Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок истории в 6 классе "Русь в середине XII – начале XIII в."

Дата публикации: 2023-04-01 13:40:51
Статью разместил(а):
Безносова Алена Юрьевна

Урок истории в 6 классе "Русь в середине XII – начале XIII в."

Автор: Безносова Алена Юрьевна

МБОУ "Ново-Удинская СОШ"

 

Цели урока:

1) Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме;

2) Закрепить понимание особенностей развития значительных русских земель в период раздробленности. 

Задачи:

1) Развивать память, внимание, устную речь;

2) Воспитывать интерес к предмету;

3) Уметь свободно излагать подготовлен­ные сообщения по теме, сравнивать политиче­ские и др. особенности княжеств, называть выдающихся деятелей и правителей.

Планируемые результаты: 

- предметные: актуализировать и обобщать знания по истории Руси в середине XII — начале XIII в.; соотносить события истории Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; характеризовать существенные признаки культуры Руси; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

- метапредметные УУД — коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества входе индивидуальной и групповой работы; развивать коммуникативные действия, направленные на систематизации знаний по данной теме; регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; владеть общими приемами решения учебных задач;

- личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; уважать культурные достижения своего народа.

Оборудование: тестовые задания, иллюстративный материал, чистые листы бумаги А4, клей, чёрный ящик.

Форма проведения урока: индивидуальная, групповая.

Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,  здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, РЭШ

Тип урока: Урок обобщения знаний с элементами игры-путешествия.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационно-целевой этап. Сообщение темы и целей урока.
  3. Основная часть.
  4. Рефлексия.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Мотивационно-целевой этап. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Великий испанский писатель Мигель Сервантес говорил: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение настоящего, предостережение для будущего». Благодаря истории мы знаем, что было много-много лет назад.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по пройденной теме «Русь в середине XII – начале XIII века. 

Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

На какие вопросы предстоит ответить? (ученики высказывают свои предположения)

Но урок у нас будет сегодня волшебный. Сегодня мы с вами перенесемся в далекое прошлое нашей страны. Это путешествие во времени мы совершим, используя собственное воображение и знания, полученные на уроках по данной теме.

Но судить нас будет компетентное жюри. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ.

Вы разделились на команды, а сейчас придумайте название своим командам и выберите капитанов. Капитаны, представьте названия своих команд. Самое оригинальное и соответствующее тематике урока оценивается и команда … получает свой первый балл.

СТИХОТВОРЕНИЕ:

В школе сегодня за партой

Запомним мы наизусть

Про людей и место на карте

С необычным названием Русь.

У кого на нашей планете

Есть такая улыбка и грусть,

Где зимой все мечтают о лете,

Летом грезится снежная Русь.

Кто такие Русичи эти,

Чьих лесов и полей не объять,

Полноводны озера их, реки,

А народ умом не понять.

И пускай я сто раз погибну,

Я теперь ничего не боюсь.

Подарил мне господь отчизну

И назвал ее гордо - Русь.

III. Повторение и обобщение.

1. Разминка.

У вас на столе лежит карточка, на которой  5 определений. Команды посовещавшись 30 сек., пишут на листе ответ и отдают жюри. Оценивается по 1 баллу за каждый правильный ответ. Исправлять нельзя.

Максимум 5 баллов.

1. Владение младших членов княжеского рода (удел)

2. Крайняя степень воздержания, отречение от жизненных благ (аскетизм)

3. Объединение людей для совместной работы (артель)

4. Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным лицам (республика)

5. Глава православной русской церкви в Новгороде (владыка).

2. К доске приглашаются те, кто лучше всех в команде знает карту. Конкурс «Парк карт». Нужно быстро показать на карте территорию того княжества, которое вам достанется. (1 балл)

Владимиро-Суздальское княжество, Киевское княжество, Новгородскую землю.

3. На нашем уроке присутствуют купцы, побывавшие на Руси, и описавшие в письмах свои впечатления. Давайте их послушаем. Выступают 1,2,3 команда.  

Спасибо, ребята. Этот конкурс оценивается максимум в 5 баллов.

4. Следующий конкурс «Кто есть кто?». От команд приглашаются по одному участнику. Я Вам сейчас читаю описание, а вы должны отгадать о ком речь.

1. Свое прозвище он получил за стремление  протягивать руки» с далекой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. Он имел прямые права на великокняжеский престол и добивался его. Дважды он захватывал Киев, но ему не удавалось надолго занять престол. После оче­редного великого князя он вновь захватил Киев. Но прокняжил в нем два года и внезапно умер. (Юрий Долгорукий).

