Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Дружина юных пожарных"

Дата публикации: 2023-04-10 20:19:57
Статью разместил(а):
Хадарцева Алана Алановна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Дружина юных пожарных"

Автор: Хадарцева Алана Алановна

МБОУ "Лицей", г. Владикавказ

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ: социально-педагогической направленность.

Уровень: базовый.

Возраст обучающихся: 13-14 лет (8 класс)

Срок реализации: 10 месяцев.

Цель программы: повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских добровольных пожарных дружин

Направленность программы: социально-педагогическая.

Вид программы: краткосрочная.

Уровень реализации: дополнительное образование.

Уровень освоения программы: базовый.

Способ освоения содержания образования: креативный.

Нормативно-правовое обоснование:

· Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 11, ст. 13 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326);

· Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р

· Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программа»

· СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41.

· Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

· Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанные Министерством общего и профессионального образования Свердловской области «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», от 02.12.2015г. № 02-01-82/10468 (на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242)

· Устав МАОУ АГО «АСОШ № 6».

· Методические рекомендации по оформлению рабочих программ дополнительного образования в МАОУ АГО «АСОШ № 6», утверждённые приказом директора школы от 09.02.2016 года № 29 – од.

· Устав МБОУ "Лицей".

Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.

Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.

 В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня – это фундамент пожарной безопасности будущего.

Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности занятия в кружке школьной системы дополнительного образования «Юный пожарный».

Эта работа в образовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» в котором говорится, что «... обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой...» и ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества. 

Ежегодно в Российской Федерации происходит около 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей. Около 7 тысяч пожаров происходит вследствие детской шалости детей с огнём, каждый второй пожар из-за неосторожного обращения с огнём, каждый пятый-из-за несоблюдения требований правил эксплуатации оборудования и бытовых приборов.

Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением огромного количества новых веществ, созданных благодаря достижениям в области химии.

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретённые знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, учащиеся пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Опыт показывает, что к вопросу о привитии навыков обращения с огнём надо подходить планомерно и систематически. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.

В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня — это фундамент пожарной безопасности будущего.

Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является Дружины юных пожарных (далее ДЮП). Работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения.

Актуальность программы в том, что она способствует расширению знаний о мерах пожарной безопасности, оказанию помощи в профессиональной ориентации; пропаганде пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров; формированию среди учащихся позитивного сознания, направленного на предупреждение правонарушений, связанных с пожарами, способствует привитию навыков безопасного поведения.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в практическом применении здоровьесберегающей технологии и технологии коллективного творческого труда, что позволит выработать в учащихся стремление получить знания, навыки осторожного пользования огнём, электроприборами и другими предметами, вызывающими пожар. Обучение по данной программе воспитает у детей чувство товарищества и дружбы, внимательность, самодисциплину ответственность за личную безопасность и безопасность окружающих.

Цель программы: создание условий для приобретения учащимися социально-значимого опыта через обучение мерам пожарной безопасности и умениям действовать в ситуации возникновения пожара. 

Задачи программы.

Личностные:

·        воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, уважения к профессии пожарного;

·        воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни окружающих;

·        воспитывать самодисциплину, силу волю, мужество, стойкость, стремление к преодолению трудностей;

·         воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки;

Метапредметные:

·        развивать инициативу и эрудицию детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований;

·        развивать мышление, внимание, память учащихся;

·         развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

Предметные:

·        обучать детей правилам пожарной безопасности;

·        прививать навыки осознанного безопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара;

·        овладеть, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре;

·        приобрести знания, умения и навыки работы с первичными средствами пожаротушения.

Новизна и отличительная особенность настоящей программы в том, что она дополнена разделами «Оказание доврачебной помощи» и «Юный пропагандист».

Так же приоритетным в данной программе является выделение ценностных ориентиров:

•          Ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

•          Ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

•          Ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

•          Ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и самовоспитание, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 13-14 лет. Особенности среднего подросткового возраста состоят в том, что в этом возрасте дети уже прекрасно знают, что и как будет гореть, им интересно наблюдать пожар. Появляется комплекс героизма, им кажется, что они смелые люди, решившиеся на поджог. Поэтому в этот период уже следует напомнить о существовании юридических законов и ответственности. Тем более, что в этом возрасте некоторые дети начинают курить, подражая взрослым, формируются группы подростков-друзей. Для подростка мужество и смелость важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности. Он требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия, физические, интеллектуальные и социальные. Самосознание возникает и развивается на основе такой практической деятельности учащегося, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль. Вместе с тем у подростков существенно возрастает ориентация на качества мужественности, начинает формироваться идеал мужественности человека. Для детей этого возраста интересны и полезны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт и дисциплина.

Особенности старшего подросткового возраста.

Характерная черта внимания учащегося данного школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Поэтому считаем, что данная программа вовлечет учащихся во взрослую жизнь, разовьёт интерес, поможет социально адаптироваться в обществе.

Уровень освоения программы – базовый.

Особенности организация образовательного процесса.

Дружина юных пожарных создается из числа школьников. Состав группы разновозрастной. Работа по программе включает следующие основные направления:

- Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием.

- Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, с использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, "молний" и уголков юных пожарных.

- Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, викторин, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах.

- Посещение выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Учащиеся должны быть:

·        сформированы чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга; уважение к профессии пожарного;

·        воспитано бережное отношение к своей жизни и жизни окружающих;

·        воспитаны самодисциплина, сила воли, мужество, стойкость, стремление к преодолению трудностей;

·        воспитаны чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

Метапредметные:

·        развита инициатива и эрудиция в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований;

·        развито мышление, внимание, память;

·        развит познавательный интерес в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

Предметные:

·        получены знания по правилам пожарной безопасности;

·         привиты навыки осознанного безопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара;

·        обучены умениям и навыкам по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим;

·        приобретены знания, умения и навыки работы с первичными средствами пожаротушения.

