Конспект занятия по окружающему миру "Домашние птицы"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Домашние птицы"
Автор: Старыгина Марина Александровна
ГБДОУ "Детский сад № 55 Центрального района"
Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.
Приоритетная область: Познавательная.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Способствовать накоплению и обогащению представлений о домашних птицах.
2. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц.
3. Учить образовывать притяжательные прилагательные: куриная, петушиная, гусиная, утиная, индюшиная.
4. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Уточнить и расширить словарь по теме.
6. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельно делать выводы по результатам исследования.
Развивающие задачи:
1. Активизировать речевую деятельность детей.
2. Развивать диалогическую речь, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание, восприятие.
3. Развивать логику посредством отгадывания загадок о домашних птицах.
Воспитательные задачи:
1. Формировать положительную установку на участие в занятии.
2. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам, живой природе, желание заботиться о птицах, помогать им.
Оборудование:
1. Письмо от бабушки.
2. Предметные картинки домашних птиц и диких животных.
5. Картинки с изображением контуров птиц, наложенных друг на друга, на каждого ребенка;
6. Презентация, звукозапись физминутки «Танец маленьких утят».
7. Ёмкость с водой, масло растительное, салфетки.
8. Цветные карандаши (желтые) для закрашивания цыпленка.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картинок с изображением домашних птиц, уточнение понятия «птичий двор».
2. Чтение художественной литературы о птицах: К. Ушинский «Петушок с семьей», Е. Чарушин «Утки», «Гадкий утёнок», – Сибиряк «Серая шейка», С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок».
3. Дидактическая игра «Четвертый лишний», «Один – много».
4. Разрезные картинки.
Ход занятия
Воспитатель организовывает детей, приветствие.
Ой, ребята, смотрите, что это? (Воспитатель берёт со стола конверт).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там. Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от бабушки! Она пишет, что она живет в деревне и у неё случилась беда. Она сегодня утром ходила кормить своих любимых домашних птиц и забыла закрыть калитку во двор и все ее птицы разбежались.
Бабушка просит вас помочь вернуть их домой. Поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, какие домашние птицы живут у бабушки (Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики пред экраном телевизора).
Воспитатель загадывает загадки посредством ИКТ.
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу (курица).
После отгадывания загадки детьми, на экране появляется курица.
Воспитатель: Как подает голос курица, что она делает?
Дети: Кудахчет.
Воспитатель: Как называются детки курицы?
Дети: Цыплята (на экране появляются цыплята).
Воспитатель: Во дворе птицы живут целыми семьями.
Воспитатель: Кто еще живет с курицей и цыплятами?
Дети: Петух (на экране появляется петух).
Воспитатель: А как подает голос петух?
Дети: Кукарекает.
Воспитатель: А если это семья курицы и петуха, то чья это семья?
Дети: Куриная, петушиная.
Вперевалочку хожу,
Травку пощипать люблю,
В воду залезаю,
Плаваю, ныряю! (утка).
После отгадывания загадки детьми, на экране появляется утка.
Воспитатель: Как подает голос утка? Что она делает?
Дети: Крякает.
Воспитатель: Как называются детки утки?
Дети: Утята.
Воспитатель: Кто еще живет с уткой и утятами?
Дети: Селезень.
Воспитатель: А если это семья утки и селезня, то чья это семья?
Дети: Утиная!
Из любого я пруда,
Сухим выйду без труда,
Клювом пёрышки поправлю,
И щипать им буду травку! (гусь).
После отгадывания загадки детьми, на экране появляется гусь.
Воспитатель: Как подает голос гусь? Что он делает?
Дети: Гогочет.
Воспитатель: Как называются детки гуся?
Дети: Гусята.
Воспитатель: Как зовут их маму?
Дети: Гусыня.
Воспитатель: А если это семья гуся и гусыни, то чья это семья?
Дети: Гусиная!
Словно веер хвост,
Борода — нарост,
Нарядный сюртук,
И зовут его … (индюк)
После отгадывания загадки детьми, на экране появляется индюк.
Воспитатель: Как подает голос индюк? Что он делает?
Дети: Болбочет.
Воспитатель: Как называются детки индюка?
Дети: Индюшата.
Воспитатель: Как зовут их маму?
Дети: Индюшка.
Воспитатель: А если это семья индюка и индюшки, то чья это семья?
Дети: Индюшиная!
Воспитатель проводит беседу с детьми с использованием ИКТ.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать всех на картинке? (Птицы)
Воспитатель: Как вы определили, что это птицы? (У них есть крылья, тело покрыто перьями, две лапки, туловище, клюв, хвост. Они откладывают яйца, высиживают птенцов.)
Воспитатель: Почему их называют домашними? (Домашние, потому что они живут рядом с человеком, люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу).
Воспитатель: Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники.)
Воспитатель: Что едят домашние птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)
Воспитатель: Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья)
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных? (У птиц тело покрыто перьями, а у животных шерстью. У птиц есть крылья, а у животных нет крыльев. У птиц есть клюв, а у животных нет клюва. У птиц 2 лапки, а у животных 4 лапы).
Воспитатель: Давайте поможем бабушке. Выберем домашних птиц и вернем их бабушке.
Называю домашних птиц, возвращают бабушке.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием, помогли бабушке. Ребята бабушка подготовила для вас задание, оно спрятано в группе. Дидактическая игра «Найди и раскрась»
Изображение цыпленка спрятано на фоне других птиц и животных (так называемые зашумленные картинки). Детям нужно найти цыпленка, обвести его фломастером и раскрасить, затем рассказать о своих действиях, например, «Я нашел и раскрасил цыпленка».
Воспитатель: А сейчас мы потанцуем под веселую музыку.
Физминутка под музыку «Танец маленьких утят».
Воспитатель: Ребята, каких птиц можно встретить на пруду?
Дети: Гусей, уток.
Воспитатель: Как называют птиц, которые умеют плавать?
Дети: Водоплавающие.
Воспитатель: Почему утки, гуси и другие водоплавающие птицы плавают, а куры, петухи и индюки не могут плавать?
Дети: У водоплавающих птиц широкие лапки с перепонками между пальцев.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды? Есть даже такая поговорка «Как с гуся вода».
Воспитатель: Я помогу вам узнать секрет водоплавающих птиц. Для этого проведём опыт с перьями.
Опыт 1. Воспитатель намазывает одну руку жиром, опускает руку в воду на несколько секунд. Вынимает из воды, рассматривает с детьми.
Воспитатель: Что же произошло? Почему вода стекает с руки? Потому, что вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с руки. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у хвоста есть специальная жировая железа. Гуси и утки при помощи клюва смазывают жиром свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».
Воспитатель: Люди научились у природы. Металлические детали у машин смазывают специальным маслом, чтобы при попадании воды они не ржавели.
Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их (гуси – лебеди)
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (курочка Ряба)
Какие птицы жили у бабуси? (два веселых гуся)
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны.
Воспитатель: Расскажите, чем мы сегодня занимались, кому мы помогли, как мы помогли?
Что нового узнали о птицах?
В какие игры играли?
Что понравилось, а что не очень?
Было ли трудно?