое количество теплоты требуется для плавления 400г алюминия, взятого при 20 С?

2. Сколько энергии нужно для плавления 0,7 кг серебра, взятого при температуре 962 С?

Вариант 2

1. Какое количество теплоты требуется для плавления 500г свинца, взятого при 20 С?

2. Сколько энергии нужно для плавления 0,5 кг олова, взятого при температуре 27 С?

Критерии оценивания 1 задача 2 балла.

Рефлексия(заполняется в конце урока):

Все ли удалось сделать на уроке? (Да/Нет)

Были ли сложности с заданием (Да/Нет)

Довольны ли свой работой (Да/Нет)

Оцените свою работу  ...

. . . . .