Как организовать словарную работу на уроке литературного чтения в начальной школе
Как организовать словарную работу на уроке литературного чтения в начальной школе
Автор: Москвина Надежда Алексеевна
ПИ ИГУ, г. Иркутск
Вступительная беседа на уроке литературного чтения. Тема: Н.Н. Носов "Трудная задача".
Этап урока подготовка к восприятию произведения "Трудная задача" Н.Н. Носова.
ОДЗ: Ввести в круг описываемых событий, создать эмоциональный настрой на восприятие рассказа.
Вид работы: Словарная работа.
Учебная задача учителя: Расширять словарный запас учащихся, развивать речь, создать эмоциональный настрой на восприятие рассказа.
Учебная задача для учащихся: Ребята, давайте сейчас подготовимся к чтению нового произведения и пополним наш словарный запас.
Практическая задача: Для этого поработаем с толковым словарем С.И. Ожегова, со словарем антонимов и синонимов русского языка А.С. Гавриловой.
Организация деятельности: Чтобы вы понимали, о чем говорится в рассказе, мы должны будем выяснить лексическое значение неизвестных слов. Работать будем так: на экране вы видите слова, я буду их называть, а вы выяснять их лексическое значение при помощи словарей, которые лежат у вас на партах.
Организация контроля:
Учитель: Давайте вспомним критерии для работы.
Ученики: Внимательно слушать ответы одноклассников.
Учитель: Верно. Еще какой критерий?
Ученики: Не перебивать, когда отвечает одноклассник.
Ученики: Говорить четко и достаточно громко.
Учитель: Хорошо. Назовите еще один критерий.
Ученики: Каждый ответ грамотно сформулирован.
Учитель: И назовите последний критерий.
Ученики: Если готовы дополнить или исправить ответ одноклассника, то поднимаем сигнальную карточку.
Содержание:
Учитель: Итак, первое слово «задачник». Найдите его лексическое значение в толковом словаре.
Ученики: Задачник – это сборник математических задач.
Учитель: Хорошо. А только лишь математических задач?
Ученики: Нет. В словаре написано, что преимущественно математических, но могут быть и задачи по другим предметам.
Учитель: Вот теперь соглашусь с вами. Задачник может быть и по физике, и по химии, ну и, конечно, по математике.
Посмотрите на экран. Тут представлены разные виды задачников.
Давайте продолжим, следующее слово «рожь». Найдите значение слова в толковом словаре.
Ученики: Рожь - хлебный злак, из зерен которого изготовляется мука, идущая на выпечку черного хлеба.
Учитель: Хорошо, посмотрите на экран. На какой из этих картинок изображена рожь?
Ученики: На первой картинке, потому что она больше подходит под описание.
Аня поднимает сигнальную карточку.
Учитель: Аня, что ты хочешь добавить?
Ученики: А я заметила, что на второй картинке изображена кукуруза, поэтому мы можем сказать, что рожь – на первой картинке.
Учитель: Какие вы внимательные! Все верно.
Итак, ребята, сейчас я назову вам синонимы к слову, лексическое значение которого нам предстоит узнать.
Синонимы: молотилка, дробилка, мясорубка, кофемолка.
Как вы думаете, что все эти слова объединяет?
Ученики: То, что они измельчают продукты.
Учитель: Так, хорошо. То есть, все эти приборы служат для измельчения чего-либо. Верно?
Ученики: Да!
Учитель: Хорошо, теперь посмотрите на экран.
Учитель: Как думаете, что перед вами? Может кофемолка?
Ученики: Нет.
Учитель: Может, мясорубка?
Ученики: Нет. Это механизм для измельчения зерна.
Учитель: Верно! Перед вами «мельница».
В толковом словаре «мельница» - это машинное устройство с жерновами, для меленья, молотья, измельченья сыпучих тел, особенно зернового хлеба.
Учитель: Продолжаем дальше.
Учитель: Следующее слово, с которым мы познакомимся – «кафтан».
