Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Как организовать словарную работу на уроке литературного чтения в начальной школе

Дата публикации: 2023-04-11 14:11:09
Статью разместил(а):
Москвина Надежда Алексеевна

Как организовать словарную работу на уроке литературного чтения в начальной школе

Автор: Москвина Надежда Алексеевна

ПИ ИГУ, г. Иркутск

 

Вступительная беседа на уроке литературного чтения. Тема: Н.Н. Носов "Трудная задача".

Этап урока подготовка к восприятию произведения "Трудная задача" Н.Н. Носова.

ОДЗ: Ввести в круг описываемых событий, создать эмоциональный настрой на восприятие рассказа.

Вид работы: Словарная работа.

Учебная задача учителя: Расширять словарный запас учащихся, развивать речь, создать эмоциональный настрой на восприятие рассказа.

Учебная задача для учащихся: Ребята, давайте сейчас подготовимся к чтению нового произведения и пополним наш словарный запас.

Практическая задача: Для этого поработаем с толковым словарем С.И. Ожегова, со словарем антонимов и синонимов русского языка А.С. Гавриловой.

Организация деятельности: Чтобы вы понимали, о чем говорится в рассказе, мы должны будем выяснить лексическое значение неизвестных слов. Работать будем так: на экране вы видите слова, я буду их называть, а вы выяснять их лексическое значение при помощи словарей, которые лежат у вас на партах.

Организация контроля:

Учитель: Давайте вспомним критерии для работы.

Ученики: Внимательно слушать ответы одноклассников.

Учитель: Верно. Еще какой критерий?

Ученики: Не перебивать, когда отвечает одноклассник.

Ученики: Говорить четко и достаточно громко.

Учитель: Хорошо. Назовите еще один критерий.

Ученики: Каждый ответ грамотно сформулирован.

Учитель: И назовите последний критерий.

Ученики: Если готовы дополнить или исправить ответ одноклассника, то поднимаем сигнальную карточку.

Содержание:

Учитель: Итак, первое слово «задачник». Найдите его лексическое значение в толковом словаре.

Ученики: Задачник – это сборник математических задач.

Учитель: Хорошо. А только лишь математических задач?

Ученики: Нет. В словаре написано, что преимущественно математических, но могут быть и задачи по другим предметам.

Учитель: Вот теперь соглашусь с вами. Задачник может быть и по физике, и по химии, ну и, конечно, по математике.

Посмотрите на экран. Тут представлены разные виды задачников.

Давайте продолжим, следующее слово «рожь». Найдите значение слова в толковом словаре.

Ученики: Рожь - хлебный злак, из зерен которого изготовляется мука, идущая на выпечку черного хлеба.

Учитель: Хорошо, посмотрите на экран. На какой из этих картинок изображена рожь?

Ученики: На первой картинке, потому что она больше подходит под описание.

Аня поднимает сигнальную карточку.

Учитель: Аня, что ты хочешь добавить?

Ученики: А я заметила, что на второй картинке изображена кукуруза, поэтому мы можем сказать, что рожь – на первой картинке.

Учитель: Какие вы внимательные! Все верно.

Итак, ребята, сейчас я назову вам синонимы к слову, лексическое значение которого нам предстоит узнать.

Синонимы:  молотилка, дробилка, мясорубка, кофемолка.

Как вы думаете, что все эти слова объединяет?

Ученики: То, что они измельчают продукты.

Учитель: Так, хорошо. То есть, все эти приборы служат для измельчения чего-либо. Верно?

Ученики: Да!

Учитель: Хорошо, теперь посмотрите на экран.

Учитель: Как думаете, что перед вами? Может кофемолка?

Ученики: Нет.

Учитель: Может, мясорубка?

Ученики: Нет. Это механизм для измельчения зерна.

Учитель: Верно! Перед вами «мельница».

В толковом словаре «мельница» - это машинное устройство с жерновами, для меленья, молотья, измельченья сыпучих тел, особенно зернового хлеба.

Учитель: Продолжаем дальше.