2. После гибели Андрея Боголюбского на престоле оказался его младший сводный брат, у которого было много детей, отчего он и получил своё прозвище. Автор «Слова о полку Игореве» так представляет его воинскую силу: «Ведь ты можешь Волгу разбрызгать вёслами, Дон шлемами вычерпать» (Всеволод Большое Гнездо).

3. С его именем связана постройка Золотых ворот во Владимире по образцу Золотых ворот в Киеве, строительство церкви Покрова на Нерли, начато строительство Успенского собора. Ему удалось взять Киев, который он разграбил, на время подчинить новгородцев, хотя свое прозвище он получил в связи со всем другим событием. Отправляясь на север он вёз с собой одну из святынь – икону Божьей Матери. Кони, вёзшие повозку с иконой, остановились и никакая сила не могла сдвинуть их с места. (Андрей Боголюбский).

Оценивается максимум 2 балла.

Физминутка:

Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И «раздрася вся Русская земля», (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезинки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (… и тянемся)

Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки) 

5. Выполняется всей командой. Площадь культуры.

У вас есть картинки. Вам необходимо распределить памятники архитектуры по княжествам. (3 мин.)

Конкурс оценивается в 9 баллов.

6.  Конкурс «Что в чёрном ящике»?

1. Главной пищей на Руси была каша, а также мясо и хлеб. Сами каши были несколько иные, чем мы привыкли видеть. Рис был большой диковинкой, его еще называли «сорочинским пшеном», и стоил он баснословно дорого. Собственного пшена на Руси всегда хватало с избытком, а вот крупу, завезенную греческими монахами, ели по великим праздникам. Что в «черном ящике»? (Гречка).

2. Этот предмет у наших предков был и необходимой частью мужской одежды, и своеобразным знаком отличия. Носили его знать и крестьяне, но от состояния, звания и положения хозяина зависел материал и техника, в которой это было изготовлено. У богатых и знатных это было украшено драгоценными камнями,  ткались вручную из золотых и серебряных нитей. А по древнерусским поверьям, ходить без него так и вовсе было «грешно». Если же парень или девица собирались якшаться с нечистой силой, то первым делом они снимали с себя это предмет одежды. Это символизировало приобщение к потустороннему миру. С древнейших времен он рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу этого предмета одежды. Что в «черном ящике»? (Пояс/ремень).

3. Новгородцы в основном занимались ремеслом и торговлей. Изделия новгородских плотников, кузнецов, ткачей, гончаров, оружейников славились по всей Руси. А вот земли новгородские  были мало пригодны для земледелия, и этого продукта не хватало. Его привозили из Владимиро-Суздальской земли. Что в черном ящике? (Хлеб).

Конкурс оценивается в 2 балла.

7. Итог урока. Проверка заполнения рабочих листов. Определение команды победительницы. Выставление оценок.

8. Рефлексия.

Учитель: Подведите итог урока для себя и оцените свою работу на уроке (прием «Светофор»).

«Красный» – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

«Жёлтый» – Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

«Зелёный» – Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали и можете дальше путешествовать в мир истории и приступить к изучению новой страницы истории нашей Родины. Изучая историю, нужно не только давать оценку историческому событию, но и извлекать уроки, чтобы не совершать ошибки в будущем, чтить память исторических личностей, которые внесли большой вклад в историю нашей страны. «Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что … хотим больше знать!

9. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе на тему «Мои впечатления о периоде «Русь в середине XII – начале XIII в.» по желанию.

ЕСЛИ ВРЕМЯ ОСТАНЕТСЯ

IV. И последний  конкурс для капитанов и называется он «Тупичок дат». 

Учитель: Мы с вами попадаем в тупик. На столе карточки с основными датами  изученной нами темы. Вам необходимо установить соответствие: соотнести дату и событие.

Установите соответствие:

  1. 1176-1212 гг.           А. Любечский съезд князей
  2. 1157-1174 гг.           Б. Правление Андрея Боголюбского
  3. 1125-1157 гг.           В. Первое упоминание в летописи о Москве
  4. 1097 г.                     Г. Правление Всеволода Большое Гнездо
  5. 1147 г                      Д. Правление Юрия Долгорукого

(1-Г, 2-Б, 3-Д, 4-А, 5- В).

Приложение

конкурсы

1 команда

_________________

2 команда

_________________

3 команда

_______________

1.Название команд

мах. 1 балл

 

 

 

2. Разминка

мах.5 б. (по 1 б. за правильный ответ)

 

 

 

 

3. Парк карт

1 балл

 

 

 

 

4. Купцы

мах.5 баллов

 

 

 

 

5. «Кто есть кто?»