Найдите его лексическое значение в толковом словаре.
Ученики: Кафтан – это старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.
Учитель: Да, верно. Это старинная верхняя распашная мужская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение; его носили все слои населения: богатые — кафтаны из бархата, парчи, добротного сукна на дорогих мехах.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран.
Учитель: Скажите, где вы могли видеть кафтан?
Ученики: На праздниках, например на масленице, в театре, в мультфильмах.
Учитель: Отлично.
Следующее слово мы объясним с помощью морфемного разбора. Это слово «пристукивать». Ребята, определите часть речи.
Ученики: Пристукивать (что делать?) глагол.
Учитель: Верно, давайте выделим корень, а для этого подберем цепочку однокоренных слов.
Ученики: Стук, застукал, выстукивать, постукали, перестукала, постукивать. У всех этих слов корень СТУК. Это слово связано с действием, то есть стучать чем-либо.
Учитель: Все так считают?
Ученики: Да!
Учитель: Теперь давайте выделим приставку в этом слове.
Ученики: Приставка ПРИ. Она имеет значение делать что-то слегка, не сильно.
Учитель: Все согласны?
Ученики: Да. Все верно.
Учитель: Теперь мы можем определить лексическое значение слова «пристукивать»?
Ученики: Да. Слово пристукивать означает не сильно стучать по чему-либо.
Учитель: Все верно.
В толковом словаре «пристукивать» – слегка стучать по чему-либо, сопровождать что-либо постукиванием.
Итак, продолжаем нашу работу. Сейчас на экране вы увидите синонимы к слову, лексическое значение которого нам предстоит узнать.
Синонимы: вещатель, рация, беспроволочный телеграф, приёмник.
Как вы думаете, что все эти слова объединяет?
Ученики: То, что они все передают звуки и сигналы.
Учитель: Так, хорошо. То есть, все эти приборы служат для передачи сигналов. Верно?
Ученики: Да!
Учитель: Хорошо, теперь посмотрите на экран.
Учитель: Итак, что же перед нами?
Ученики: Это радио!
Учитель: Верно. В толковом словаре «радио» – это устройство для приёма звуковых вещательных передач.
Вы когда-нибудь слушали радио?
Ученики:
- Да. У бабушки.
- А у нас дома такое радио есть. Мы слушаем его по утрам, когда собираемся в школу.
Учитель: Отлично! Тогда продолжаем.
Ребята, послушайте, какие я произнесу слова и выберите те, которые имеют противоположное лексическое значение к слову «густой». Вы готовы?
Ученики: Да.
Учитель: Редкий, Жидкий, плотный, сплошной, водянистый.
Ученики: Мы выбрали слова: редкий, жидкий, водянистый.
Учитель: Ребята, все согласны?
Ученики: Да! Все эти слова имеют противоположное лексическое значение к слову «густой».
Учитель: Молодцы. Я с вами полностью согласна. Тогда продолжаем.
Учитель: Следующее слово «сени». Сени – это помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старину в городских домах. Я думаю, многие из вас видели дома, в которых есть сени, возможно у ваших бабушек или прабабушек. Посмотрите на экран и попробуйте найти картинку, на которой изображены сени.
Ученики: Мы думаем, что сени изображены на второй картинке, потому что картинка больше подходит под описание. На первой картинке – крыльцо, а на третьей – кухня.
Учитель: Да, верно, вы молодцы.
Контрольно-регулировочный компонент:
- контроль со стороны учителя: Учитель следит за работой учащихся и контролирует правильность их ответов.
- контроль со стороны учащихся: Учащиеся контролируют ответы друг друга с помощью сигнальных карточек, при необходимости исправляют и дополняют ответы.
Оценочно-результативный компонент:
Учитель: Итак, ребята, мы сегодня хорошо поработали с незнакомыми словами. Молодцы! Мы выяснили значения неизвестных слов, пополнили наш словарный запас и подготовились к первичному чтению рассказа Н.Н. Носова «Трудная задача».