Учитель: Следующее слово, с которым мы познакомимся – «кафтан».

Найдите его лексическое значение в толковом словаре.

Ученики: Кафтан – это старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.

Учитель: Да, верно. Это старинная верхняя распашная мужская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение; его носили все слои населения: богатые — кафтаны из бархата, парчи, добротного сукна на дорогих мехах.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран.

Учитель: Скажите, где вы могли видеть кафтан?

Ученики: На праздниках, например на масленице, в театре, в мультфильмах.

Учитель: Отлично.

Следующее слово мы объясним с помощью морфемного разбора. Это слово «пристукивать». Ребята, определите часть речи.
Ученики: Пристукивать (что делать?) глагол.

Учитель: Верно, давайте выделим корень, а для этого подберем цепочку однокоренных слов.

Ученики: Стук, застукал, выстукивать, постукали, перестукала, постукивать. У всех этих слов корень СТУК. Это слово связано с действием, то есть стучать чем-либо.

Учитель: Все так считают?

Ученики: Да!

Учитель: Теперь давайте выделим приставку в этом слове.

Ученики: Приставка ПРИ. Она имеет значение делать что-то слегка, не сильно.

Учитель: Все согласны?

Ученики: Да. Все верно.

Учитель: Теперь мы можем определить лексическое значение слова «пристукивать»?

Ученики: Да. Слово пристукивать означает не сильно стучать по чему-либо.

Учитель: Все верно.

В толковом словаре «пристукивать» – слегка стучать по чему-либо, сопровождать что-либо постукиванием.

Итак, продолжаем нашу работу. Сейчас на экране вы увидите синонимы к слову, лексическое значение которого нам предстоит узнать.

Синонимы: вещатель, рация, беспроволочный телеграф, приёмник.

Как вы думаете, что все эти слова объединяет?

Ученики: То, что они все передают звуки и сигналы.

Учитель: Так, хорошо. То есть, все эти приборы служат для передачи сигналов. Верно?

Ученики: Да!

Учитель: Хорошо, теперь посмотрите на экран.

Учитель: Итак, что же перед нами?

Ученики: Это радио!

Учитель: Верно. В толковом словаре «радио» – это устройство для приёма звуковых вещательных передач.

Вы когда-нибудь слушали радио?

Ученики:

- Да. У бабушки.

- А у нас дома такое радио есть. Мы слушаем его по утрам, когда собираемся в школу.

Учитель: Отлично! Тогда продолжаем.

Ребята, послушайте, какие я произнесу слова и выберите те, которые имеют противоположное лексическое значение к слову «густой». Вы готовы?

Ученики: Да.

Учитель: Редкий, Жидкий, плотный, сплошной, водянистый.

Ученики: Мы выбрали слова: редкий, жидкий, водянистый.

Учитель: Ребята, все согласны?

Ученики: Да! Все эти слова имеют противоположное лексическое значение к слову «густой».

Учитель: Молодцы. Я с вами полностью согласна. Тогда продолжаем.

Учитель: Следующее слово «сени». Сени – это помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старину в городских домах. Я думаю, многие из вас видели дома, в которых есть сени, возможно у ваших бабушек или прабабушек. Посмотрите на экран и попробуйте найти картинку, на которой изображены сени.                                 

Ученики: Мы думаем, что сени изображены на второй картинке, потому что картинка больше подходит под описание. На первой картинке – крыльцо, а на третьей – кухня.

Учитель: Да, верно, вы молодцы.

Контрольно-регулировочный компонент:

- контроль со стороны учителя: Учитель следит за работой учащихся и контролирует правильность их ответов.

- контроль со стороны учащихся: Учащиеся контролируют ответы друг друга с помощью сигнальных карточек, при необходимости исправляют и дополняют ответы.

Оценочно-результативный компонент:

Учитель: Итак, ребята, мы сегодня хорошо поработали с незнакомыми словами. Молодцы! Мы выяснили значения неизвестных слов, пополнили наш словарный запас и подготовились к первичному чтению рассказа Н.Н. Носова «Трудная задача».

  

. . . . .