Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект занятия по окружающему миру "Домашние птицы"

Дата публикации: 2023-02-22 17:16:19
Статью разместил(а):
Старыгина Марина Александровна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Домашние птицы"

 Автор: Старыгина Марина Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 55 Центрального района"

 

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.

Приоритетная область: Познавательная.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Способствовать накоплению и обогащению представлений о домашних птицах.

2. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц.

3. Учить образовывать притяжательные прилагательные: куриная, петушиная, гусиная, утиная, индюшиная.

4. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Уточнить и расширить словарь по теме.

6. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельно делать выводы по результатам исследования.

Развивающие задачи:

1. Активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивать диалогическую речь, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание, восприятие.

3. Развивать логику посредством отгадывания загадок о домашних птицах.

Воспитательные задачи:

1. Формировать положительную установку на участие в занятии.

2. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам, живой природе, желание заботиться о птицах, помогать им.

Оборудование:

1. Письмо от бабушки.

2. Предметные картинки домашних птиц и диких животных.

5. Картинки с изображением контуров птиц, наложенных друг на друга, на каждого ребенка;

6. Презентация, звукозапись физминутки «Танец маленьких утят».

7. Ёмкость с водой, масло растительное, салфетки.

8. Цветные карандаши (желтые) для закрашивания цыпленка.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картинок с изображением домашних птиц, уточнение понятия «птичий двор».

2. Чтение художественной литературы о птицах: К. Ушинский «Петушок с семьей», Е. Чарушин «Утки»,  «Гадкий утёнок», – Сибиряк «Серая шейка», С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок».

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний», «Один – много».

4. Разрезные картинки.

 

 Ход занятия

Воспитатель организовывает детей, приветствие.

Ой, ребята, смотрите, что это? (Воспитатель берёт со стола конверт).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там. Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от бабушки! Она пишет, что она живет в деревне и у неё случилась беда. Она сегодня утром ходила кормить своих любимых домашних птиц и забыла закрыть калитку во двор и все ее птицы разбежались.

Бабушка просит вас помочь вернуть их домой. Поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, какие домашние птицы живут у бабушки (Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики пред экраном телевизора).

Воспитатель загадывает загадки посредством ИКТ.

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу (курица).

После отгадывания загадки детьми, на экране появляется курица.

Воспитатель: Как подает голос курица, что она делает?

Дети: Кудахчет.

Воспитатель: Как называются детки курицы?

Дети: Цыплята (на экране появляются цыплята).

Воспитатель: Во дворе птицы живут целыми семьями.

Воспитатель: Кто еще живет с курицей и цыплятами?

Дети: Петух (на экране появляется петух).

Воспитатель: А как подает голос петух?

Дети: Кукарекает.

Воспитатель: А если это семья курицы и петуха, то чья это семья?

Дети: Куриная, петушиная.

Вперевалочку хожу,

Травку пощипать люблю,

В воду залезаю,

Плаваю, ныряю! (утка).

После отгадывания загадки детьми, на экране появляется утка.

Воспитатель: Как подает голос утка? Что она делает?

Дети: Крякает.

Воспитатель: Как называются детки утки?

Дети: Утята.

Воспитатель: Кто еще живет с уткой и утятами?

Дети: Селезень.

Воспитатель: А если это семья утки и селезня, то чья это семья?

Дети: Утиная!

Из любого я пруда,

Сухим выйду без труда,

Клювом пёрышки поправлю,

И щипать им буду травку! (гусь).

После отгадывания загадки детьми, на экране появляется гусь.

Воспитатель: Как подает голос гусь? Что он делает?

Дети: Гогочет.

Воспитатель: Как называются детки гуся?

Дети: Гусята.

Воспитатель: Как зовут их маму?

Дети: Гусыня.

Воспитатель: А если это семья гуся и гусыни, то чья это семья?

Дети: Гусиная!

Словно веер хвост,

Борода — нарост,

Нарядный сюртук,

И зовут его … (индюк)

После отгадывания загадки детьми, на экране появляется индюк.

Воспитатель: Как подает голос индюк? Что он делает?

Дети: Болбочет.

Воспитатель: Как называются детки индюка?

Дети: Индюшата.

Воспитатель: Как зовут их маму?

Дети: Индюшка.

Воспитатель: А если это семья индюка и индюшки, то чья это семья?

Дети: Индюшиная!

Воспитатель проводит беседу с детьми с использованием ИКТ.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать всех на картинке? (Птицы) 

Воспитатель: Как вы определили, что это птицы? (У них есть крылья, тело покрыто перьями, две лапки, туловище, клюв, хвост. Они откладывают яйца, высиживают птенцов.)

Воспитатель: Почему их называют домашними? (Домашние, потому что они живут рядом с человеком, люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу).

Воспитатель: Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники.)

Воспитатель: Что едят домашние птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

Воспитатель: Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья)

Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных? (У птиц тело покрыто перьями, а у животных шерстью. У птиц есть крылья, а у животных нет крыльев. У птиц есть клюв, а у животных нет клюва. У птиц 2 лапки, а у животных 4 лапы).

Воспитатель: Давайте поможем бабушке. Выберем домашних птиц  и вернем их бабушке.

Называю домашних птиц, возвращают бабушке.

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием, помогли бабушке. Ребята бабушка подготовила для вас задание, оно спрятано в группе. Дидактическая игра «Найди и раскрась»

Изображение цыпленка спрятано на фоне других птиц и животных (так называемые зашумленные картинки). Детям нужно найти цыпленка, обвести его фломастером и раскрасить, затем рассказать о своих действиях, например, «Я нашел и раскрасил цыпленка».

Воспитатель: А сейчас мы потанцуем под веселую музыку.

Физминутка под музыку «Танец маленьких утят».

Воспитатель: Ребята, каких птиц можно встретить на пруду?

Дети: Гусей, уток.

Воспитатель: Как называют птиц, которые умеют плавать?

Дети: Водоплавающие.

Воспитатель: Почему утки, гуси и другие водоплавающие птицы плавают, а куры, петухи и индюки не могут плавать?

Дети: У водоплавающих птиц широкие лапки с перепонками между пальцев.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды? Есть даже такая поговорка «Как с гуся вода».

Воспитатель: Я помогу вам узнать секрет водоплавающих птиц. Для этого проведём опыт с перьями.

Опыт 1. Воспитатель намазывает одну руку жиром, опускает руку в воду на несколько секунд. Вынимает из воды, рассматривает с детьми.

Воспитатель: Что же произошло? Почему вода стекает с руки? Потому, что вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с руки. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у хвоста есть специальная жировая железа. Гуси и утки при помощи клюва смазывают жиром свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».

Воспитатель: Люди научились у природы. Металлические детали у машин смазывают специальным маслом, чтобы при попадании воды они не ржавели.

Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их (гуси – лебеди)

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (курочка Ряба)

Какие птицы жили у бабуси? (два веселых гуся)

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны.

Воспитатель: Расскажите, чем мы сегодня занимались, кому мы помогли, как мы помогли?

Что нового узнали о птицах?

В какие игры играли?

Что понравилось, а что не очень?

Было ли трудно?

 

. . . . .