2 балла

 

 

 

6.Площадь культуры

мах. 9 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)

 

 

 

7. «Что в чёрном ящике?»

2 балла

 

 

 

8. «Тупичок дат»

(если останется время)

мах. 3 балла (1 ошибка – 2 балла, больше ошибок – 0)

 

 

 

ИТОГ

 

 

 

 

 

НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ

Я побывал в Новгородской земле и решил сразу посетить Великий Новгород - центр Новгородской земли. Этот город расположен на пути " из варяг в греки ". Здесь малопригодные земли для земледелия, поэтому сюда хлеб привозят из Владимиро-Суздальской земли. Новгородцы в основном занимаются торговлей и ремеслом, их изделия славятся на всю Русь. Торговля ведётся главным образом с немецкими и датскими купцами, а также с Византией, странами Востока. В Новгороде есть храмы и торговые дворы для иноземцов. В Новгороде большинство населения составляют ремесленники. Здесь самые состоятельные купцы входят в объединение "Иваново сто". Но самый большой вес здесь имеют бояре. Здесь сложилась республиканская форма правления, что и отличает Новгородские земли от остальных русских княжеств. Также у новгородской культуры есть определяющие черты: простота и доступность. Но простота очень выразительная, храмы отлично вписываются в окружающий мир.

 

От имени купца-иноземца Владимиро-Суздальского княжества. 

Путь мой лежал через край лесов, который местные называют Залесским. Среди непроходимых лесов находятся прекрасные города с богатыми почвами. Побывал я во Владимире. Скажу, что много городов видел я в жизни, но такой красоты не видел еще нигде. В город ведут огромные Золотые ворота, каких нет во многих столицах государств, где я побывал. В городе множество каменных храмов, прекрасных теремов. Город находится у реки Клязьмы, на берегу которой расположены торговые палатки, корабли, что обеспечивает городу богатую торговлю. Здесь и товары из моей страны (Германия), и из земель шведов да датчан, и обилие восточных товаров, аж пряности и ковры из самой далекой страны Индии. Туда я продолжу свой путь.

 

ВЛАДИМИРО – СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Доброго дня! Вот наконец-то и добрался я до Великой Руси, а именно до Владимиро-суздальского княжества. Дорога была трудной и опасной, но скажу я вам, после увиденного здесь, оно того стоило!!! Не знаю, получиться ли описать всего великолепия словами, но я постараюсь. Сначала хотелось бы отметить людей, они очень грамотные, трудолюбивые, чистоплотные, добрые, приветливые и хлебосольные. Быт здесь удивительный, много зданий из дерева, а крыши жилых домов из сена.  Храмы и соборы красивые, поражают своим богатством и красотой, они стоят на вершинах холмов, по берегам рек, как прекрасные невесты, их белокаменные стены очень величественны, а их убранство внутри завораживает взгляд, все в чудотворных иконах, расписанных золотом, мазайки на стенах. А какие у них рынки!!! Весь вой товар я раскупил буквально за три дня. Рынки у них полны изобилием: чудесное оружие прекрасных мастеров, меха, мед, рыба, украшения из драгоценных камней, деревянная резная посуда. Что касается культуры, архитектура, живопись, литература в расцвете, везде начали вести свои летописи. Местные рассказали мне, что Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо вложили наибольший вклад в развитие княжества. Поэтому, думаю, что буду почаще сюда наведываться, возить наши товары, покупать их, делиться и получать бесценный опыт жития-бытия.  

 

Критерии оценивания для жюри

1. Конкурс. Название команд,  самое оригинальное и соответствующее тематике урока оценивается 1 баллом.

2. Разминка. Максимум 5 баллов. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

3. Конкурс.  К доске приглашаются те, кто лучше всех в команде знает карту. Нужно быстро показать на карте территорию  (1 балл)

4. Конкурс. Рассказ купцов. Оценивается 5 баллами содержательность, доступность, выразительность.

5. Конкурс «Кто есть кто?» Оценивается максимум 2 балла.

6. Выполняется всей командой. Распредели памятники архитектуры. Конкурс оценивается в 9 баллов (по 1 баллу за правильное соответствие).

7. Конкурс «Что в чёрном ящике?». Конкурс оценивается в 2 балла. 

8. Конкурс «Тупичок дат» (если останется время). 3 балла, 1 ошибка – 2  балла, больше ошибок – 0

 

. . . . .