Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Открытый урок по ФГОС в 7 классе "Причастие как часть речи"

Дата публикации: 2023-04-08 20:03:23
Статью разместил(а):
Нестерова Елена Валерьевна

Открытый урок по ФГОС в 7 классе "Причастие как часть речи"

Автор: Нестерова Елена Валерьевна

МКОУ "Кропоткинская СОШ"

  

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока: дать понятие о причастии; показать, в чем сходство и отличие причастия и прилагательного, причастия и глагола; пробудить у школьников интерес к получению новой информации.

Задачи урока: 

Образовательные: 

· развить умение формулировать определение понятий;

· формировать умение отличать причастие от других частей речи;

· обращать внимание на роль причастий в предложении;

· обогащать словарный запас учащихся;

· совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

· развитие творческих, речевых способностей учащихся;

· развивать умение правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;

· формирование логического мышления и познавательной деятельности.

Воспитательные: 

· воспитание интереса и уважения к родному языку;

· формирование потребностей к новым знаниям;

· развитие коммуникативных УУД:

· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки причастий, научиться находить причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации.

Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа

 

Ход урока

1. Организационный момент:  

Слово учителя: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Всем хорошего настроения и активной работы на уроке. Сегодня мы познакомимся с необычным понятием.

Ребята, откройте тетради и запишите дату.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Какая наука изучает части речи? (Морфология)

Верно. Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.

Допишите тему нашего урока: Причастие как часть речи.

3. Объяснение нового материала.

На экране показывается слайд. Отгадаем загадку:

Маленький и кругленький
Несётся быстро вскачь,
Недавно мамой купленный
Весёлый, резвый ... (мяч)

Итак, наш помощник – обыкновенный мяч. Давайте внимательно рассмотрим наш мяч, для этого охарактеризуем его с разных сторон.

4. Игра в мячик. 

У меня в руках мяч. Назовите признаки этого мяча. К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик.

по форме – круглый;

по величине – большой, маленький;

по материалу - резиновый, пластмассовый;

по назначению - футбольный, теннисный.

Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)

Учитель передает мяч любому ученику и просит произвести с ним некоторые действия (учащийся ударяет мяч об пол, роняет на пол, катает, подбрасывает вверх, передает кому-либо и т.д.).

Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий …).

Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные или временные - они называют?

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию (ответы учащихся).

Запишите в тетради определение: Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?» или «что делающий?».

5. Закрепление: Творческое задание (устно, на доске): Перед вами причастия. Ваша задача – разделить их по признакам. Для начала внимательно прочитайте все слова и подумайте, по какому признаку их можно разделить?

темнеющий, любящий, светлевший, любивший, рисующий, светлеющий, нарисовавший, горящий, темневший, горевший.

темнеющий - темневший,

любящая - любившая,

светлеющий - светлевший,

рисующий - нарисовавший

горящая - горевшая

И по какому же признаку вы решили разделить причастия на две группы? (Возможные ответы учащихся: В первой группе причастия, которые отвечают на вопросы «что делающий?», а во втором «что сделавший?» и т.д.)

У какой части речи, изученной ранее вами, определяется признак по вопросам? (Возможные ответы учащихся: У глаголов вопросы «что делать? что делает?» указывают на несовершенный вид, «что сделать? что сделает?» на совершенный вид, время глагола.)

Сделаем вывод: значит, от глагола причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный. Еще какой морфологический признак прилагательного  вы можете отметить у данных причастий? (род, слова здесь даны в мужском и женском родах).

6. Исследование текста (работа в парах).

На столах распечатанный текст. Задание: найти причастия, определить морфологические признаки глагола и прилагательного.  

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная. Вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив. И черных скал вершины;

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне. (А.С. Пушкин)

Назовите эпитеты в этих стихотворных строках. Какие из них выражены прилагательными, а какие причастиями.

7. Самостоятельная работа (письменно). Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Работа в группах.

1 группа самостоятельно работает с учебником: упр.76.

2 группа выполняет задания по карточке.

Задание:

- образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться;

 - выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие.

Составьте предложение с каждым причастием.

3 группа (сильный ученик + слабый) работают с модулем «Употребление причастий в речи».

Учащиеся самостоятельно составляют пары предложений:

1. Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости.

Мы шли по тропинке, ведущей к избушке лесника, которая находилась поблизости.

2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами. В библиотеке сидят читатели, работающие с книгами и журналами.

3. На пороге дома я увидел кота, который вылизывал шерсть. На пороге дома я увидел кота, вылизывающего шерсть.

Выполнение задания проверяется  после завершения работы ответом одного из представителей групп.

Молодцы. Замечательно! А сейчас подведем итоги нашего урока.

8. Подведение итогов урока.

Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня?

Что такое причастие?

Какие признаки причастия запомнили?

Как вы думаете, какова роль причастий в речи?

Что на уроке показалось наиболее трудным? 

8. Домашнее задание. § 12. Упр. 77. Индивидуальное задание: рассказать о правописании падежных окончаний прилагательных, привести свои примеры.

Выставление оценок. Урок окочен, спасибо за активное участие! Помните: грамотным быть всегда модно!

 

. . . . .