Формы аттестации: опрос, зачет, тестирование, соревнование, выпуск «боевого листка», викторина, молнии на противопожарную тематику, практическая работа.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал тестирования, методическая разработка, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, выступление агитбригады, соревнование, итоговое задание, итоговый отчет, открытое занятие.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел

Содержание разделов

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества

7

Практическая работа

2.

Причины возникновения пожаров

10

Викторина

3.

Профилактика пожаров

15

Выпуск боевого листка

4.

Люди огненной профессии

8

Выступление агитбригады

Итого:

 

40

 

Содержание учебного плана.

Раздел 1. Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества.

Теория: Вводное занятие. Входной контроль. Инструктаж по техники безопасности.  Почетная профессия «Пожарный». Положение о ДЮП – цели, задачи, права и обязанности членов дружины. История развития пожарной охраны в Древней Руси. История развития пожарной охраны в Древнем Риме.

Образование Дружин юных пожарных в СССР. История пожарной охраны в Московской области. Медали “За отвагу”, “ За спасение погибавших”.

Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”.

Практика: Опрос по теме «История развития пожарной охраны».

Экскурсия в пожарную часть пос. Львовский.

Раздел 2. Причины возникновения пожаров.

Теория: Причины возникновения бытовых пожаров. Способы тушения огня подручными средствами.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых, газовых приборов, отопительных печей.

Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки).

Практика: Ролевая игра: «Чтобы ёлка только радость принесла!».

Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности.

Раздел 3. Профилактика пожаров.

Теория: Основные правила пожарной безопасности. Последствия пожаров.

Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире. Пожар автомобиля, в гараже, на балконе. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией. Способы прекращения пожаров. Противопожарный режим в школе.

Практика: Обыгрывание правил безопасного поведения на пожаре дома, в школе, на транспорте.

 Разыгрывание сценок на темы: правила безопасного поведения при пожаре в квартире, в школе, если горит у соседей.

Тестирование по темам раздела.

Раздел 4. Люди огненной профессии.

Теория: Профессия «пожарный».

Опасность огненной профессии. Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.

Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.

Телефон пожарной охраны «01», телефон службы спасения «112».

Боевая одежда пожарного. Спасательные узлы в работе пожарных.

Автотехника МЧС. Герои-пожарные.

Практика: Отработка навыка вызова по телефону пожарной команды. Разучивание номеров пожарной охраны и службы спасения. 

Подготовка сообщений о пожарных-героях.

Встреча с людьми героической профессии – пожарными. Выпуск «боевого листка».

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАММЫ

Методическое обеспечение программы

В соответствии с данной образовательной программой:

Форма занятий групповая. Программа предусматривает реализацию и организацию других форм занятий - беседа, презентация, лекция в сочетании с практическими занятиями, соревнования, репетиция, экскурсия, выступление агитбригады, круглый стол.

Типы занятий: сообщение новых знаний, применение знаний на практике, обобщение и повторение, комбинированное, коррекция и контроль.

При подготовке к занятиям необходимо подбирать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть, встречи с сотрудниками государственной противопожарной службы.

Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении основополагающих дидактических принципов:

•          Наглядности;

•          Системности;

•          Доступности предлагаемого материала;

•          Перехода от простого к сложному;

•          Индивидуального подхода.

На занятиях используются различные методы: словесный, игровой, наглядный, ТСО, практический, метод самореализации через различные дела: агитационную деятельность, выступление агитбригады, выпуск «боевого листка», молнии, стенгазеты на противопожарную тематику,   метод контроля качества усвоения программы, роста достижений через итоговый контроль (зачеты, викторины, тестирование,  экскурсии, выполнение заданий педагога), метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, правового, эстетического и др. форм воспитания.

Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр. Игровая деятельность весьма привлекательна для учащихся. С помощью игры создаётся повышенный интерес к осознанному и правильному поведению во время пожара или в иных сложных ситуациях. Это позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, что придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

 

Список литературы для детей и родителей.

·        Горбунова Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности. –Волгоград, 2013.

·        Как вести себя при пожаре в детском саду или школе // Азбука безопасности. – 2013. – №3.

·        Как себя вести при опасности? Памятка / Сост С. Шатиров, И. Свиридова, худож. И. Мустафин - Кемерово, 2014.

·        Кто в пожаре виноват. – Новосибирск: ПИРАНТ, 2015.

·        О правилах пожарных [Стихи] / автор стихов А.М. Бобровицкий. Юрга: Кемеровская областная общественная организация ВДПО, 2013.

·        Практическое пособие «Оказание первой помощи пострадавшим» МЧС России 2014.

·        Радзиевский С.И. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие / С.И. Радзиевский. Севастополь: РИБЭСТ, 2013.

·        Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: метод. пособие: 3-е изд.- М.: Айрис –пресс, 2016.

·        Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 -9 кл. Москва, «Просвещение», 2013.

·        Учебное пособие "Безопасность жизнедеятельности и экстремальная медицина в практике персонала первого контакта"  / авторы: Марченко Д.В., Ермаков А.Р., Иркутск: ВСИ МВД РФ - 2014г.

·        Формы обучения правилам пожарной безопасности в основной и старшей школе: метод. рекоменд. для преподавателей - организаторов ОБЖ, класс. руковод., педагогов – организаторов образовательных учрежд. Кемерово, 2016.

 

. . . . .